Blueprint
T

100 лет оскорбления чувств

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

На платформе Netflix стартовал игровой сериал «Декамерон». Истории экранизаций одной из самых известных, смешных и непристойных книг эпохи Возрождения в этом году исполняется 100 лет. Оглянувшись на долгие отношения Боккаччо с кинематографом, Олег Зинцов обнаружил два пика интереса: один пришелся на начало 1970-х, а второй — на пандемию Covid-19.

«Декамерон», 1969

Decameron '69, 1969

Пазолини и «декамеротики»

Главная экранизация Боккаччо — конечно, «Декамерон» 1971 года, снятый Пьером Паоло Пазолини, самым скандальным и радикальным классиком итальянского кино. На волне успеха этой картины (уступившей в национальном прокате лишь спагетти-вестерну «Меня зовут Троица» и «Крестному отцу») итальянские режиссеры второго, третьего и двадцать третьего ряда начали плодить «Декамероны» со страшной силой: энтузиасты, собравшие список разного рода экранизаций книги для крупнейшей интернет-кинобазы imdb.com, насчитали их четыре десятка, и большая часть картин произведена в 1972-1973 годах. Имен их режиссеров и актеров часто не припомнят и старожилы, но кто-то эту продукцию все-таки смотрит и выставляет оценки — в среднем зрительский рейтинг колеблется в районе пятерки по десятибалльной шкале. К этому же корпусу примыкают экранизации «Кентерберийских рассказов» Чосера, близких к «Декамерону» по времени и карнавальному духу (Пазолини тоже снял по ним фильм в 1972-м). О содержании большинства картин исчерпывающе говорит их общее определение «декамеротики». Эхо сексуальной революции конца 1960-х громыхало в Италии особенно громко и долго — финальным аккордом можно считать эпическое древнеримское порно Тинто Брасса «Калигула» (1979), которое финансировал «Пентхаус». Хватает секса и у Пазолини, но он, как всегда, ухитряется соединять телесный низ с марксизмом — переносит действие из богатой Флоренции в бедный Неаполь, снимает на местном диалекте, рифмует Средневековье с ХХ веком, делая комических персонажей Боккаччо узнаваемыми современными типажами (бедняками и буржуа) и укрупняя классовые конфликты. Наконец, пристально вглядывается в лица, не менее гротескные, чем ситуации, причем обнажает этот прием, сам играя подручного живописца Джотто, который переносит на фрески образы людей с улицы. Кроме того, Пазолини убирает сюжетную рамку, внутри которой герои Боккаччо рассказывают свои истории, пережидая в безопасном месте эпидемию чумы.


«Декамерон», 1971

«Боккаччо 70», 1962

«Боккаччо 70», 1962

Сердца четырех

Киноальманах «Боккаччо-70», который Федерико Феллини, Лукино Висконти, Витторио Де Сика и Марио Моничелли выпустили в 1962 году, на фоне дальнейшего разгула «декамеротики» выглядит едва ли не целомудренно. Это не буквальная экранизация Боккаччо и даже не то чтобы фильм «по мотивам» — истории здесь оригинальны и современны, у классика Возрождения позаимствован скорее вольный антиклерикальный дух. Острие сатиры направлено на буржуазное лицемерие и ханжество. В новелле Феллини «Искушение доктора Антонио» герой носится по всему Риму на маленьком «фиате» с прожектором, выхватывая лучом любовников в переулках и припаркованных автомобилях, но самого его преследует эротическое наваждение — Анита Экберг с рекламного щита, призывающего пить больше молока. А в новелле Висконти «Работа» жена уличенного в посещении проституток аристократа требует от него денег уже за свои сексуальные услуги (в скобках стоит заметить, что это редкая для автора «Смерти в Венеции» и «Гибели богов» работа в комедийном жанре, обычно он серьезен и патетичен).


Существуют и более ранние обращения кинематографа к Боккаччо, например, британо-испанская приключенческая мелодрама 1952 года «Ночи декамерона», главный герой которой — сам Боккаччо, ухлестывающий за молодой вдовой и рассказывающий ей свои истории. А одноименный немой фильм 1924 года представлял собой пышную мелодраму в восточном стиле, в которой первоисточник можно было угадать разве что благодаря названию. Как бы то ни было, в этом году истории экранизаций «Декамерона» ровно 100 лет. Но до «Боккаччо-70» кинематограф не пытался актуализировать его сюжеты.


«Боккаччо 70», 1962

«Ночи Декамерона», 1952

Декамерон XXI

«Декамерон», 2024, Netflix

В новом веке книга Боккаччо оказывается востребованной в самом широком жанровом регистре — от романтической комедии до документального сторителлинга. В «Территории девственниц» (2007), последнем фильме, сделанном знаменитым итальянским продюсером Дино Де Лаурентисом, герои Хайдена Кристенсена, Миши Бартон и Тима Рота пытаются спастись от охватившей Флоренцию чумы, но не рассказывают друг другу истории, а сами оказываются их действующими лицами. В Италии фильм остроумно локализовали под названием Decameron Pie, соединив таким образом книгу Боккаччо с популярной комедией American Pie («Американский пирог»). В «Чудесном Боккаччо» (2015) итальянских классиков Паоло и Витторио Тавиани первоисточник трактован вполне традиционно — с сохранением сюжетной рамки и пересказом нескольких историй (но красоты там, пожалуй, больше, чем непристойности). Зато авторы документального проекта «Декамерон» 2020 года обнаружили, что оказались практически в той же ситуации, что и герои Боккаччо в середине XIV века, — в изоляции посреди новой «чумы» под названием «ковид». И нашли тот же выход — рассказывать истории. В 10-серийном шоу приняли участие актеры, поэты и журналисты, каждый играл самого себя: одна серия — один рассказчик. Стартовавший на Netflix игровой сериал «Декамерон» вернул персонажей Боккаччо в исторический сеттинг, но обещает нагрузить их вполне современными проблемами. И судя по кастингу, вокруг проекта могут разгореться такие же страсти, как по «Бриджертонам».


«Чудесный Боккаччо», 2015

«Территория девственниц», 2007

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}