КУЛЬТУРАФОТОГРАФИЯ

История одной фотографии —
«Обезьяна с пистолетом» Альберта Уотсона

ТЕКСТ:

ДАРЬЯ ТУМИНАС

Мы начинаем серию материалов, приуроченных к биеннале «Мода и стиль в фотографии». В первом выпуске — история культовой фотографии Альберта Уотсона «Обезьяна с пистолетом». 


 1.

безьяна с пистолетом» (1992) — один из снимков серии, сделанной Альбертом Уотсоном в течение суток с участием обезьяны Кейси. За день обезьяна успела перемерить огромное количество нарядов, шляп, масок, и Уотсон фотографировал ее в разных позах. Альберт широко известен как фэшн- и селебрити-фотограф, однако он занимается и арт-проектами; серия изображений с участием Кейси — как раз пример его личной инициативы. Любопытно, что портрет обезьяны в маске стоит на сайте Уотсона в разделе «Контакты», являясь своеобразным лицом фотографа и его студии.


«О

King Casey, Альберт Уотсон, 1992

Magic Monkey, Альберт Уотсон, 1992

 2.

Марка пистолета, который держит Кейси, — одна из самых популярных в Америке: Smith & Wesson, модель Bodyguard. Никакой связи с серией работ Энди Уорхола, на которых были изображены пистолеты той же марки (например, с моделью Centennial), фотография не имеет. Но могла бы. Во-первых, Уотсон и Уорхол тесно сотрудничали и общались — Уотсон регулярно фотографировал для журнала Interview, основанного Уорхолом. Во-вторых, Уорхол закончил серию в 1982-м, и Уотсон снимал художника два раза уже после этого: в 1983-м и 1985-м. Впрочем, стоит отметить, что начиная с 60-х пистолеты «повисли в воздухе» искусства, в частности в поп-арте: например, можно вспомнить работу Роя Лихтенштейна 1968 года, сделанную на заказ для обложки Time. И Лихтенштейн, и Уотсон создают изображения, где все просто — вот рука, а вот пистолет. Однако эта лаконичность позволяет им быть легко считываемыми знаками как насилия с применением огнестрельного оружия, процветающего в Америке, так и состояния человечества в целом.




Работа Энди Уорхола из серии Gun, 1981-1982

Работа Роя Лихтенштейна
на обложке журнала
Time, 1968

 3.

Актриса Анджелина Джоли считает, что пушки — это сексуально. Зрители считают, что сексуально другое: Анджелина Джоли, Ума Турман, Женщина-кошка — с оружием. Книга «Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда объяснила этот феномен еще в 1900-м, и кажется, что массмедиа и индустрия кино никогда не стремились опровергнуть теорию основателя психоанализа. Теорию о том, что огнестрельное оружие — это символ мужского полового органа. Со всеми вытекающими последствиями для дам, которым это огнестрельное оружие снится, и для нас, которым «снятся» эти дамы на экранах. Мужской персонаж и оружие — это про силу и власть. Посмотрите на портрет Тупака авторства того же Уотсона. Несмотря на то что Тупак держит кольт не как «Guns Don't Kill People, Rappers Do», а скорее как мужчина с гвоздикой на портрете Яна ван Эйка, месседж очевиден: «Предъявляю атрибут силы!» Что происходит, когда иконография меняется и мы видим неожиданного персонажа с пистолетом — обезьяну? Пистолет, символ секса, силы и власти, автоматически превращается в новый символ дикости, непредсказуемой агрессии и всего того, что открывается в многочисленном фольклоре — от анекдотов про «обезьяну с гранатой» до фильма «Планета обезьян».




Работа
Яна Ван Эйка «Портрет мужчины с гвоздикой» 

/

«Портрет Тупака Шакура», Альберт Уотсон, 1991

|

Погуглите Уотсона — и вы найдете бесконечное количество анекдотов про разные его снимки

|

 4.

Изображение «Обезьяна с пистолетом» существует в виде 25 принтов размером 61 на 76 см, 10 принтов размером 107 на 142 см и специального издания из трех платиновых принтов. Уотсон печатал все фотографии сам (собственно, он всегда печатает все снимки сам). По мере того как принты раскупались, цена на них росла. Последний принт 61 на 76 см стоил $16 000, а последний принт 107 на 142 см — $30 000. И да, все, абсолютно все принты этой фотографии распроданы. Включая еще один — эксклюзивный артист-пруф. Артист-пруф обычно делается фотографом после того, как все остальные принты уже раскуплены. Это возможность для автора поэкспериментировать, напечатать снимок в странном размере или в особенной технике. Стоит он обычно намного дороже всех самых дорогих снимков предыдущих изданий. Уотсон, известный прежде всего как мастер черно-белой фотографии, сделал артист-пруф «Обезьяны с пистолетом» в цвете не менее виртуозно.





 5.

Погуглите Уотсона — и вы найдете бесконечное количество анекдотов про разные его снимки. Энди Уорхола фотограф просил позировать, представляя, что он Арнольд Шварценеггер в роли Терминатора. Альфред Хичкок, по настоянию Уотсона, снимался с ощипанным гусем, а не, как это предполагал заказ Harper's Bazaar, с гусем в виде блюда (журнал должен был опубликовать рождественский рецепт от режиссера). Кейт Мосс в день своего 18-летия снималась у Уотсона, и он был поражен ее работоспособностью, и т. д. и т. п. Не говоря уже об истории о том, как Уотсон сделал иконический портрет Стива Джобса. Там много деталей: и про то, что фотограф просил визионера цифровой революции во время съемки думать о следующем проекте и о сложных задачах, и про то, как они говорили о цифровом веке, который еще не наступил, но обязательно наступит (Джобс был удивлен тем, что Уотсон снимал его на аналоговую камеру), и про то, что Джобс впоследствии считал этот портрет самым своим удачным изображением. Подобные истории про знаменитостей повторяются от публикации к публикации. Однако вы не найдете никакой информации об «Обезьяне с пистолетом». Кейт Мосс и Стив Джобс интересуют общественность несколько больше, чем обезьяна Кейси. И это понятно: Альберт Уотсон снял более 200 обложек для Vogue, 40 для Rolling Stone, регулярно сотрудничал с Interview и другими медиа — как тут не поинтересоваться, какими были на встречах Билл Клинтон, Дэвид Боуи и Мик Джаггер? Непонятно другое: почему никому не пришло в голову внимательнее посмотреть на личную практику Уотсона? Неужели не интересно, что делает один из самых влиятельных фотографов всех времен (по версии Photo District News) «для себя»? Где комментарии к снимку «Обезьяна с пистолетом», ставшему культовым и идеально успешным коммерчески? Blueprint восполняет этот пробел: вся фактическая информация к этой публикации была получена от cтудии Альберта Уотсона.




«Портрет Энди Уорхола», Альберт Уотсон, 1983

«Портрет Cтива
Джобса», Альберт Уотсон, 2006

«Портрет Альфреда
Хичкока», Альберт Уотсон, 1973

Выставка Альберта Уотсона проходит в Мультимедиа Арт Музее Москвы при поддержке Ahmad Tea в России и Ararat Park Hyatt Moscow. Посетить выставку можно до 10 мая. 

{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}