Символисты

В час наблюдения: любовники             (A l'heure de l'observatoire: Les amoureux) Мана Рэя

История взаимоотношений режиссера-авангардиста, художника и экспериментатора в области фотографии Ман Рэя и его ассистентки, модели журнала Vogue, а впоследствии военного корреспондента Ли Миллер была основана на взаимном вдохновении. Их творческому союзу была посвящена большая выставка «Ман Рэй и Ли Миллер: Партнеры в сюрреализме», которая в 2012 году проходила в музее дворца Почетного легиона в Сан-Франциско. 

Частью экспозиции стали работы, которые были сделаны уже после болезненного разрыва. Помимо известного «Объекта разрушения» Ман Рэя — метронома, к маятнику которого был приклеен снимок глаза Ли Миллер, на выставке была представлена серия фотографий и объектов, посвященных губам его возлюбленной, например, работа Observatory Time — The Lovers, на которой изображен огромный, парящий над лесом рот Ли Миллер. Художник признавался, что это произведение послужило своего рода психотерапевтическим инструментом, с помощью которого он пытался оправиться от тяжелого расставания. Впрочем, впоследствии Ли Миллер и Ман Рэй стали хорошими друзьями, а губы Миллер обрели статус настоящего произведения искусства. 


Диван «Mae West Lips Sofa» (1936)
и брошь Lips (1949) Сальвадора Дали


Губы — один из любимых символов сюрреалистов. Несмотря на отстраненную аллегоричность, свойственную этому жанру, женский рот вызывал у художников-сюрреалистов самый прямолинейный ряд ассоциаций: чувственность, тайна, соблазнение. Особая одержимость ярко накрашенными губами прослеживается в творчестве Сальвадора Дали. Художник создал серию работ, ключевым элементом которых стал рот скандальной голливудской актрисы и просто провокаторши Мэй Уэст. Самый известный из них — алый диван из сатина в форме ее губ. 

В 1934 году Дали написал холст «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты», а пару лет спустя создал легендарную интерьерную инсталляцию, воспроизводящую лицо актрисы. Диван-губы, который является одним из центральных элементов этого художественного произведения, был разработан Дали совместно с эксцентричным британским богачом Эдвардом Джеймсом, поэтом и литератором, поддерживающим сюрреалистов. 

Вездесущий Сальвадор Дали был также создателем линии ювелирных украшений из 37 предметов. В 1941 году Дали лично отобрал камни и сделал эскизы, по которым аргентинский ювелир Карлос Алемани, перебравшийся на ПМЖ в Нью-Йорк, создал драгоценные ожерелья, серьги, подвески, кольца. Один из ключевых элементов коллекции — брошь в виде губ. Брошь с вполне прямолинейным названием «Рубиновые губы» представляет собой растянутые в улыбке губы-рубины и зубы из жемчуга. 


Эльза Скиапарелли - пуговицы-губы

Эльза Скиапарелли — основательница одноименного модного дома, изобретательница понятия ready-to-wear («готовая одежда») и, по сути, родоначальница жанра коллабораций: она первой из дизайнеров одежды начала сотрудничать с художниками. Главная соперница Коко Шанель была известна своим увлечением сюрреализмом и дадаизмом и дружбой с теми, кто стоял у истоков этих художественных течений, в том числе с Ман Рэем и Сальвадором Дали. Пуговицы в виде губ — идея, заимствованная у Сальвадора Дали, который в своем творчестве не раз воспевал манящий рот голливудской актрисы Мэй Уэст. 


Поп-Арт

Энди Уорхол

Иллюстрации с изображением размноженных женских губ, накрашенных ярко-красной помадой, стали такими же знаковыми объектами творчества основателя жанра поп-арт, как и легендарные шелкографии, воспевающие банки супа Campbell и бутылочки Coca-Cola. Одна из самых ранних работ художника, связанная с женскими губами, — Lips (Stamped) была сделана, когда он трудился иллюстратором-фрилансером и был бесконечно далек от мира роскоши, который его так интриговал и завораживал. Считается, что эта работа является предтечей всех его знаменитых портретных образов. Идея украшательства, одержимость макияжем и, в частности, использование красной помады связаны у Уорхола с концепцией трансформации человека в его улучшенную версию. Все уорхоловские музы — Дебби Харри, Мэрилин Монро и Диана фон Фюрстенберг — на его знаменитых портретах также изображены с вычурно-яркими губами, некоторые из которых впоследствии становились самостоятельными объектами других работ художника. Отдельного упоминания заслуживает обложка, которая была разработана Уорхолом для пластинки его подшефной музыкальной группы Velvet Underground под названием Andy Warhol's Velvet Underground Featuring Nico: на ней изображены губы, потягивающие кока-колу через трубочку. 


Том Вессельман


Для представителей школы поп-арта женский рот был не меньшим фетиш-объектом, чем для символистов: почти у любого художника, имеющего отношение к этому арт-течению, найдется по крайней мере хотя бы одна картина, на которой будут изображены либо помада, либо ярко накрашенный женский рот. Том Вессельман, американский график и художник, предвестник культа Энди Уорхола, — не исключение: лирическая героиня его работ — собирательный образ женщины с рекламных плакатов с неизменными ярко-красными губами, вызывающе манящей и при этом лишенной каких-либо индивидуальных особенностей. Сама помада как предмет также фигурирует во многих его работах. Still Life #60, масштабная инсталляция авторства Вессельмана, центральной составляющей которой является четырехметровый муляж футляра с помадой, — первое, что бросалось в глаза на прошедшей в сентябре арт-выставке Beyond Pop Art в Денвере. 


Джеймс Розенквист  

По оценкам искусствоведов творчество Джеймса Розенквиста - такая же важная составляющая наследия поп-арта, что и работы пионеров жанра Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола. При этом в отличие от коллег, ограничивающих круг своих интересов исключительно популярной культурой, этот художник часто обращался к темам, связанным с политикой и войной. 

Он начинал как художник рекламных панно, работая в фасадном подъемнике на огромной высоте, а как художник прославился сразу же после своей первой персональной выставки в 1962 году. Объекты его работ - самые обыденные предметы вроде тарелки спагетти, канцелярской скрепки или автомобиля, увеличенные или, напротив, уменьшенные до неестественных масштабов. 

С помощью изображений помад Розенквист пытался исследовать темы консьюмеризма и секса в современном обществе. Типичная работа Розенквиста из позднего периода его творчества – "House of Fire". Это крупномасташбное полотно с тремя главными объектами – продуктовым пакетом, ведром и набором помад, поражающее своим техническим исполнением, сейчас находится в коллекции музея Метрополитен. 

Клас Олденбург 

Классик поп-арта, американский художник шведского происхождения Клас Олденбург стал известен благодаря своим скульптурам и инсталляциям простых предметов в гигантских масштабах. Многие его работы, некогда вызывающие осуждение и призванные провоцировать, сейчас органично вписываются в ландшафт больших городов, как, например, гигантская скульптура «Игла» у миланского вокзала. 

Другой знаменитый арт-объект авторства Олденбурга — огромная красная губная помада на пьедестале из танковых гусениц — находится во дворе одного из колледжей Йельского университета. Олденбург создал его в сотрудничестве со студентом архитектурного факультета Стюартом Реде в 1969 году: объект до сих служит площадкой для антивоенных протестов. Впрочем, тремя годами ранее художник уже использовал помаду в качестве источника вдохновения: в 1966 году он создал коллаж под названием «Помады на Пикадилли-серкус», передававший ощущения Олденбурга от царившей в «свингующем» Лондоне атмосферы раскрепощенности и соблазна.


Уэйн Тибо

93-летний Уэйн Тибо — калифорнийский художник, живой классик современного искусства. Яркий представитель поп-арта (к которому, впрочем, он сам себя отказывается причислять) в свое время взял себя роль главного антагониста Роя Лихтенштейна. В 60-х стал известен благодаря серии работ с изображениями десертов: пирогов, мороженого, леденцов. Тибо также является автором нескольких обложек журнала The New Yorker: на всех из них также изображена еда. Другая творческая одержимость Тибо — женщины и связанные с их бытом и повседневной жизнью объекты. Помады начинают появляться в произведениях Тибо в 60-х: одна из первых картин «помадной» серии, которая так и называется — Lipsticks, датирована 1964 годом и была продана на одном из аукционов Christie's за $1,2 млн. 

Вопреки расхожему мнению изображение помад для Тибо — отнюдь не попытка гендерного исследования: «Простые предметы кажутся мне поэтичными». В отличие от помад, другие типичные объекты материального мира женщины — платье (Yellow Dress, 1974), туфли (Shoes Rows, 1975), ручное зеркало (Mirror, 1966) — в работах Тибо не повторяются. 


Совриск

  Илад Ласри

Илад Ласри, американский художник израильского происхождения, использует фотографию, скульптуру, коллажи для исследования новой визуальной культуры. В фокусе его внимания — обычные люди и элементы бытовой культуры: еда, растения и различные бытовые предметы. Художник старается показывать объекты под непривычным углом, утрируя или придавая им новые смыслы. Его работа Lipsticks, выполненная на стыке скульптуры, рекламной фотографии и рисунка, олицетворяет собой значение красоты и украшательства в современном мире. 


Ден Колен


«Самая скучная история арт-мира — почему все так ненавидят Дэна Колена» — так начинается одна из критических рецензий, посвященная творчеству этого молодого нью-йоркского художника. После открытия большой персональной выставки Колена в Gagosian Gallery в 2010 году на Дэна, друга и коллегу трагически погибшего художника Дэша Сноу, обрушился шквал недовольства и осуждения: многие представители художественного сообщества считают успешного выпускника Школы искусства и дизайна Род-Айленда формалистом и конъюнктурщиком. Вся критика Колену только на руку — 34-летний художник сейчас является одним из самых продуктивных и продаваемых фигурантов нью-йоркской арт-сцены.

Произведение A Million Kisses in Your Lifetime (2008), созданное с использованием помады, положило начало целой серии работ под условным названием Kiss Painting. Считается, что это полотно, на котором неизвестная девушка оставила огромное количество отпечатков своих губ, накрашенных различными оттенками помады Chanel, Дэн преподнес брату в качестве свадебного подарка. Через пару лет он развелся и выставил картину на продажу, снабдив баснословным ценником. Сам Колен утверждает, что этот объект — своего рода оммаж Оскару Уайльду, чья могила находится на парижском кладбище Пер-Лашез: известно, что особо экзальтированные поклонницы творчества английского драматурга оставляют отпечатки своих поцелуев прямо на надгробной плите. 

  Рейчел Лачовиц


Рейчел Лачовиц — художница, перформансистка и скульптор, разделяющая идеи третьей волны феминизма, так называемого lipstick feminism. Рейчел известна своей серией работ — воссозданных реплик известных произведений мужчин-художников. Например, Sarah — копия работы художника Ричарда Серры One Ton Prop, а Homage to Carl Andre — действительно оммаж картине Magnesium and Zinc Карла Андре. Все они написаны при помощи смеси растопленных красных помад и специального воска. Для своих работ Лачовиц уже много лет заказывает косметику у одной и той же небольшой компании в Лос-Анджелесе, чьи специалисты учитывают специфику ее дальнейшего использования.



Саня Ивекович


Помада часто фигурирует в работах еще одной художницы-феминистки 70-х — хорватки Сани Ивекович. Она стала одной из первых деятельниц хорватской арт-сцены, кто начал создавать проекты и устраивать перформансы, посвященные исследованию тем, связанных с гендерным неравенством.

Как ранние, так и поздние ее работы призывают обратить внимание на такие проблемы, как преуменьшение роли женщин в мировой истории, насилие и жесткое давление стандартов красоты. Например, в ее видео Make Up — Make Out (1978) зритель видит лишь шею и руки женщины. 

Женщина медленно открывает тюбик с помадой и наносит ее на губы, которые в кадре не присутствуют. С помощью такого приема художница осуждает вынужденную необходимость соответствовать идеалам, которые общество навязывает женщинам. Другие ее работы, в которых фигурируют помады, также указывают на давленческую функцию принятых стандартов красоты и женственности. 



  Лори Симонс 

Фотограф и художница, а по совместительству мать одиозной актрисы, режиссера и главной иконы эпохи постфеминизма Лены Данем, создает кукол, марионеток и чревовещателей и помещает их в рамках своих проектов в привычные бытовые условия простых обывателей, таким образом высмеивая традиционный уклад жизни американских домохозяек 60-х. Сама художница хоть и отмечает, что в ее проектах светлой ностальгии и доброй иронии не меньше, чем феминистической критики, тем не менее объективизация женщин и их положение в обществе — основная проблематика ее коллажей и фотографических серий. Одна из самых растиражированных ее работ — фотозарисовка под названием Pushing Lipstick, на которой изображена кукла с огромной помадой.


  Карла Блэк  

Карла Блэк — шотландская художница и скульптор, которая представляла свою страну на Венецианской биеннале 2011 года. Она создает масштабные сложные скульптуры из комбинации традиционных для художника материалов: гипса, бумаги, мела — и повседневных мелочей: пудры, вазелина, соли для ванной, таблеток и, конечно, помад. Пастельные тона скульптур и косметика в качестве расходного материала могут ввести в заблуждение: на самом деле ее работы — это вовсе не ода женственности, а скорее призыв к освобождению от поглощения материальным миром. Работы Карлы Блэк легко разрушаются из-за воздействия времени и людей, которые, несмотря на все предостережения, трогают и портят инсталляции на выставках. Особенно, по признанию художницы, они страдают от рук детей — видимо, из-за ассоциаций с десертами. 


  Жанин Антони  



Багамская художница Жанин Антони известна прежде всего своими работами на стыке скульптуры и перформанса. Она рисует волосами и ресницами, буквально выгрызает объекты зубами, облизывает скульптуры языком и создает объекты с помощью всего тела. Именно исследование возможностей собственного тела, тема власти и женственности — основной двигатель ее работ. Один из важных художественных инструментов Жанин — помады классических красных оттенков. 


   Маргарет Вебер



Недавняя студентка Школы визуальных искусств стала автором одного из самых занимательных современных перформансов, связанных с поцелуем. Фотография, запечатлевшая красивую молодую женщину, неистово целующую потолок (в общей сложности художница оставила около 100 четких отпечатков своих губ на потолке пространства, в котором проходил перформанс), мгновенно разлетелась по тематическим блогам и тумблерам. И хотя сейчас художница работает в более традиционных форматах (недаром NY Times называет ее «новичком, использующим простой, но эффектный подход к творчеству»), ее первый шаг к узнаваемости и признанию в художественной среде всегда будут связывать именно с этим проектом с поэтическим названием Excuse me While I Kiss the Sky.

Другие Артефакты

Логотип Rolling Stones 

Эмблема музыкальной группы Rolling Stones в виде рта с плотоядно высунутым языком был придуман британским художником Джоном Паше, когда он еще был студентом Королевского колледжа искусств в Лондоне. Согласно легенде за работу, которая впервые появилась на обложке альбома Rolling Stones — Sticky Fingers (1971), он получил всего £50 фунтов. Логотип «Язык и губы» выполнен в традиционном для Паше стиле поп-арт и стал началом его карьеры оформителя обложек и музыкальных постеров: среди его последующих клиентов — музыканты из The Who, Judas Priest, Джими Хендрикс и Дэвид Боуи. 


Принт Yves Saint Laurent 

Одна из претензий, которые модное сообщество предъявляет Эди Слиману, — передергивание идей Ива Сен-Лорана: рисунок в виде губ на вещах из коллекции сезона весна-лето 2014 были прямой отсылкой к оригинальному принту авторства Лорана, но в исполнении Слимана выглядят почти китчем. Впрочем, этот рисунок, придуманный Лораном в 70-х, стал по-настоящему народным: он часто встречается в коллекциях самых разных марок — от Diane Von Furstenberg или Lulu Guinnes до ASOS. 

Фонтан Жана Тингели

Первое, на что обращаешь внимание, глядя на фонтан Стравинского у Центра Жоржа Помпиду в Париже, — комплекс из двигающихся скульптур, одна из которых — ярко-красный рот. Этот фонтан также называют по имени своего создателя — Фонтан Жана Тэнгли, представителя кинетического искусства, которое, в свою очередь, было вдохновлено дадаизмом. Эта скульптура L’Amour была сделана совместно с его женой, также художницей и бывшей моделью Ники де Сен-Фалль. 


Машинка для поцелуев Макса Фактора

Человек, которому мы во многом обязаны тем, как выглядит и что собой представляет современная косметика, — Макс Фактор, предприимчивый и талантливый выходец из семьи польских эмигрантов, обосновавшийся в Голливуде. Фактор был не просто визажистом, гримером или создателем одноименной марки: его по праву можно назвать изобретателем и визионером, который все время экспериментировал с косметическими средствами. Уже после смерти Фактора, в 1939 году его сын, который пошел по стопам отца, придумал устройство, которое измеряло степень устойчивости губной помады. Приспособление получило название «Машинка для поцелуев» и представляло собой конструкцию, состоящую из муляжей мужских и женских губ, а также ручки, которая помогала их сталкивать с разным давлением. Между губами помещали салфетку и по количеству отпечатков, оставшихся на ней, судили об устойчивости помады. Примерно через год марка Max Factor представила свою первую устойчивую помаду Tru-Color. Сейчас машинка для поцелуев находится в Музее истории Голливуда и выглядит действительно как арт-объект. 


{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}