Blueprint

— 1 —


В начале карьеры музыкант выступал под своим настоящим именем Дэйви Джонс (полное — Дэвид Роберт Джонс), но его часто путали с вокалистом группы The Monkees, тоже Дэйви Джонсом. На идею для псевдонима Боуи вдохновил его кумир Мик Джаггер, чья фамилия на староанглийском означает «нож». Себя же Боуи решил назвать в честь клинка Боуи — особого охотничьего ножа, придуманного лидером Техасской революции Джимом Боуи. Так, будущая легенда Дэвид Боуи «родился» 14 января 1966 года.


 1. Клинок Боуи, 2. Дэйви Джонс из The Monkees

— 2 —


В 1969 году выходит первый громкий сингл Боуи Space Oddity и, совпадение или нет, американские астронавты впервые высаживаются на Луну. Текст песни пришел к музыканту после просмотра «Космической одиссеи 2001 года» Стенли Кубрика: «Я был абсолютно ошеломлен этим фильмом, он просто сводил меня с ума, особенно сцена межгалактического путешествия». Кстати, телеканал BBC использовал Space Oddity как музыкальный фон для репортажей о высадке экипажа того самого «Аполлона-112 и полете «Аполлона-13». 


Кадры из Space Oddity и Space Odissey

— 3 —


В 1970 году в Нью-Йорке Боуи знакомится с участниками группы The Velvet Underground, которая определит направление звучания его собственных песен. «Эта группа стала очень важной для меня, — рассказывал Боуи. — Я никогда раньше не слышал ничего подобного, это был такой авангардный рок». Музыкант так впечатлился, что решил собрать собственную команду Hype. Для первого выступления в одном из лондонских клубов группа, чтобы как-то выделиться, решила выйти на сцену в костюмах супергероев: Rainbowman, Gangsterman, Hypeman и Cowboyman. Попытка провалилась — публика приняла музыкантов без энтузиазма, и почти никто даже не смотрел на сцену. Впрочем, считается, что именно Hype стала предшественницей эпохи Зигги Стардаста.


1. Перформанс The Velvet Underground & Nico,
2. Первое выступление Дэвида Боуи с The Hype, считающееся 
первым глэм-рок концертом. The Roundhouse Theater, Лондон

Группы

The Velvet Underground
Arcade Fire
TV On The Radio


— 4 —

1. The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars, 2. «Заводной апельсин», постер к фильму, 3. Кансаи Ямамото, 4. Обложка альбома Legendary Stardust Cowboy, 5. Винс Тэйлор, 6. Джимми Хендрикс


С выходом пятого альбома Дэвида Боуи The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars в 1972 году рождается новое альтер эго музыканта — получеловек-полумарсианин Зигги Стардаст. Сам Боуи признавался, что прототипом Зигги стал участник группы The Playboys Винс Тэйлор, который считал себя не то инопланетянином, не то Иисусом Христом. Среди других источников вдохновения образа Зигги Стардаста — рок-легенда Джими Хендрикс, пионер жанра сайкобилли в музыке Legendary Stardust Cowboy, «Заводной апельсин» Кубрика, драг-квин и японский дизайнер Кансай Ямамото, который заодно создал костюмы для тура Боуи (то есть Зигги). 


— 5 —


Дэвид Боуи любил рассказывать историю создания имени Зигги: «Как-то раз я спешил на поезд и проходил мимо магазина одежды с вывеской Ziggy’s. Название сразу показалось мне звучным, к тому же лично для меня оно означало связь с модой». Другая причина — созвучность с именами Игги Попа и модели Твигги, которые были друзьями Боуи.


1. Твигги и Дэвид Боуи. Фото: Джастин Де Вильнёв,
2. Игги Поп и Дэвид Боуи 

— 6 —

Фредди Буретти
и Дэвид Боуи


За стиль раннего Зигги Стардаста отвечал Фредди Буретти, портной с Кингс-роуд и хороший друг Дэвида Боуи. Они познакомились в лондонском гей-клубе Sombrero — Боуи сразу заметил молодого человека в латексных белых штанах, матроске и пиджаке с большими лацканами. Кстати, Буретти нередко одевал музыканта не только на сцене, но и в обычной жизни.


Художники

Тинторетто
Джон Беллани
Эрих Хеккель
Пабло Пикассо
Майкл Рэй Чарльз


— 7 —

1. Боуи в гриме мима,
2. Кадр из фильма «Страница безумия»,
3. Линдси Кэмп, 4. Боуи в гриме к Pierrot in Turquoise


Создавая макияж и прически для своих сценических образов, Боуи времен Зигги Стардаста вдохновлялся, среди прочего, театром кабуки. Увлечение Японией началось еще в середине 1960-х, когда Боуи впервые увидел выступление танцора и мима Линдси Кемпа (это было шоу, на котором Кемп в качестве заставки использовал песню Боуи When I Live My Dream). Через пару дней они уже работали над небольшим совместным шоу Pierrot in Turquoise, а в дальнейшем Кемп станет главным хореографом Боуи, который придумает фирменные движения Зигги Стардаста. Именно Кемп познакомил Боуи с японской культурой — от композитора Тору Такэмицу и режиссера Тэйносукэ Кинугасы с фильмом «Страница безумия» до театров кабуки и но. 


— 8 —

1. Фотосессия Prediction, 1972. Фото: Масаёси Сукита, 2. «Боуи перед зеркалом», Мик Рок, 1972 г., 3,4. Боуи на сцене 


Одна из самых запоминающихся деталей образа Зигги Стардаста — огненно-красный парик в форме стрижки маллет (кстати, именно благодаря музыканту она стала популярна в 1970-е). Как-то раз в номере Harper’s Bazaar Боуи увидел статью о пионере современной японской моды Кансаи Ямамото. На фото были созданные дизайнером рыжие парики, похожие на львиную гриву в духе театра кабуки. Боуи тут же захотел себе такой. 


— 9 —


В 1973 году, после тура по Японии, Дэвид Боуи на теплоходе «Феликс Дзержинский» отправился прямиком в сторону России. Боуи решил проехать по Транссибирской магистрали от Владивостока до Москвы. Что побудило его на такое путешествие, до сих пор загадка. Возможно, тот факт, что музыкант страдал от аэрофобии. Дорога заняла неделю и, как писал Боуи, поразила его: «Сибирь меня невероятно впечатлила. Весь день едешь вдоль непроходимых лесов, рек и нескончаемых равнин. Никогда бы не подумал, что в мире остались места с такой нетронутой природой».


Боуи в путешествии по СССР. Фото: Джофри МакКормак

Книги

Густав Флобер «Мадам Бовари»
Альбер Камю «Посторонний»
Т. С. Элиот «Бесплодная земля» 
Джордж Оруэлл «1984»
Джек Керуак «На дороге»


— 10 —


Антиутопический роман Джорджа Оруэлла «1984» был одной из любимых книг Боуи, и свою пластинку Diamond Dogs музыкант создавал под ее влиянием. Вообще-то сперва Боуи хотел переложить «1984» в формат мюзикла, но не срослось. Материал, уже написанный для этого проекта, лег в основу альбома — в частности, для создания одноименной с романом Оруэлла песни. 


Обложка Diamond Dogs, 1984 г.

— 11 —


В период альбома Station to Station, когда Боуи, по собственному признанию, жил «на красном перце, кокаине и молоке», появляется его новое альтер эго — Изможденный Белый Герцог, продолжение сыгранного им Томаса Джерома Ньютона из «Человека, который упал на Землю». На этот раз прототипом стал Фрэнк Синатра, а сценические костюмы — модой 1930-х (например, знаменитым зут-сьют). 


1, 2, 3. «Человек, который упал на Землю», 4. 5. Зут-сьют 30-х гг.

Собственные песни

Life On Mars? (с альбома Hunky Dory)
Sweet Thing / Candidate / Sweet Thing (с альбома Diamond Dogs)
The Bewlay Brothers (с альбома Hunky Dory)
Lady Grinning Soul (с альбома Aladdin Sane)


{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}