КУЛЬТУРА • КИНО

Косуха:

бунт и свобода


Автор:
Лёля Нордик

Как сложилось, что кожаная куртка превратилась из спецодежды в символ бунтарского духа, и какую роль в формировании ее легенды сыграло кино.

В 40-х годах по всей территории США начали появляться мотоклубы и группы байкеров, для которых косуха уже стала своего рода униформой. В 1947 году на ежегодный мотофестиваль в калифорнийский городок Холлистер приехало неожиданное количество участников. 4000 байкеров со всех штатов Америки заполонили город, увеличив своим присутствием популяцию города не меньше чем вдвое. Такое количество мужчин и женщин в черных кожаных куртках на рычащих мотоциклах вызвало беспокойство у местных жителей. Пресса, воспользовавшись ситуацией, спровоцировала настоящую панику среди населения, объявив участников фестиваля бандой разбойников. За несколько дней незваные гости заняли все бары, гостиницы, улицы и даже частные лужайки, а также выпили недюжинное количество алкоголя. Такое столпотворение людей, помноженное на количество свободного времени, не могло не вылиться в стычки и драки. Уже постфактум администрация города Холлистер признала, что ущерб от беспорядков был несущественным. Зато пресса не упустила возможность превратить ситуацию в масштабный скандал. Life опубликовал провокационные фото «хулиганов», а трехдневный загул байкеров нарекли Холлистерским бунтом.


Кадры из фильма
«Плакса», 1990

реувеличенное освещение инцидента в СМИ послужило формированию негативного восприятия байкеров в целом и кожаной косухи как обязательного хулиганского атрибута в частности. Уже в начале 50-х косуха повсеместно считалась отличительным знаком «плохого парня», а Холлистерский бунт вдохновил режиссера Ласло Бенедека на создание культового фильма «Дикарь» (1953), положившего начало целому жанру outlaw biker films.


П

Кадры из фильма
«Дикарь», 1953

Образ того самого «плохого парня» воплотил на экране Марлон Брандо, исполнив роль Джонни — предводителя банды байкеров, терроризирующих город. На протяжении всего фильма герой Брандо не расстается со своей косухой Perfecto, которую носит поверх белой футболки в сочетании с подвернутыми джинсами, фуражкой и грубыми сапогами. Несмотря на протесты родителей и чиновников (к примеру, до середины 60-х годов «Дикарь»  был запрещен к показу в Великобритании), фильм произвел невероятный бум среди молодежи. Во Франции, США и Великобритании стремительно росло количество тинейджеров, увлеченных мотокультурой и создававших свои уличные группировки. Из-за дурной славы косуха была запрещена в американских школах, став своего рода униформой для юных бунтарей.


|

Из-за дурной славы косуха была запрещена в американских школах, став своего рода униформой для юных бунтарей

|

В 1960-х дух свободы постепенно трансформирует косуху из атрибута негодяев в атрибут героев нового времени. Возникнет образ нового юноши — бунтаря и странника, живущего во имя свободы, и образ новой девушки — независимой, смелой и темпераментной, такой как Нэнси Синатра в легендарном фильме Роджера Кормана «Дикие ангелы» (1966), бесстрашно запрыгивающей на мотоцикл героя Питера Фонды, одетой в косуху, водолазку и черные джинсы. Кожаная куртка служила символом преображения и сексуального раскрепощения, когда из «хорошей девочки» в фильме «Бриолин» героиня Сэнди превращается в femme fatale, ошеломив кавалера и друзей своим появлением в косухе с красной подкладкой под цвет босоножек, черном топе со спущенными плечами и в ультраузких блестящих черных брюках. Кажется, словно «косуха» моментально внушает своему обладателю, каким бы он ни был, ощущение собственной силы и независимости.


Кадры из фильма
«Бриолин», 1978

Кадры из фильма
«Высшая школа рок-н-ролла», 1979   

В середине 70-х с расцветом панк-культуры косуха становится важной формой одежды для юных анархистов. Рокеры в косухах отдают дань наследию 50-х, надевая подвернутые джинсы, и воюют с лондонскими модами в фильме «Квадрофения» (1979), американские музыканты Ramones, все как один одетые в косухи, сместят привычные акценты. Под куртки они наденут тельняшки и футболки с принтами, темные брюки заменят дырявыми на коленях джинсами, а вместо тяжелых сапог появятся в кедах, устроив teenage riot в фильме Rock n Roll High School (1979). Группи лондонцев The Clash наденет косуху, бросит работу и лихо откатает тур в одном из самых успешных музыкальных фильмов Rude Boy. К середине 80-х косуха переживет все возможные трансформации и повреждения, включая проколы булавками, краску из баллона, заклепки, шипы, нашивки и наспинные принты. Все грани панк-апгрейда куртки будут зафиксированы в фильме «Сид и Нэнси» (1986), где компанию преобразованной косухе составят кожаные мини-юбки, боди леопардовой расцветки, рваные футболки Нэнси и Dr Martens Сида.


Кадры из фильма
«Сид и Нэнси», 1986

|

Возникнет образ нового юноши — бунтаря и странника, живущего во имя свободы, и образ новой девушки — независимой, смелой и темпераментной

|

В середине 90-х музыкальная повестка резко поменяется, а косуха все равно не потеряет свою актуальность, в очередной раз вписавшись в новый культурный контекст. Гранжевая нарочитая неряшливость отразится в потертых oversized-косухах, накинутых поверх коротких платьев в цветочек (как у Дрю Бэрримор в фильме «Ядовитый плущ» ) или клетчатых фланелевых рубашек, повязанных вокруг пояса джинсов героями новых фильмов, одиночками-аутсайдерами с бунтарским запалом в душе и воспоминаниями о том, что Джеймс Дин любил скорость, погиб молодым и на нем была его любимая куртка Perfecto.

Кадры из фильма
«Ядовитый плющ», 1992

Кожаные куртки в онлайн-магазинах

Alexander Wang,
£1 091, Net-A-Porter

Diesel Black Gold,
67 400 руб., Farfetch

Whistles, £395

Thomas Tait, €2 040,
Net-A-Porter

Babyghost, $510
Vfiles

Ann Sofia Back, $579,
Vfiles

Neuw 45 565 руб.,
Farfetch

MTWTFSS Weekday,
£320

Iro, £941,
Net-A-Porter

Proenza Schouler, 123 300 руб.,
Farfetch

Sylvie Schimmel, 121 800 руб.,
Farfetch

Saint Laurent, £2 800
Net-A-Porter

{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}