T

СТИЛЬ В ФИЛЬМЕ

Стиль в фильме: «Карнавальная ночь»

«Карнавальная ночь»

ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ИСТОМИНА

1956 год, 50 миллионов зрителей, очереди в кинотеатрах — и совершенно не советский подход к музыкальной комедии: вспоминаем историю и стиль одного из классических отечественных новогодних фильмов.

60 лет назад на экраны выходит музыкальная комедия молодого режиссера Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» с никому не известной студенткой второго курса ВГИКА Людмилой Гурченко в главной роли. И сразу оглушительный успех: фильм посмотрело почти 50 миллионов зрителей, людям приходилось стоять в очереди по несколько часов, чтобы попасть на сеанс. «Карнавальная ночь» мгновенно сделала Гурченко звездой, а Рязанова буквально обрекла стать комедийным режиссером. Хотя начиналось все куда более прозаично. Сценарий, по которому потом будут проходить все новогодние огоньки на всех телеканалах, три года пылился на полках «Мосфильма», Рязанов мечтал снять драму «Встречи на Камчатке» и работать над комедией отказывался, а Гурченко и вовсе провалила первые кинопробы, так что ее кандидатура даже не рассматривалась на худсовете. Директор «Мосфильма» Иван Пырьев случайно встретил актрису в коридоре киностудии и спросил, где он мог ее видеть, на что Гурченко, забыв про редуцирование гласных и согласных, которому ее учили в институте, выдала с харьковским говорком: «Та шо там! На пробах у Рязанова!» — «Пойдем со мной».

Гурченко пела сама, а многие реплики придумывались по ходу действия.

Одержимый Голливудом Пырьев мечтал о новогоднем мюзикле, сюжет был незамысловат и не вызывал у Рязанова особого воодушевления. Как он напишет потом: «Я должен был придать действию столь стремительный темп, чтобы зритель не заметил фабульных и всяких иных несоответствий и несообразностей». По сути, это было банальное эстрадное кинообозрение, где все поют и танцуют, а между номерами — простой комедийный сюжет, суть которого — обмануть директора Дома культуры в дурацком пиджаке и не дать ему испортить нонконформистский сценарий, придуманный молодыми работниками ДК. Романтическая линия, разумеется, тоже имелась.

Так и Рязанов многое сделал тогда по-новому. Фильм снимался не в павильоне, а в интерьерах Театра Советской Армии, Гурченко пела сама, а многие реплики придумывались по ходу действия. Главная героиня шесть (!) раз меняет платье, и все — тотальный диоровский new look, а белой меховой муфтой после выхода фильма грезила каждая девушка. Никакой советской пропаганды — напротив, чечетка и практически джаз, никаких костюмов снежинки и Бабы Яги, вместо них — шотландская клетка и свитера с оленями — полный Голливуд, а цветовой палитре сейчас позавидовал бы сам Уэс Андерсон. «Карнавальная ночь» совпала с концом сталинской эпохи, с началом оттепели, с надеждой на то, что уж теперь-то жизнь обязательно изменится к лучшему, а главные герои перед финальным поцелуем наивно произносят: «Счастье… Будет оно?» — «Обязательно будет!»

 ГИГАНТСКИЕ ЧАСЫ 

«Карнавальная ночь», сделанная как классический американский киномюзикл аккуратно заимствует голливудские декораторские приемы: в частности, гигантские часы как метафора скоротечности и неумолимости времени.

Не обычный, а антропоморфный месяц с лицом повисает над эстрадой — излюбленный голливудский сценический декор со времен выхода фильма «Путешествие на луну» Жоржа Мельеса в 1902 году. Этот месяц потом еще много раз появится в фильмах про кино. Например, у Вуди Аллена в «Сладком и гадком».

 луна и звезды

Не обычный, а антропоморфный месяц с лицом повисает над эстрадой — излюбленный голливудский сценический декор со времен выхода фильма «Путешествие на луну» Жоржа Мельеса в 1902 году. Этот месяц потом еще много раз появится в фильмах про кино. Например, у Вуди Аллена в «Сладком и гадком».

«Карнавальная ночь», сделанная как классический американский киномюзикл аккуратно заимствует голливудские декораторские приемы: в частности, гигантские часы как метафора скоротечности и неумолимости времени.

 ГИГАНТСКИЕ ЧАСЫ 

 луна и звезды

муфта

О платьях в стиле New Look Кристиан Диор говорил так: «Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, округлую линию груди, стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки».

new look

Муфта из белого меха стала предметом вожделения всех советских модниц. Годом позже вышел мультик  «Снежная королева», где у Герды ровно такая же.

муфта

new look

О платьях в стиле New Look Кристиан Диор говорил так: «Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, округлую линию груди, стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки».

клетка

каракулевый воротник

клетка

Меховой, желательно каракулевый воротник на пальто был символом статусности, недаром герой «Карнавальной ночи» Серафим Иванович Огурцов носит именно такое

Не менее 10 видов шотландской клетки — абсолютно западного рождественского паттерна (еще один привет Голливуду) — можно увидеть на костюмах главных героев и массовки.

каракулевый воротник

Меховой, желательно каракулевый воротник на пальто был символом статусности, недаром герой «Карнавальной ночи» Серафим Иванович Огурцов носит именно такое

горошек

горошек

спортивный шик

Горошек. Излюбенный узор всех модниц в мире. Polka-dot до сих пор с успехом кочует из коллекции в коллекцию и нет-нет да и появится то на халате Dries Van Noten, то на пуховике MSGM.

Элемент спортивной одежды встречается в костюме балерины.

спортивный шик

Элемент спортивной одежды встречается в костюме балерины.

пиджак

пиджак

рабочая одежда

Пиджак с гипертрофированной линией плеч — самый модный силуэт 2017 года — был непременным атрибутом мужского гардероба 1940-х и встречается у героя «Карнавальной ночи» Огурцова. Позднее этот силуэт позаимствует для своих концертных выходов Дэвид Бирн. А Мартин Маржела включит его в свои коллекции. Его примеру последует и Демна Гвасалия для Vetements и Balenciaga.

Халат, куртка и комбинезон из плотного хлопка или денима — простая рабочая одежда получает новое прочтение в современной моде.

рабочая одежда

Халат, куртка и комбинезон из плотного хлопка или денима — простая рабочая одежда получает новое прочтение в современной моде.

Одержимый Голливудом Пырьев мечтал о новогоднем мюзикле, сюжет был незамысловат и не вызывал у Рязанова особого воодушевления. Как он напишет потом: «Я должен был придать действию столь стремительный темп, чтобы зритель не заметил фабульных и всяких иных несоответствий и несообразностей». По сути, это было банальное эстрадное кинообозрение, где все поют и танцуют, а между номерами — простой комедийный сюжет, суть которого — обмануть директора Дома культуры в дурацком пиджаке и не дать ему испортить нонконформистский сценарий, придуманный молодыми работниками ДК. Романтическая линия, разумеется, тоже имелась.

книга о вкусной и здоровой пище

книга о вкусной и здоровой пище

«Книга о вкусной и здоровой пище». Выпущенное несколькими годами ранее главное кулинарное руководство страны предписывало что надлежит есть советскому человеку, а также, как правильно сервировать новогодний стол, что помогло в работе реквизиторам всех новогодних комедий — от «Карнавальной ночи» до «Иронии судьбы, или С легким паром».

Мюзикл «Официантка» и трио буфетчиц

Мюзикл «Официантка» и трио буфетчиц

Нежно-голубое платье и туфли в тон, кружевная наколка и белый фартучек — девушки подозрительно напоминают скорее официанток из американского дайнера, чем буфетчиц советского ДК. Любопытно, что спустя полвека на Бродвее вышел мюзикл «Официантка», в котором тоже есть трио девушек в голубом.

Главная героиня шесть (!) раз меняет платье, и все — тотальный диоровский new look.

Так и Рязанов многое сделал тогда по-новому. Фильм снимался не в павильоне, а в интерьерах Театра Советской Армии, Гурченко пела сама, а многие реплики придумывались по ходу действия. Главная героиня шесть (!) раз меняет платье, и все — тотальный диоровский new look, а белой меховой муфтой после выхода фильма грезила каждая девушка. Никакой советской пропаганды — напротив, чечетка и практически джаз, никаких костюмов снежинки и Бабы Яги, вместо них — шотландская клетка и свитера с оленями — полный Голливуд, а цветовой палитре сейчас позавидовал бы сам Уэс Андерсон. «Карнавальная ночь» совпала с концом сталинской эпохи, с началом оттепели, с надеждой на то, что уж теперь-то жизнь обязательно изменится к лучшему, а главные герои перед финальным поцелуем наивно произносят: «Счастье… Будет оно?» — «Обязательно будет!»


Пьер и Жиль 

Пьер и Жиль 

Несмотря на то, что действие происходит в консервативном СССР, современный зритель не может не заметить изобилие гей-символов и шуток.

 лфз

 лфз

Балет — визитная карточка СССР — в «Карнавальной ночи» больше напоминает художественную гимнастику.

соцреализм

соцреализм

После развала СССР соцреализм попал в опалу. Стали говорить, что он не имеет эстетической ценности. Но сейчас интерес к нему возвращается, и такие фильмы, как «Карнавальная ночь», этот интерес только подогревают. Возникла даже мода на артефакты советского искусства. 

 


Современные художники Виноградов и Дубосарский гармонично вплели соцреализм в поп-арт. Карнавальное настроение, созданное из советских и постсоветских реалий, отлично передает картина «Новый год».  
С новым годом, товарищи!

Что купить

— нажмите на вещь, чтобы перейти в магазин

Свитер A.P.C., $310

Рубашка Carhartt, €32

Свитер Hartford, £93

Блуза Saint Laurent, £1095

Юбка Rochas, £553

Платье Lemaire, £860

Ремень Isabel Marant, £113

Блейзер Nina Ricci, £1791

Юбка Weekend Max Mara, £112

Лоферы Jil Sander Navy, $315

Рубашка R13, £123

Рубашка Nº21, £203

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}