T

Странные фотографии Дианы Арбус

*

Сюрреалистичное фото «Однояйцевые близнецы» — визитная карточка
Дианы Арбус — не перестает вдохновлять современных последователей.
Один из главных фэшн-фотографов нашего времени, любитель «застывшей реальности» и бессменный автор рекламных кампаний Марка Джейкобса — Юрген Теллер — тоже в их числе.

Слева: Диана Арбус. «Идентичные близнецы», 1967  Справа: Синди Шерман и Юрген Теллер в рекламной кампании Марка Джейкобса (автор Юрген Теллер), 2006

конце 50-х под влиянием уличного фотографа Лизетт Модел Диана Арбус начинает искать в потайных уголках Нью-Йорка — на балах трансвеститов, в ночлежках, притонах — необычных героев для своих снимков. Ее завораживают люди с физическими недостатками: карлики, гиганты, гермафродиты, просто аутсайдеры —
весь спектр того, что считается «ненормальным». Для Арбус общение с «другими» превращается в захватывающий и волнительный опыт. Она настойчиво вступает в контакт с героями, снимает их фронтально, любит, когда они смотрят прямо в камеру. На снимках видно, что, приняв особенности этих людей, Арбус не пытается приукрасить или сделать их частью своего «нормального» мира: фигуры застыли в неуклюжих позах, как будто ждут, когда сработает затвор, но не успевают почувствовать себя комфортно перед камерой и в итоге выглядят неестественно и странно.

В

Слева направо: снимки Джейка и Диноса Чепменов; Джудит Джой Росс: «Сестры Стюарт», 1992; кадр из фильма «Сияние» Стэнли Кубрика, 1980; Сандро Миллер: «Идентичные близнецы (1967)», 2014

Завораживающие парочки

Сегодня многие фотографии Арбус уже не кажутся такими уж вызывающими, но налет сюрреалистичности присутствует, награждая снимки загадочной притягательностью. Пожалуй, именно в этом кроется секрет успеха самого растиражированного фото близняшек в одинаковых платьях. Помимо этих двойняшек Арбус фотографировала множество других парочек: сестер, тинейджеров, наряженных стариков, людей с особенностями развития.

В ее работах всегда присутствует чувство одновременного сходства и разъединенности героев. Наличие отношений, суть которых нам неведома, интригует: мы не знаем, как
эти люди оказались вместе или что между ними происходит, но догадываемся, что их связывает какая-то история. Персонажи как бы выхвачены из контекста времени и пространства. Нетипичная композиция, симметрия и неровная линия горизонта добавляют ощущение эфемерности происходящего.

Рекламные кампании Юргена Теллера: Marc Jacobs осень-зима 2010/2011, Marc by Marc Jacobs весна/лето 2010, Vivienne Westwood весна-лето 2016,
Sonia Rykiel весна-лето 2015

Эффективность образа

Насколько необычной была фигура Дианы Арбус для документальной фотографии 60-х, настолько же провокационным стало появление документальной эстетики Юргена Теллера в модной индустрии 80-х. Теллер не относится к людям как к моделям: он ценит уникальность своих персонажей. Расположить к себе и представить их в натуральном, неприукрашенном виде — один из главных талантов фотографа. В таких случаях ретушь кажется лишней, и несмотря на то, что в действительности кадр тщательно срежиссирован, результат — случайный момент, вырванный из повседневной жизни.




Мы не знаем, случайно, специально или подсознательно, но из года в год Теллер снимает парочки, которые напоминают снимки Арбус, в частности ее знаменитых близнецов.
Так же, как у Арбус, эти снимки сюрреалистичны, отсутствие движения и неестественность поз добавляют загадочности, а обособленность двух героев намекает на потенциальный нарратив. Умением Теллера смешивать реальность с фантазией в одном кадре и делать снэпшоты сказочными активно пользуются модные бренды, и сюрреальные дуэты в дорогих нарядах выигрышно смотрятся в рекламных кампаниях и выгодно отличают их от традиционной глянцевой рекламы.





{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}