еховое манто Кейт Бланшетт в фильме «Кэрол», хрустальные туфельки
               новой Золушки или куртка-бомбер «Авиатора» Говарда Хьюза?
Что общего у этих фэшн-объектов, которые так круто сидят на героях наших любимых фильмов? Всех их придумала легенда Голливуда, офицер ордена Британской империи, английский костюмер Сэнди Пауэлл. На полке
ее лондонской квартиры — три золотых «Оскара» («Влюбленный Шекспир», «Авиатор», «Молодая Виктория»), а в конце февраля у нее есть шанс получить еще одного. Шанс сразу двойной, потому что в этом году Сэнди номинировали за два фильма: «Кэрол» и «Золушку». Никогда не унывающая, харизматичная англичанка с огненной стрижкой, любимица Скорсезе, подруга Тильды Суинтон и Кейт Бланшетт и одна из самых желанных костюмеров
в киноиндустрии. За тридцать лет карьеры за ее плечами уже 44 фильма
и 12 номинаций на «Оскар». У Сэнди нет диплома университета Сент-Мартинс (из-за постоянных предложений о работе она так и не закончила его), но это
не мешает ей с одинаковым успехом одевать гангстеров в драмах Скорсезе, фэшн-див из разных эпох и принцесс из диснеевских сказок. Мы поговорили
с Сэнди накануне 88-й церемонии «Оскара», которая пройдет в Лос-Анджелесе в воскресенье.

М

Сэнди, я давно пристально слежу за каждой вашей новой работой. «Авиатор», «Интервью с вампиром», «Влюбленный Шекспир», «Молодая Виктория», «Волк с Уолл-стрит»… А теперь еще и «Золушка» с «Кэрол»,
и оба фильма номинированы на «Оскар» за лучшие костюмы. Наши поздравления! Каково это, быть номинированной аж за два фильма?

Когда я узнала, была невероятно взволнована, ведь это значит, что мои коллеги действительно восхищаются тем, что я делаю. Для меня это самая большая награда.

А есть тот, за который хочется больше получить золотую статуэтку?

Нет, у меня нет фаворита (смеется). Работа над каждым из них была по-своему интересна, и я горжусь обоими.

Мне всегда было любопытно, откуда берутся идеи костюмов для фильмов?

Обычно они приходят после длительных обсуждений с режиссером и актерами о персонажах и огромной исследовательской работы. Иногда, как только
я вижу человека, идея сразу же приходит мне в голову, порой на это может
уйти больше времени, но чаще, как только появится первая идея, следующая
не заставит себя ждать.

Допустим, к вам попадает в руки сценарий нового фильма.
Ваши действия?

Первым делом я провожу исследование периода, над которым мне придется работать: изучаю книги, листаю журналы, хожу по галереям и библиотекам, конечно, сижу в интернете. Я всегда смотрю и на моду — как на современную, так и былых времен, вне зависимости от периода, над которым работаю. Ну и, конечно, мой самый большой источник вдохновения — это ткани. Зачастую
я сначала нахожу материал, а потом решаю, какой предмет одежды из него создать.

Как именно современные модные тенденции влияют на выбор костюмов?

Конечно, я в курсе всего, что происходит в модном мире, но все же стараюсь
не одевать персонажей по последнему писку, потому что к моменту выхода фильма все эти вещи уже выйдут из моды! А вот от трендов на определенные ткани, к сожалению, никуда не деться: материалы, доступные для костюмеров, были произведены для модной индустрии. Так что в этом смысле в фильмах — даже в исторических — всегда будет что-то современное, например, цвет или текстура материала.

Я всегда обсуждаю костюмы с актерами: Кейт
и Руни старались мне помочь принять правильное решение. Это женщины с таким потрясающим чувством стиля! Я многому у них научилась.


Возвращаясь к вашим источникам вдохновения. С чего началась работа над фильмом «Кэрол»?

Героиня Кейт Бланшетт — светская львица, она точно знает, что сейчас в моде. Поэтому я сразу взялась за старые номера Vogue и Harper’s Bazaar
от 1952 года, когда происходит действие фильма. А вот с персонажем Руни Мары — девушки более скромной — все было не так очевидно. Мне меньше хотелось смотреть на моду того времени и больше на фотожурналистику пятидесятых и фотографии обычных людей.

Кейт принимала активное участие в выборе платьев для своей героини?

Я всегда обсуждаю костюмы с актерами: Кейт и Руни старались мне помочь принять правильное решение. Это женщины с таким потрясающим чувством стиля! Я многому у них научилась.

А за кем обычно финальное решение по костюмам?

Мы его принимаем на пару с режиссером. Но, конечно, в итоге актер должен быть доволен.

Можно ли что-то изменить, когда съемки уже идут полным ходом?

Зависит от обстоятельств. Иногда в суматохе ты видишь: что-то не сидит,
и если быстро сообразить, что к чему, можно успеть внести изменения. Один раз на съемочной площадке я ушивала плечи на пиджаке, потому что мне он показался слишком широким. Но такой просчет может заметить не каждый — нужен опыт. И, к сожалению, чаще всего, когда кадр отснят, ничего уже нельзя изменить.

А откуда берутся исторические костюмы в фильмах?

Винтажные наряды можно взять напрокат у специальных компаний: в их распоряжении огромные коллекции как настоящих вещей из разных эпох,
так и воспроизведенных исторических нарядов. Но вообще выбор очень большой: я часто покупаю костюмы для фильмов в винтажных магазинах,
у перекупщиков или на аукционах. А еще можно найти много интересного
на eBay.

Кадр из фильма «Кэрол»

Кадр из фильма «Кэрол»

Когда вы работаете над историческими постановками, как вам удается сделать так, чтобы актеры выглядели современно, но при этом
в соответствии с заданными временными рамками?

Я не могу сказать, что сознательно стараюсь, чтобы актеры выглядели современно. Но не спорю: они должны радовать глаз зрителя, живущего в наше время. На мой взгляд, скорее это зависит от самих актеров и как они играют, чем от их костюмов. Моя задача — помочь актеру чувствовать себя комфортно
в их одежде: тогда их герои будут более правдоподобными, а следовательно,
и более привлекательными для зрителя.

Что ж, с историческими картинами все более-менее ясно. А где вы нашли те самые туфли для Золушки?

Мои поиски не увенчались успехом, так что мне пришлось их создавать с нуля вместе с компанией Swarovski. На это ушло полгода: чтобы воплотить в жизнь наш замысел — создать настоящие туфли из хрусталя, — им пришлось изобрести новую технологию.

Кадр из фильма «Золушка»

Кадр из фильма «Золушка»

Надо же! А вам не хотелось их самой примерить?

Конечно, хотелось. Причем в них действительно можно ходить и даже танцевать.

Есть ли элемент в вашей работе, по которому вас всегда узнают?

Сложно сказать самой, по чему меня узнают. Но мне не раз говорили, что моя фишка — это цвет. Так что, думаю, меня узнают именно по этому.

Откуда у вас такой интерес к моде? Какое оно, первое модное воспоминание Сэнди Пауэлл?

Наряды для моих кукол и мои собственные журналы моды! И то и другое
в детстве я мастерила своими руками. Ткани брала у мамы: она всегда сама шила одежду для меня. Так что мой интерес к костюмам и моде зародился, пожалуй, с рукоделия.

На ваш взгляд, в чем ключ к успеху в вашей профессии?

Быть дипломатичным, готовым идти на компромиссы и работать сверхурочно, зачастую в ущерб личной жизни, которую иногда приходится отложить
в сторону на время проекта.

На вашем счету более четырех десятков картин. Какое у вас самое смешное воспоминание со съемочной площадки?

Когда вы работаете столько лет в индустрии, трудно припомнить что-то одно.
Я стараюсь подходить к рабочим моментам с юмором, но, по правде говоря, самое смешное — это накладки и ошибки. Конечно, костюмеры не постоянно присутствуют на съемочной площадке, но часто и мы становимся свидетелями забавных историй. Например, во время съемок «Золушки» рядом с Хеленой Бонэм Картер, исполнительницей роли Крестной, всегда находился очень красивый молодой художник по свету. Ему нужно было залезать к ней под юбку каждый день, чтобы подключить батарейку для светодиодных ламп, вшитых
в ткань ее платья. Что ж, Хелена никогда не жаловалась! Кстати, каждый поход в туалет тоже был для нее, скажем так, веселой затеей: костюм Хелены был настолько сложен, что ее ассистенту во время съемок приходилось подносить под юбки портативный туалет всякий раз, когда в этом была необходимость. Представляете, Хелена могла присесть на корточки, где бы ей ни захотелось! Удобно, не правда ли?

Сэнди, кто вас вдохновляет?

Костюмеры — легенды индустрии, мои предшественники, особенно времен золотого Голливуда, такие как Эдит Хэд и Адриан. А еще меня вдохновляют современные дизайнеры и отличные режиссеры, с которыми я работаю.

Так, режиссеры — это Мартин Скорсезе, Тодд Хейнс и Нил Джордан, правильно? А с кем из них вам больше всего нравится работать?

Какой коварный вопрос! У меня нет любимчиков, а если бы и были, никогда бы их не назвала! Но не спорю, это большая удача работать по несколько раз
с Нилом, Тоддом и Мартином. Мне посчастливилось работать и с ныне покойным великим Дереком Джорданом. Но я не могу выделить кого-то одного, работа с каждым из них — визуальное удовольствие и подлинный источник вдохновения.

Да, многие хотели бы оказаться на вашем месте! Есть ли человек
в Голливуде, с кем бы вам очень хотелось поработать, но пока еще
не представлялся случай?

Мне трудно назвать кого-то одного, с кем наши профессиональные пути пока еще не пересекались. Зато у меня есть огромное желание оказаться снова
на съемочной площадке с Тильдой Суинтон: она — одна из самых невероятных женщин, которых мне довелось наряжать, за всю мою карьеру. В последний раз мы работали вместе в 1992 году! А будь у меня машина времени, я бы
с удовольствием придумала наряды для Кэтрин Хепберн и и Бетт Дэвис.

Красивое желание. Нужно срочно изобрести машину времени, как туфли Золушки! А в какой литературной постановке вы мечтаете принять участие?

Сразу ничего не приходит на ум. Но мне бы хотелось сделать что-то эпическое времен Наполеона.

И напоследок: ваша профессия влияет на ваш стиль? Бывает так, что вы не можете устоять перед соблазном надеть что-нибудь из костюмерной?

Что ж, я точно помешана на моде и обожаю классную одежду. Когда выбираю, что надеть с утра, не скрываю, что нахожусь под влиянием периодов моды,
над которыми работаю, но, конечно, не дохожу до того, чтобы разгуливать
по улицам Лондона в съемочных костюмах. Хотя в моем гардеробе очень много винтажных сокровищ, и я стараюсь их носить как можно чаще.

{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}