T

Стиль в фильме: «Улыбка Моны Лизы»

Безукоризненная с точки зрения стиля история о том, что простые вещи, привычные нам прически и признанные произведения современного искусства когда-то совершили революцию.

«П

о слухам, Кэтрин Уотсон отличалась редким умом, что компенсировало недостатки ее родословной» — в этой закадровой фразе, произнесенной героиней Кирстен Данст, отражена вся глубина адского котла, в котором варилось мировоззрение приличной американской женщины середины прошлого века. 1953 год, масcачусетский консервативный городок Уэллсли и одноименный женский колледж, в котором учатся «умнейшие женщины Америки» с эталонными укладками и эталонными, в отличие от мисс Уотсон, родословными. До сексуальной революции шестидесятых, протестных хиппи-движений и женщин в креслах руководителей корпораций еще далеко: в США правят бал старые деньги и патриархальные устои. Но что-то уже начало меняться, и про это «что-то» Майк Ньюэлл снял в 2003 году «Улыбку Моны Лизы» на сценарий Лоуренс Коннор и Марка Розенталя.



Кэтрин Уотсон (Джулия Робертс), преподавательница истории искусств, переехала в Уэллсли
из Калифорнии, потому что рассчитывала найти единомышленниц среди студенток. Ей надоело, что девушки с хорошим образованием сразу после учебы выходят замуж и все их дальнейшие заслуги оцениваются по тому, насколько элегантно они сервируют званые обеды. Однако же выясняется, что в сильнейшем колледже страны царят самые домостроевские настроения
из возможных и Кэтрин с ее новаторским подходом к образованию, с любовью к пока еще неокончательно признанным Поллоку и Пикассо выглядит белой вороной среди преподавателей. Она слишком независима, она не замужем, она заставляет студенток думать, а не зубрить — этого вполне достаточно для драматического конфликта в картине о пятидесятых («Она бесподобна!» — «Что же тогда не замужем?»).

Актрисы постоянно жаловались на то, что эти вещи невозможно носить — мало того, что они сшиты из грубых, непривычных материалов, так еще и будто бы придуманы для девушек, которые ненавидят комфорт и свое тело. 

Лента не слишком обласкана критиками — и это еще мягко сказано, но ее стоит ценить хотя бы
за одно бесспорное достоинство: нечеловечески прекрасные костюмы, визуальное отражение трудной миссии феминистки Кэтрин Уотсон в мире белозубых домохозяек. «Я старался передать дух той эпохи, но не хотел, чтобы фильм походил на лекцию в Sears Roebuck (розничная компания, особенно популярная в пятидесятых. — Прим. ред.). Я сделал все, чтобы костюмы
не выглядели как фотографии из каталога 1953 или 1954 года», — рассказал Майкл Деннисон, художник по костюмам, через полгода после выхода ленты в прокат. Он с пристрастием
обыскал секонд-хэнды и отобрал подлинную одежду из пятидесятых: пышные юбки, кардиганы
с фальшивыми жемчужинами вместо пуговиц, блузки с отложными воротничками и клетчатые жакеты в талию. По словам Майкла, актрисы постоянно жаловались на то, что эти вещи невозможно носить — мало того, что они сшиты из грубых, непривычных материалов, так еще и будто бы придуманы для девушек, которые ненавидят комфорт и свое тело. Но художник настоял именно на таких гардеробах, чтобы актерский состав ни на секунду не забывал, насколько
та эпоха отличается от нашей.

Кружевное коктейльное платье в стиле New Look, батистовый фартук и нитка жемчуга — такой образ домохозяйки считался эталонным.

Завязанная под грудью рубашка
и брюки с высокой талией — универсальный символ раскрепощения американок (вспомните Бейби
из «Грязных танцев»).

Непохожесть героини Джулии Робертс на остальных девушек проявляется
в деталях: прямое пальто вместо приталенного, тонкая цепочка вместо вездесущего жемчуга.

«Холодная волна», акцентированные губы и клетчатый пиджак — preppy style по версии студенток из пятидесятых.

Справедливости ради стоит отметить: заслуга Деннисона не только в том, что он обошел все секонды Лос-Анджелеса. С помощью вещей ему удалось показать брожение в женских умах, что
в рамках практически униформы пятидесятых сделать было непросто. Образцовым студенткам Бетти (Кирстен Данст) и Джоан (Джулия Стайлз) он придумал образцовые роли: до скрипа в зубах аккуратные, с безупречной «холодной волной» в волосах и обязательной ниткой жемчуга. Жизель, героиня молодой Мэгги Джилленхол, — девушка свободных нравов, и по ней это видно: из укладки выбиваются локоны, клетчатая рубашка завязана под грудью, а утонченности она предпочитает раскрепощенность (и в одежде, и в жизни). Ну а Кэтрин в исполнении Джулии Робертс — глоток свежего воздуха и в сценарии, и в визуальном ряде. Она выглядит так, словно сошла с подиумов Max Mara, Bottega Veneta и Céline одновременно: любит свободные тренчи натуральных оттенков и брюки-кюлоты, носит рустикальные рубашки с вышивкой и обувь без каблука, не красится
и не мажет волосы бриолином. Кэтрин, как и положено опередившей свое время героине, выбивается из вихря шифона фруктовых оттенков, а подобранные для нее комплекты хочется дословно цитировать даже сейчас, в 2016-м.

BOTTEGA VENETA ОСЕНЬ-ЗИМА 2016

MAX MARA ОСЕНЬ-ЗИМА 2015

MICHAEL KORS COLLECTION ВЕСНА-ЛЕТО 201

PRADA ВЕСНА-ЛЕТО 2016

При просмотре «Улыбки Моны Лизы» можно сыграть в занимательную игру «угадай по кадру, кто подрывает общественные устои». Очень соррентиновский кадр с десятком девушек в одинаковых закрытых купальниках и белых шапочках — все в порядке, идет урок синхронного плавания. Джулия Робертс в укороченных широких брюках замерла перед полотном Джексона Поллока — подпольной показ картины, за что последует выговор от руководства колледжа. Героиня Дженнифер Гудман бежит босиком по пляжу — недостойное поведение и как следствие размолвка с подругами. Подружки невесты Кирстен Данст в одинаковых платьях, похожих на облака, — идеальная свадьба, на которую пришел весь город. Майклу Деннисону удалось доступно
объяснить современному зрителю, какой смелостью нужно было обладать, чтобы отличаться
от единообразной толпы безупречных, похожих друг на друга женщин, будто бы сошедших
с прижизненных эскизов Кристиана Диора. Тогда вызовом мог быть даже простой плащ
или слишком естественный низкий хвост, а сегодня именно эти «неправильные» штрихи образа выглядят как эталонный килограмм в области хорошего вкуса.

Что надеть

Юбка Osman, £495,
harveynichols.com

Блузка Mango, £29,
mango.com 

Серьги Camellia, $1750,
1stdibs.com

Кардиган Paul Smith, £425,  paulsmith.co.uk

Тренч Monki, €75,
monki.com

Кюлоты Theory, £213,
net-a-porter.com

Рубашка A.P.C., €132, 
stylebop.com

Сумка See By Chloé, £300, 
net-a-porter.com

Ободок Emily–London, £395,  harveynichols.com

Блузка Vilshenko, £342, 
net-a-porter.com

Пальто Miu Miu, £1180, 
net-a-porter.com

Рубашка Theory, £175, net-a-porter.com

{"width":1180,"column_width":590,"columns_n":2,"gutter":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt"}