Blueprint
T

Дома и на работе: Яна Кличук

.

Яна возглавляет департамент образования «Манифесты» — самого смелого
арт-события, которое потихоньку меняет представление публики о современном искусстве. В преддверии «Манифесты 11», посвященной роли денег в жизни людей, Яна пригласила нас в квартиру команды в Цюрихе и показала самый необычный павильон грядущей биеннале.

Сейчас я живу Цюрихе, в квартире «Манифесты 11». Это огромная, по сути коммунальная квартира
на девять студий с прозрачными стенами, которые выходят в подъезд, и с общими прачечными.
Соседям по дому принято присылать приглашения на все домашние вечеринки. Еще можно брать
на прогулку соседского щенка, если заранее записаться в очередь. В общем, коммунальный быт,
от которого мы так яростно пытаемся избавиться в России, здесь развивается как новая концепция
жилых пространств. Говорят, этот проект даже получил какой-то архитектурный приз.






Мне кажется, что работа в искусстве помогла понять и полюбить некрасивое и вообще — забыть немного о красоте.

Я переехала в Цюрих на время подготовки и работы биеннале. До этого я жила на севере Италии,
в Больцано — тихом городе, где можно каждый день ходить в горы, а после Цюриха поеду в Палермо — работать над «Манифестой 12». Звучит, конечно, захватывающе, но жить без дома оказалось сложнее,
чем я думала. Вся жизнь помещается в три чемодана, и перед тем как купить новую вещь, я должна выбросить старую. В последнее время мне кажется, что если приживусь в Палермо, то останусь там...




«Нерабочая» часть моей жизни сильно зависит от того, где я нахожусь, кто мои коллеги и партнеры проекта. Я, конечно, стараюсь не пропускать интересные для меня события, проекты и выставки, но эмоционально воспринимаю их как часть работы и не могу там по-настоящему отдыхать.
Поэтому в свободное время я скорее поеду на природу, чем пойду в музей. Швейцария в этом смысле — очень подходящая страна. Час на машине, и ты… хочешь — на горé, хочешь — в озере, хочешь — в лесу, хочешь — с оленями, и так до бесконечности.



Каталог «Манифесты 10» всегда лежит
на кухне в качестве предмета ностальгии. Сейчас приезжает много наших коллег
с прошлой биеннале, которых мы очень ждем, и почти все они будут жить у нас в квартире. 



Голова собаки была сделана для фильма Марко Шмидта, который работает вместе
с полицией Цюриха на «Манифесте 11». Марко делал многие скульптуры у нас
в квартире, и, вероятно, кусок этой собаки просто забыл. 



Букеты гвоздик у нас сейчас по всему дому. Они остались от советской вечеринки, которую мы устроили в начале мая
с коллегами 
из России и Украины для нашей международной команды. 



Приглашение на открытие «Манифесты 11». 


Я купила двадцать горшков с разными цветами в нашу квартиру, чтобы хоть как-то побороть бетонные стены. Никогда раньше
не занималась растениями, но здесь без них не могу. 


Платок Маши, моей коллеги из кураторского отдела. Ее платки разлетаются по команде
со страшной скоростью. Последний с нее сняла наш директор Хедвиг Фейен.

Это уголок, в котором мы обмениваемся ненужной мебелью, и пункт выдачи наших заказов из IKEA.  


Передайте суть своей работы одним предложением

Что вы привозите домой из путешествий?

Какую книгу вы читали больше двух раз и почему?

Нарисуйте свое любимое украшение или амулет

Три предмета из вашего холодильника

В арт-менеджмент я пришла, когда поняла, что художникам вокруг меня не хватает минимальной инфраструктуры и поддержки. Я занималась образовательными программами для молодых художников
в Смольном институте, потом в Фонде «ПРО АРТЕ» и ГЦСИ. Это была по-настоящему благодарная работа, когда ты обожаешь своих студентов, до ночи с ними споришь или монтируешь… Я до сих пор наблюдаю
за их развитием. Мы делали классные проекты, но каждый раз на открытии я видела одних и тех же людей. Поэтому, когда в Петербурге объявили о проведении «Манифесты» — одного из самых успешных событий в мире современного искусства с точки зрения работы с аудиторией, я ушла к ним в образовательный отдел. Сейчас я в международном фонде «Манифесты» вместе с командой разрабатываю образовательные программы в совершенно новых социальных и культурных контекстах. Мне кажется, это работа мечты.





Наш офис в Цюрихе находится прямо у реки,
и летом особенно классно в обед сходить искупаться. Так, мне кажется, делают почти все,
кто работает недалеко от реки Лиммат.

Мой отдел начинает работу примерно за полтора года до открытия «Манифесты» в новом городе.
В этот момент местная аудитория биеннале практически равна нулю. Сначала мы изучаем инфраструктуру и связи в области культуры, образования и социальной деятельности, а потом стараемся определить пробелы или «напряженные» зоны, с которыми интересно работать в рамках конкретной концепции. Например, в рамках темы «Манифесты 11» в Цюрихе «What People do for Money?» мы сотрудничаем
с безработными и со студентами профессиональных училищ, поднимаем темы трудовой миграции
и низкооплачиваемой работы в сфере искусства.




К открытию команда разрастается до 60 человек. Мы часто обедаем вместе, поэтому особая проблема
для нас — найти классные бары и рестораны у офиса, куда можно прийти хотя бы десятером. Наш офис
в Цюрихе находится прямо у реки, и летом особенно классно в обед сходить искупаться. Так, мне кажется, делают почти все, кто работает недалеко от реки Лиммат. Хотя, думаю, этим летом вся наша команда переедет из офиса в павильон «Манифесты 11» на озере. Там можно купаться, загорать, есть, пить
и работать одновременно.




Pavillion of Reflections — одна из главных частей «Манифесты 11». Это плавающая конструкция
на Цюрихском озере, созданная в сотрудничестве с университетом ETH (мастерская Тома Эммерсона).
Во время биеннале павильон будет работать как «бади» (летом в Цюрихе открывается множество общественных и частных купален с барами и диджеями, где все собираются на апероль). А вечером
в павильоне будут показывать документальные фильмы о том, как художники «Манифесты 11» сотрудничали с представителями различных профессий.



Рабочий день, который вам больше
всего запомнился?




Ваше первое место работы?



Три любимых сайта из вашего списка закладок?





Три совета, чтобы все успевать



 



Звонок или сообщение?


 



{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
false
767
1300
false
true
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}