КУЛЬТУРА • КИНО

Автор:
Лёля Нордик

Новая искренность и 60-е: как вынужденные изменения и художественное оформление помогли наиболее точно отразить характеры героев в фильме «Короткие встречи».

Кадры из фильма
«Короткие встречи»


огда Кира Муратова снимала свой первый самостоятельный фильм (три предыдущие работы были сделаны в соавторстве с Александром Муратовым), сначала все пошло не так. Актер Станислав Любшин, успешно пройдя пробы на главную мужскую роль, в последний момент сбежал на более выгодную съемку, а затем и исполнительница главной роли, Антонина Дмитриева внезапно покинула площадку, сославшись на плохое самочувствие. Столь неприятные обстоятельства не могли не расстроить режиссера, но коллеги уговорили Киру Муратову исполнить главную роль самой, а на место Любшина позвать Высоцкого, который также прошел пробы, но показался Муратовой «слишком жестким». Все это могло бы омрачить режиссерский дебют, но в случае с «Короткими встречами» вынужденные изменения преобразили картину, положив начало тому, что сегодня принято считать особенным муратовским киноязыком.


К

Конец 60-х. Свиридова (героиня Муратовой) — деловая и успешная женщина, работающая в администрации райкома. Ее муж Максим (Высоцкий) — свободолюбивый романтик, геолог, человек очень модной по тем временам профессии, постоянно пропадающий в экспедициях. В одной из командировок в него влюбляется провинциальная девушка Надя (Русланова), которая затем, отправившись на поиски возлюбленного в город, устраивается к его жене домработницей, тайно ожидая возвращения Максима.


|

Визуальная составляющая — аккуратное художественное оформление усилило повествование и очень точно отразило характеры героев

|

Трудно представить, каким бы выглядел фильм, если бы геологом остался безупречный Любшин с его тонкими, красивыми чертами лица и Дмитриева с ее профессиональной вгиковской манерой актерской подачи. Дуэты Муратова — Высоцкий / Муратова — Русланова удивительным образом очеловечили экранную историю любви трех очень разных людей. Естественная манера Киры Муратовой, умеренность дебютантки Нины Руслановой и та самая неотесанность Высоцкого, что изначально не понравилась режиссеру, вдохнули жизнь в диалоги, дав зрителям увидеть в картине не артистов, а себя самих. Визуальная составляющая — аккуратное художественное оформление усилило повествование и очень точно отразило характеры героев. В начале фильма лодочки и светлое кожаное пальто современной и успешной Свиридовой визуально противоречат консервативному платку, под который жительница деревни Надя убирает свои волосы. А порванный пиджак геолога Максима, на который он сам не обращает никакого внимания, удивляет Надю («Как же так?! Давайте я зашью!») — все это маленькие детали, показывающий три разных мировоззрения людей, в итоге объединенных, вопреки социальным стереотипам, чем-то большим, чем условности и жизненные обстоятельства.


По ходу действия при всей первоначальной противоположности героинь Муратовой и Руслановой мы начинаем видеть, как много у этих двух женщин общего. Они ждут любимого человека, собирая волосы в пышную прическу, и, кажется, все возможные вариации ткани в крупный горошек мелькают в их юбках, платьях и блузках. Те, кто в привычном большинству мировосприятии были бы соперницами, в мире Муратовой становятся близкими людьми. Большая любовь на фоне классового неравенства и внутренних противоречий, где стремление к свободе вступает в конфликт с ответственностью и чувством долга, в «Коротких встречах» не провоцирует эгоизм и не ожесточает героев. Напротив, рождает взаимопонимание и солидарность. Ту самую доброту и порядочность в истинном понимании этого слова.




Перед приездом Максима Надя с улыбкой накроет стол на двоих, а затем тихо и навсегда покинет дом.



{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}