С помощью экспертов и критиков The Blueprint составил путеводитель по Москве, свободный от туристических штампов и увлечения новейшими тенденциями.

Текст:
Г Р И Г О Р   А Т А Н Е С Я Н

Иллюстрации:  
D A N N Y   E S P I N O Z A


К И Н О 




М А Р И Я   К У В Ш И Н О В А
заместитель главного редактора журнала «Сеанс»

рошлый год выдался богатым на талантливые фильмы молодых режиссеров. Сейчас почти все из них работают над новыми проектами, так что в ближайшее время от них не стоить ждать громких премьер. Кино — не самая быстрая в производстве вещь, это как двуполье: один год собираем урожай, второй год земля отдыхает. Две премьеры, на которые стоит обратить особенное внимание, — это «Франкофония» Александра Сокурова и «Милый Ханс, дорогой Петер» Александра Миндадзе. Обе картины посвящены событиям Второй мировой войны, и обе исследуют болезненные темы. Если фильм Миндадзе посвящен немецким инженерам, перед началом Великой Отечественной приехавшим работать в СССР, то «Франкофония» похожа на другую работу Сокурова, «Русский Ковчег» — она так же сосредоточена вокруг судьбы музея, на этот раз Лувра в годы войны, и тут нельзя не вспомнить о том, как Эрмитаж выживал в годы блокады. Оба фильма сложные, от них не стоит ждать радостного подъема — может быть, поэтому они и не попали в российский прокат.


П

→            Интервью с Марией Кувшиновой в рубрике «Дома и на работе»

К У Д А   П О Й Т И   В   К И Н О







>>         « Г О Г О Л Ь - К И Н О »

С началом сезона в большом зале «Гоголь-центра» возобновились кинопоказы, на которых без специальной программы демонстрируются просто хорошие новые и старые фильмы, фестивальные и не только. Впрочем, поход туда надо планировать заранее — билеты на кинопремьеры можно купить лишь за несколько дней до показа. 

>>         « И Л Л Ю З И О Н »

В кинотеатре на Котельнической набережной можно одновременно увидеть редкие, новые и старые фильмы — так, этой осенью в нем прошел фестиваль документального кино «Докер» и ретроспектива картин Никиты Михалкова, приуроченная к юбилею режиссера, а 29 ноября откроется ретроспектива китайского кино. 


>>         Ц Д К

В программу Центра документального кино на территории Музея Москвы, самую плотную в столице по части неигровых фильмов, нередко попадают и художественные ленты — так, этой осенью кинотеатр стал одним из всего нескольких мест в столице, где прошла премьера нового фильма Ивана Вырыпаева «Спасение».





→            gogolcenter.com

→            illuzion-cinema.ru

→            cdkino.ru

Т Е А Т Р


П А В Е Л   Р У Д Н Е В
помощник художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова, член редколлегии журнала «Современная драматургия»


В

Москве в этом году ожидается не так много премьер вообще и серьезных в частности. Но стоит сказать о трех спектаклях, которые уже удались и будут ориентиром для московской сцены. Первый из них — постановка Ивана Вырыпаева «Невыносимо долгие объятия» в театре «Практика». На мой взгляд, Вырыпаев — драматург номер один в современной России. У него бесконечно удивительная эволюция, и каждый новый текст — опровержение старого. Он заворачивает свои тексты в буддийскую, по сути бесконфликтную эстетику, что противоречит природе театра, который построен на конфликте. «Невыносимо долгие объятия» — история двух перекрещивающихся любовных пар. Сегодня, когда все окружено постмодернистской иронией, искусству трудно найти новый пафос. Этот текст — попытка подойти к этому новому пафосу, найти смысл и цель существования в пластиковом урбанистическом мире. Вырыпаев не боится архисложного, противоречивого и развращенного человека — и его можно научить любви. Вторая постановка, показавшаяся мне очень интересной, — «Вне театра // А что если я не буду?» в «Театре.doc». Она посвящена артистам, переставшим работать в театре: кто-то переехал и не смог устроиться в другом городе, кто-то понял, что он не талантлив, кого-то выбила какая-то интимная проблема. Артисты играют сами себя, разыгрывают собственные истории на сцене. Мне очень дороги эти рассказы людей о том, как профессии уже нет, а инерция профессии существует, и ты все равно в быту ведешь жизнь артиста. «Театр.doс» приближается к очень важной человековедческой интонации и проникает туда, куда редко проникает театр. Третья работа, наверное, менее безупречна — «Васса» Вычеслава Тыщука в Театре на Малой Бронной. Это многострадальный театр, в нем очень долго не было адекватного художественного руководства. Сейчас новый художественный руководитель Сергей Голомазов делает очень правильные шаги, и «Вассу» надо поддержать. Важно углядеть в ней существенное, в том числе крупные актерские работы и очень сильную сценографию Галактионовой. В фильме «Васса Железнова» 1983 года главная героиня в исполнении Инны Чуриковой — положительная фигура, мать, тщетно пытающаяся спасти семью от распада. В спектакле Тыщука все наоборот: Васса с орденами на груди похожа на стахановку или министра Фурцеву — хозяйка жизни, крепко устроившаяся на олимпе жизни и пытающаяся контролировать жизнь молодых.


Сейчас почти все из них работают над новыми проектами, так что в ближайшее время от них не стоить ждать громких премьер. 

Сейчас почти все из них работают над новыми проектами, так что в ближайшее время от них не стоить ждать громких премьер. 

П Р О М Е Н А Д - Т Е А Т Р



И

дея променад-театра, или спектакля-путешествия, ассоциируется с английским коллективом Punchdrunk. Упорно ходившие весной 2014-го слухи о московских гастролях лондонской труппы не только вернули к жизни первую отечественную постановку в этом жанре, «День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» в «Школе драматического искусства» (продолжительностью 24 часа!), но и вызвали волну новых спектаклей. 



Самыми интересными из них стали «Норманск» Юрия Квятковского по сочинениям братьев Стругацких, захвативший все пять этажей Центра имени Мейерхольда, «Декалог» Саши Денисовой в Театре им. Маяковского и квест к юбилею драматурга «Шекспир. Лабиринт» в Театре наций, в создании разных частей которого участвовали Дмитрий Волкострелов, Тимофей Кулябин, художница Алина Гуткина с ВасяRun и другие. 

Наиболее радикальным экспериментом на этом поле стал «аудиопроменад» Remote Moscow продюсера Федора Елютина, в котором 50 зрителей следуют по Москве за одним голосом.



Сейчас почти все из них работают над новыми проектами, так что в ближайшее время от них не стоить ждать громких премьер. 

И С К У С С Т В О


А Л Е К С А Н Д Р   Б У Р Е Н К О В
куратор фонда V-A-C


С

Самое важное московское событие в сфере искусства этой осенью, 6-ая Московская биеннале современного искусства, продлилась всего 10 дней в эфемерном дискуссионном формате форума, а последующая выставка-документация вместо  заявленного месяца – неделю, с 3 по 11 октября. Кроме лекций и мастер-классов теоретиков искусства, художников и социологов, она запомнилась выступлением неординарного экс-министра финансов Греции Яниса Варуфакиса, работающего по совместительству консультантом по рынку виртуальных товаров игр Dota 2 и Team Fortress 2 компании Valve и ставшего звездой мировой политики во время переговоров о греческом долге этой весной. Опыт биеннале показал, что ВДНХ – не самое удобное для выставки место, и ее изолированность подчеркивал проходивший одновременно на той же площадке фестиваль «Круг света»: он собрал на порядок большую аудиторию. Обширная география проектов параллельной и специальной программ биеннале, к счастью, включает в себя и несколько масштабных выставок, в первую очередь, Луиз Буржуа в «Гараже», Аниша Капура в Еврейском музее и Петера Вайбеля в ММСИ в Ермолаевском переулке. Кроме них, внимание стоит обратить на большое количество любопытных кураторских инициатив: «Кинотеатр повторного фильма» в Круговой кинопанораме на ВДНХ с инсталляциями современных художников, пытающихся переосмыслить архивное кино, «Транскрипция шума» в Дарвиновском музее, экспериментальный проект художников с разной чувствительностью зрения и слуха, представивших свои эксперименты в области медиапоэзии, саунд-арта, сайнс-арта, и проходящая в том же музее выставка результатов амбициозного проекта «Транссибирская художественная резиденция: антропологическое исследование», в рамках которого независимая группа шведских и российских художников, работавших вместе в движущемся по Транссибирской магистрали поезде, вели текстовые, аудио- и видео-дневники своего путешествия.

Н О В Ы Е   В Ы С Т А В О Ч Н Ы Е   П Р О С Т Р А Н С Т В А




>>         Г Э С - 2 

Осталось чуть больше месяца, чтобы успеть побывать в здании на Болотной набережной – 10 декабря, после закрытия выставки программы «Расширение пространства» фонда V-A-C, начнутся работы по переустройству котельной в центр современного искусства с библиотекой, книжным магазином, кафе и зимним садом.

>>         I S S   M A G  
            В   Н И И   Д А Р

Галерея открылась на площадке мастерской художницы Антонины Баевер, расположенной на территории завода Научно-исследовательского института дальней радиосвязи. Вслед за за смотром отечественного феминистского искусства здесь откроется персональная выставка Сара Кульманн «Каргоченто».


>>         « Э Л Е К Т Р О З А В О Д »  


В функционирующей в стенах исторического здания электролампового завода галерею 
«Электрозавод» после итоговой выставка студентов ИПСИ Иосифа Бакштейна 2014/15 годов проходит выставка студентов 1 курса Школы Родченко (открыта до 20 ноября). 





→            expandingspace.ru

→            issmagallery

→            elektrozavod.org

Д И З А Й Н


Постеры к концертам и выступлениям отечественных коллективов, созданные самыми заметными молодыми дизайнерами. 



Арт-директор журнала Port и лидер коллектива «Пальто мамы Глущенко» Кирилл Глущенко отвечает за афиши группы «Труд». 

Арт-директор креативного агентства bit`em up, Валиахмед Попов, не только рисует плакаты, но и разрабатывает названия и концепции мероприятий

Павел Миляков aka Buttechno создает постеры в свободное время от записи композиций для показов Гоши Рубчинского и выступлений на Boiler Room. 

М У З Ы К А 


В

1960-е годы англиканская церковь святого Андрея в Вознесенском переулке, побывавшая после революции пулеметной точкой, общежитием и складом, была передана Всесоюзной студии грамзаписи, входившей в состав фирмы граммофонных пластинок «Мелодия». Здесь записывался в основном эстрадный репертуар, в том числе пластинки Владимира Высоцкого, Анны Герман и «Машины времени». В 1987 году во дворе церкви на передвижной студии «Тонваген» был записан первый альбом советской треш-метал-группы «Мастер», изданный миллионным тиражом. Муслим Магомаев стал первым, кто сделал в студии в Вознесенском переулке запись с большим музыкальным коллективом — Государственным симфоническим оркестром кинематографии. В 2011 году в том же переулке, в двух шагах от церкви, был открыт памятник певцу. В 1994-м церковь святого Андрея вернули верующим, но украшавший ее до революции орган был разрушен, и сейчас там установлен электронный инструмент Viscount. Кроме органной классики здесь проходят концерты из серии «Орган в дуэте с терменвоксом» — барочная музыка в исполнении голоса, терменвокса и органа. Если вас занимает современная музыка в готических сводах, стоит присмотреться и к проекту Gloria — серии концертов современной музыки в евангелическо-лютеранском соборе святых Петра и Павла в Старосадском переулке.



Сейчас почти все из них работают над новыми проектами, так что в ближайшее время от них не стоить ждать громких премьер. 

Весной там прошли концерты немецкого неоклассика Hauschka и композитора хип-хоп-оперы «Копы в огне» пианиста Николы Мельникова, а Олег Нестеров с группой «Мегаполис» представил музыку к проекту «Из жизни планет». Там же можно послушать и органную классику, которую по четвергам штатная органистка собора играет на немецком инструменте, построенном в 1898 году. В этом же соборе, кстати, в середине XIX века играл Ференц Лист.



В том же 1898 году был установлен немецкий орган в центральной церкви христиан-баптистов в Малом Трехсвятительском переулке. Инструмент является единственным органом знаменитого немецкого мастера Эрнста Ревера вне Германии. Многие другие его работы, в том числе орган Магдебургского собора, погибли во время Второй мировой войны. Каждое последнее воскресенье месяца в 15:00 здесь проходят бесплатные концерты. По сравнению с органом Ревера инструмент в католическом соборе Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице молодой — он был построен в 1955 году и передан в дар московскому храму в 2002-м от швейцарского Базеля. В октябре в рамках празднования 60-летия органа в соборе профессор Университета Индианы Колин Эндрюс исполнит произведения современного английского композитора Герберта Ховеллса, автора музыки к коронации королевы Елизаветы II, а также состоятся выступления профессора музыкальной Академии Гданьска и органиста Старой церкви Эссена в Германии.



Он будет задавать ехидные вопросы или давать ехидные ответы на ваши вопросы. Он верил и верит только в диалог


Г Д Е   С Л У Ш А Т Ь   С О В Р Е М Е Н Н У Ю   М У З Ы К У




>>        «Д О М»

Культурный центр в Большом Овчинниковском переулке был основан в 1999 году энтузиастом нового джаза Николаем Дмитриевым и стал одним из немногих мест в Москве, репертуар которого полностью посвящен авангардной, этнической и экспериментальной музыке.


>>         «Р А Б О Ч И Й  
            И   К О Л Х О З Н И Ц А»

Музейный центр, относящийся к «Манежу», открылся внутри нового постамента скульптуры Веры Мухиной в 2010 году. Сейчас у подножия памятника проходят музыкальные вечера «В небе над Москвой», в которые входят «Джаз на крыше» по средам и «Электрочетверги». 

>>         M A M M

В рамках программы «MAMMusic Contemporary» в трех частях Московский ансамбль современной музыки исполнил произведения классиков современной музыки в зале, за оформление которого отвечала художник по свету «Гоголь-центра» Елена Перельман. Ждем продолжения. 




→            dom.com.ru

→          moscowmanege.ru

→            mamm-mdf.ru

Т У С О В К А



П А В Е Л   В А Р Д И Ш В И Л И
светский обозреватель журнала Interview


За

последние 15 лет сильно изменились потребности нашего общества, и ночной досуг пропал из их числа. На смену ему пришли споры о судьбах родины, патриотизм, желание выжить. В 2000-е москвичи были обеспечены и располагали временем для ночного досуга, а также свободой от государства. Была возможность выбирать между разными ночными клубами и концертами всех мастей. Сейчас, мне кажется, самые интересные вещи  связаны с техно. Аудитория «Армы» только растет, пусть пока и в арифметической прогрессии. На их сентябрьской вечеринке играли несколько замечательных диджеев, например Леня Липелис и Андрей Алгоритмик — это знак, что они выходят за формат привычных румын и немцев и дают площадку другим жанрам. Из новых мест самыми интересными мне показались «ЭМА» и «НИИ», и, конечно, без бара «Симачев» невозможно составить о Москве впечатление. Вместе с открывшимися в последний год барами Mishka и «Редакция» он образует нашу барную улицу. А на вечеринках в «Доме 12» можно встретить весь свет русской интеллигенции, пляшущий под музыку, которую ставит какой-нибудь журналист или писатель. Иностранцу должно быть смешно на это смотреть, особенно если ему объяснить интертекстуальные связи между посетителями, а также у кого с кем дети.


Сейчас почти все из них работают над новыми проектами, так что в ближайшее время от них не стоить ждать громких премьер. 

К О Ф Е




ока лунго и аэропресс входят в меню сетевых кофеен, анархисты из кооператива «Черный», открывая второе место в новом Fott на Маросейке, идут навстречу популярным запросам и обещают варить эспрессо и американо. Совмещают традиционные и новаторские способы заваривания и в открытом на Покровке Cafezinho do Brasil, ставящем целью популяризацию культуры бразильского кофе. А всем посетителям ВДНХ, где 26-м павильоне в как минимум до 2018 года расположился Политехнический музей, редакция советует крепкий кофе из недавно отреставрированного павильона «Армения». 


П

Сейчас почти все из них работают над новыми проектами.

С П О Р Т



Т

ем, кто ищет в спорте большей романтики, чем та, что дает бег в парках и на дорожках фитнес-центров, стоит приcмотреться к каякингу (искусству экстремального сплава на эскимосских лодках), которому обучают в СК «Крылатское». Зимой ученики «Академии белой воды» отрабатывают технику в бассейне, чтобы с апреля по октябрь заниматься на гребном канале в Крылатском и участвовать в экспедициях в Карелию, Норвегию и на Кавказ. До наступления холодов можно также успеть позаниматься с инструктором на любой из 40 трасс открытого скалодрома на территории МИТХТ им. М.В. Ломоносова или в самом большом в России центре скалолазания Big Wall, где недавно открылся и отдельный детский скалодром. Круглый год открыта и школа верховой езды при ипподроме на Беговой. Там же проводятся испытания рысаков, а с мая по сентябрь и скачки с легальным тотализатором, все доходы от которого направляются на развитие коневодства.


Д Е Т И


А Л Е В Т И Н А   Е Л С У К О В А
сооснователь маркета «Конструктор»



Я

живу в центре, но с появлением ребенка стала мечтать переехать на окраину. Поэтому я буду советовать детские места на окраинах! Есть гениальный парк «Садовники» недалеко от «Коломенского». Его недавно обновило британское архитектурное бюро, которое разрабатывало концепцию развития парка Горького. Только детские площадки в парке «Садовники» на порядок круче, чем в самом парке. Их три: по-моему, единственная в городе открытая детская площадка с мягким покрытием для ползающих младенцев, песчаная, где есть хитрый конвейер для этого самого песка с формочками, прессами, рычагами, транспортерами, а рядом установлен внушительных размеров экскаваторный ковш, который управляется детьми, и третья для детей постарше с тарзанкой и огромными горками. Еще одно место не в центре — «Городская ферма» на ВДНХ, у павильона «Кролиководство». Там можно полоть грядки, сажать морковку и вообще изучать садоводческое дело под руководством садовника. Можно гладить и кормить кроликов, уток, осликов, коз и овец. Даже мастер-класс по дойке козы проводится. Есть маленькое кафе, парковка для колясок, гамаки и детская площадка. Из детских мероприятий могу посоветовать только барахолку «Конструктор». Мы с друзьями устраиваем маркет с симпатичными нам маленькими детскими брендами одежды и игрушек вроде Baboo.Baboo и Okapi, гараж-сейл, где дети продают свои игрушки, а мамы — ненужные им детские вещи. И море всяких развлечений — от батутов и квестов до мастер-классов Политеха и «Мастерславля». Ближайшая барахолка пройдет зимой.


Л И Ч Н А Я  
Г Е О Г Р А Ф И Я

С В И Д А Н И Я




>>         Г О Л У Б Я Т Н Я 

Среди неожиданных мест для первого свидания нельзя не назвать голубятню во дворе дома 8 по улице Макаренко, возле Чистых прудов. Житель этого дома Эльдар Мустафович держит несколько десятков голубей, фазанов, цесарок и сову. 

>>        Б А С У Р М А Н С К И Е  
           С К Л Е П Ы

На втором свидании можно отправиться гулять среди готических памятников Введенского кладбища, известного в народе как Басурманские склепы — на основанном в 1771 году погосте хоронили иноверцев, умерших во время эпидемии чумы. 


>>        Т А Н Ц Ы   В   П А Р К Е

Кроме уединенности, очевидное преимущество Екатерининского парка – возможность наблюдать по выходным на крытой эстраде парка вечера танцев «для тех кому за...». Кажется, в Москве нет другого места, где взрослые люди самозабвенно исполняли бы хастл, буги-вуги, сальсу, а также аргентинское танго.

 
>>        Р Е Г Б И

Регбийный клуб «Слава» был основан в 1974 году при «Втором московском часовом заводе "Слава"», а уже в 1979-м команда инженеров завода победила в чемпионате СССР, обойдя тбилисский «Локомотив». Сейчас домашние игры «Славы» проходят на стадионе на Селезневской улице, там же по воскресеньям можно наблюдать тренировки команды. 

О Л Я   К О Р С У Н
арт-директор студии Stereotactic



М

оя карта Москвы пополнялась отделочными материалами, случайно найденными во время ежедневных пеших походов по делам: советская мраморная мозаика на полу аптеки, задний фасад дома в переулке, ведущем к храму Христа Спасителя, плиточная стена посольства на Юлиуса Фучика — так множился список фактур, на фоне которых можно было снять модель или только ее ботинки. Ключом к поиску самых лучших мест в Москве для меня всегда будут пара рабочих ног и отточенное мастерство тонкого подхалимажа, потому как никакие деньги, официальные письма, манипуляции и уговоры не помогут договориться с охранниками типографии, в которой по случайности сохранились светло-коричневые шпоновые стены и плакаты с видами Карелии. 




П О К У П К И   И   П О Д А Р К И




>>        С У В Е Н И Р Ы

>>        Ф А Р Ф О Р  И  К Е Р А М И К А



Е

сли вы хотите уехать из Москвы с сувениром, стоит обратить внимание на совместную серию кейсов для iPhone и блокнотов «Республики» и Третьяковской галереи с принтами Малевича, Кандинского, Гончаровой и Лентулова. А лучшие сувенирные значки делает бренд Heart of Moscow, только что отметившийся набором к юбилею Московского зоопарка. Как альтернативу традиционному Hard Rock Cafe в подарок другу можно купить футболку бара «Энтузиаст», что в Столешниковом переулке. 


В

озможно, лучшим подарком на этот Новый год станет фарфоровая фигурка из числа выпускавшихся полвека под маркой ЛФЗ. Стоит напомнить, что после революции на Государственном фарфоровом заводе (позже Ломоносовском) было налажено производство агитационного фарфора, в создании которого участвовали Василий Кандинский, Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин и Владимир Татлин. В коллекции музея «Царицыно» сохранился яркий его образец — блюдо «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», созданное в 1923 году по эскизу Михаила Адамовича, самого известного из русских художников по фарфору первой трети XX века. Сейчас заняться художественной керамикой можно в центре ремесел на Верхней Масловке на двухмесячных курсах ручной лепки или, на академической основе, — по программе «Основы керамического производства и роспись по керамике» в Строгановской академии, которую столетием раньше закончил Михаил Адамович.


>>        К Н И Г И


С

амым интересным среди московских издательств в последние годы стало Ad Marginem, в котором вышли переводы главных художественных и non-fiction-изданий, от «Капитала в XXI веке» суперзвезды современной экономики Тома Пикетти и «Краткой истории кураторства» Ханса-Ульриха Обриста до «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. Кстати, именно в Москве француз американского происхождения завершал работу над романом, принесшем ему Гонкуровскую премию: Литтел вспоминал, как после пяти лет изучения европейских архивов он поселился в московской гостинице, где при помощи ящика виски за четыре месяца написал произведение, занявшее в русском переводе 800 страниц.

Если вы не чужды библиофилии и интересуетесь изданиями первой половины XX века, то в «Старых книгах», на блошиных рынках и сайтах букинистов сможете найти немало раритетов советского книжного конструктивизма — например, оформленную Александром Родченко брошюру «Материализация фантастики» Ильи Эренбурга 1927 года и сборник Литературного центра конструктивистов «Бизнес», выпущенный тиражом 2000 экземпляров в 1929-м.





>>        В Е Щ И  Р О С С И Й С К И Х   Д И З А Й Н Е Р О В


Е

сли вы хотите осуществить импортозамещение в масштабах собственного гардероба, отправляйтесь в концепт-стор «КМ20». К отечественным брендам-долгожителям Nina Donis, A.W.A.K.E., Walk of Shame и Gosha Rubchinskiy недавно добавились Tigran Avetisyan и ZDDZ, а с лета все вещи из «КМ20» можно купить в их интернет-магазине. 


{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}