Стиль в фильме: «Забавная
мордашка»

МОДА• КИНО

Текст: ИРА ДУБИНА

«Забавную мордашку» Стэнли Донена можно любить за многое: незамысловатый, но трогательный сюжет, потрясающую музыку легендарного Роджера Эденса и, конечно, захватывающей красоты визуальный ряд и костюмы.



«З

абавную мордашку» можно сравнить с анимированным модным журналом. Собственно, сюжет и раскручивается вокруг этой темы: одни из центральных персонажей — редактор глянца Quality Мэгги Прэскотт и фотограф Дик Эйвери, прототипами которых стали Диана Вриланд, работавшая на тот момент в Harper’s Bazaar (ей, кстати, фильм категорически не понравился), и Ричард Аведон соответственно. И хотя многие критиковали «Забавную мордашку» за примитивизм сюжета в духе классической истории Золушки, режиссером с визионерской проницательностью затрагивается важная тема, в частности, в моде — преобладание индивидуальности над просто идеальной картинкой.



Лента вышла в прокат в 1957 году. Французская мода, восстановившись после войны, переживала вторую волну, а кутюр еще даже не собирался уступать место prêt-à-porter: веяния по-прежнему идут из Парижа, а одни из самых влиятельных кутюрье — Кристобаль Баленсиага и Кристиан Диор. В то же время все больший вес набирает молодой Юбер де Живанши, открывший собственный модный дом в 1952 году. Все они восхваляют классическую женственность и пропагандируют канонический для 1950-х образ lady like.



— 1 —

Хотя самые запоминающиеся костюмы в «Забавной мордашке» носила, конечно, Джо Стоктон в исполнении Одри Хепберн, знакомство с фильмом зритель начинает не с нее, а с Мэгги Прэскотт, которая распевает Think Pink под камео моделей Сьюзи Паркер, Санни Харнетт и Довимы. Прэскотт выглядит как типичный редактор модного журнала 1950-х: костюм-двойка с юбкой ниже колена, блуза и шляпка pillbox. Если бы Мэгги Прэскотт существовала в реальности, можно было бы предположить, что Баленсиаге она симпатизировала больше, чем Диору. Костюмы, которые она носит, немного квадратного силуэта и — в противовес диоровским — почти не приталенные, а плащ, в котором редактор появляется в первых парижских сценах, — точь-в-точь как делал Баленсиага. Совпадения не случайны: прототип героини легендарная Диана Вриланд считала баска одним из величайших кутюрье в истории.



Мэгги Прэскотт, срисованная режиссером ленты с Дианы Вриланд, с первых кадров говорит нам о том, что зритель познакомится со множеством ярких характеров

Шляпа Cappellino Millineri, $515, modaoperandi.com

Костюм Thierry Mugler Vintage, £595, farfetch.com

Перчатки John Lewis, £12, johnlewis.com

Туфли Ralph Lauren,
$359, ralphlauren.com

— 2 —

Добрая половина образов, в которых появляется бывшая простушка из книжного магазина, а теперь новоявленная модель Джо Стоктон, отсылают к диоровскому new look. Вообще-то Диор не был тем, кто придумал этот силуэт, — он его популяризовал. В 1950-е с вариациями на тему new look работали почти все дизайнеры: от британца Харди Эмиса, назначенного в 1952 году личным портным Елизаветы II, до модного дома Paquin.



Вот она, история новой Золушки: благородная простушка в прошлом веке становилась не принцессой, а моделью 

Платье Red Valentino,
£359, net-a-porter.com

Платье Jason Wu,
€3969, mytheresa.com

Платье Oscar De La Renta,
£12 425, harrods.com

Платье Lanvin,
£3934, net-a-porter.com

— 3 —

В 1950-е в Америке, откуда по сюжету родом герои фильма, бурно развивалось направление sportswear — функциональной и относительно недорогой одежды для массового производства в противовес статусному и элитарному haute couture. Причем все больше работающих женщин предпочитали юбкам и платьям удобные брюки, но и они отвечали общей модной тенденции того времени на женственность — вместо мешковатых, мужского покроя слаксов теперь носили зауженные брюки-сигареты. Именно в таких Джо Стоктон приезжает в Париж в сопровождении Мэгги Прэскотт и Дика Эйвери и, честно говоря, выглядит ничуть не хуже, чем в помпезных вечерних платьях.



Одежда Одри, в которой она появляется в сценах из повседневной жизни характера, и сейчас смотрится не менее актуально: все дело в простоте и удобстве

Парка Sofie D'Hoore,
£523, graziashop.com

Брюки DKNY,
£208, farfetch.com

Рубашка Jil Sander,
€128, stylebop.com

Брюки Etro,
€276, stylebop.com

— 4 —

Следующая сцена, где героиня Одри Хепберн появляется в черных брюках и черной же «глухой» водолазке, — одна из ключевых в фильме. Речь, конечно, о танце-импровизации Джо в парижском андерграундном кафе (движения актрисы ставил знаменитый хореограф Юджин Лоринг). В этом эпизоде много символизма, и нам в который раз напоминают, почему по-детски непосредственную Джо выбрали олицетворением зарождающейся новой эпохи в моде, где высокопарному и зачастую тяжеловесному haute couture места остается все меньше. Теперь же этот образ — черное с головы до пят, облегающие брюки и водолазка — стал не просто каноническим, а настоящим клише богемной девушки. 


<iframe width="480" height="270" src="https://www.youtube.com/embed/0JGCktc_FXU?rel=0&showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

В сцене безумного танца актрисе в очередной раз пригодилось ее балетное прошлое: движения уверенны, а костюм типичной богемной девушки не сковывает грации и не отвлекает от артистизма и экпрессии


Брюки The Row,
£448, farfetch.com

Водолазка Victoria Victoria Beckham, £350, garmentquarter.com

Водолазка Jil Sander, €599, mytheresa.com

Брюки Diane Von Furstenberg,
€308, stylebop.com

— 5 —

«Забавную мордашку», по понятным причинам, иногда сравнивают с фэшн-показом, в финале которого, по традиционным канонам, должно появляться свадебное платье. Так и есть — счастливые возлюбленные Джо и Дик поют песню ‘S Wonderful, Джо — в знаменитом белом платье от Юбера де Живанши. Хепберн и Живанши были знакомы еще с 1953 года, когда молодая актриса пришла в бутик кутюрье выбрать несколько нарядов для роли, а специально для «Забавной мордашки» Живанши создал серию платьев — в них Джо Стоктон пробует себя в роли модели. Несмотря на значительный вклад Юбера де Живанши, все лавры после выхода фильма, а заодно «Оскар» за лучшие костюмы в итоге получила легендарный художник по костюмам Эдит Хэд. По крайней мере французского кутюрье наконец внесли в титры, подписав: «Wardrobe: Miss Hepburn, Paris: Hubert de Givenchy».

Решительный для невесты макияж — красная помада и густые стрелки — как нельзя лучше подчеркивает всю кутюрность свадебного наряда, который мы видим в финальной сцене ленты

Платье Oscar de la Renta, £4384, farfetch.com

Фата J.Crew,
£150, jcrew.com

Юбка Elizabeth and James,
£388, net-a-porter.com

Туфли Manolo Blahnik,
$645, barneys.com

{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}