Blueprint
T

Что нужно знать о Симоне Ли

Художница Симона Ли стала рупором темнокожих женщин в искусстве и не только, посвящая их истории свои работы. В прошлом году она прогремела на весь мир благодаря масштабной персональной выставке в Музее Гугенхайма в Нью-Йорке, а еще — благодаря кампании Coach и обложке журнала Garage, на которой звезда сериала «Эйфория» Зендея появилась в наряде из рафии авторства Ли. Мы следим за Симоной очень внимательно и поздравляем ее сегодня: стало известно, что Симона будет первой темнокожая художницей, которая представит США на Венецианской биеннале. Выставку, которую она создаст для американского павильона, мы увидим в 2022 году. В своем Instagram она пишет, что сейчас наконец наступило время, «когда чернокожие художники и интеллектуалы процветают — и их количество достигло критической массы».

(1.)

Ее работы называют «афрофутуристическими»

Работы Ли посвящены феминизму, африканским традициям, гендерному равенству и расовой борьбе. Но ключевую тему своего творчества она все же определяет так: «Темнокожие женщины и девушки как часть материальной культуры». В гуманитарном колледже Эрлхам в Индиане Симона изучала не искусство, а философию, но однажды наткнулась на альбом «Нигерийское гончарное дело». «Она [книга] заставила меня задуматься о труде женщин, чьих имен мы никогда не узнаем. А также о том, на чем строится африканское искусство и материальная культура в целом», — вспоминает Ли. Свои первые работы — скульптуры причудливых форм — она создавала из подручных материалов (например, из разноцветных пластиковых ведер). В портфолио Симоны Ли есть и видео. Одно из них посвящено Нийоте Ухуре — темнокожей офицерке и настоящей power woman из научно-фантастического сериала Star Trek. «Некоторые критики называют мое творчество „афрофутуристическим“. Думаю, это происходит из-за путаницы вокруг визуальной культуры. Мне интересно использовать в работах древние мотивы африканского искусства, но на самом деле они сыграли важную роль и в развитии модернизма. Получается, что в основе моих работ лежат разные истории, которые находятся вне времени. Наверное, поэтому люди думают, что мои работы напоминают будущее», — говорит Симона.

Симона Ли за работой

(2.)

Она стирает границы между благотворительностью и искусством

В 2014 году Симона Ли и организация Creative Time запустили арт-проект Free People’s Medical Clinic. В течение четырех недель медсестры, инструкторы по йоге и массажисты оказывали помощь всем желающим. И не где-нибудь, а в бывшем доме Джозефины Инглиш — американского гинеколога и по совместительству первой темнокожей женщины, открывшей в Нью-Йорке частную клинику. Словом, задумка была отличной — правда, происходящее было больше похоже на благотворительную акцию. Симона Ли позже призналась, что в какой-то момент все вышло из-под контроля: «Клиника, созданная по образу и подобию той, что придумали „Черные пантеры“ [леворадикальная организация, выступающая за права темнокожих. — Прим. The Blueprint], задумывалась не столько для того, чтобы помочь женщинам... Он [проект] скорее демонстрирует труд темнокожих женщин, их знания — например, в области лекарственных действий различных трав», — сказала она.


Через два года, в 2016-м, Симона Ли вывела социальный эксперимент на новый уровень и организовала проект The Waiting Room («Зал ожидания») — уже в стенах Нового музея современного искусства в Нью-Йорке. Так, к бесплатным оздоровительным процедурам прибавились выставки, концерты американской народной музыки и лекции. Одну из них провели участницы движения за права темнокожих Black Lives Matter.


Название «Зал ожидания» было выбрано неслучайно. Это отсылка к истории 49-летней Эсмин Грин, темнокожей женщины, которая умерла в зале ожидания бруклинской больницы округа Кингс, так и не дождавшись своей очереди. Пациентка пролежала на полу больше тридцати минут, пока охранники прохаживались вдоль коридора, в упор не видя (или не желая видеть) окровавленную Эсмин. Трагедия произошла 19 июня 2008 года. «Грин провела в очереди 24 часа, повинуясь стремлению выжить. То, что случилось с ней, показывает, что люди недостаточно сочувствуют боли темнокожих женщин», — заявила Симона Ли.

Фотографии кампании Free People’s Medical Clinic

(3.)

Она умеет привлекать к себе внимание...

... и с этим во многом связан ее успех. В 2018 году Симона соорудила бронзовую скульптуру Brick House в виде темнокожей женщины. Что в ней необычного? Во-первых, размер — высота скульптуры превышает отметку в четыре метра. Во-вторых, бронзовая статуя в буквальном смысле парит над землей — женщина расположилась среди стеклянных небоскребов, в надземном парке High Line на Манхэттене. «Скульптура резко контрастирует с городской средой, особенно с билбордами. Создавая эту работу, я думала о женственности, которая мне больше всего нравится — той, что основана на силе, а не на хрупкости», — рассказала художница в интервью изданию The Art Newspaper.

Бронзовая скульптура Brick House

(4.)

Ее «девушки в соломенных юбках» появились благодаря книге мемуаров бывшей рабыни

В 2018 году Симона Ли получила престижную арт-премию Hugo Boss Prize, которую курирует Музей Гуггенхайма, а вместе с ней — возможность открыть там персональную выставку и $100 тысяч в придачу. Так на свет появились статные бронзовые фигуры в широких соломенных юбках, которые стали частью экспозиции Loophole of Retreat («Лазейка в убежище»). Выставка названа в честь одноименной главы из мемуаров Гарриет Джейкобс «Случаи из жизни девушки-рабыни, написанные ей самой». Джейкобс не знала свободы с самого рождения, она терпела унижение и насилие, сносила побои и всю жизнь пыталась вырваться из оков рабства. Но больше всего в ее истории Симону Ли впечатлил вот какой эпизод — сбежав от хозяина, Гарриет Джейкобс семь лет пряталась от преследователей под кровлей бабушкиного чердака. «Она выжила, сохранила рассудок, но все еще была лишена свободы... Я чувствую, что это [олицетворяет] решительные действия темнокожих женщин нескольких поколений». При этом художница поясняет, что выставка не посвящена конкретно Гарриет Джейкобс: «Мне в принципе интересно говорить о судьбах темнокожих девушек и женщин», — утверждает Симона.

Экспозиция Loophole of Retreat

(5.)

Юбка с обложки Garage отсылает к картине Веласкеса (и не только!)

На обложке 17-го выпуска журнала Garage Зендея позирует в широкой юбке из рафии (так называется африканское пальмовое волокно) высотой в двенадцать (!) футов, то есть примерно 3 метра 600 сантиметров. Этот наряд Симона Ли впервые показала как раз на выставке в Музее Гуггенхайма в 2018 году. Тогда Ли надела юбку на скульптуру Cupboard VIII в виде темнокожей женщины с кувшином вместо головы — отсылка к так называемым face jugs, керамическим кувшинам с изображениями лиц людей и животных, которые изготавливали рабы в начале XIX века. Что касается юбки, это реверанс в сторону кринолинов с картины Диего Веласкеса «Менины» и пышных платьев, которые ассоциируются с афробразильской религией кандомбле. А еще это намек на забегаловку Mammy’s Cupboard в окрестностях Миссисипи, здание которой построено в форме женской юбки.


Одним нарядом Симона Ли не ограничилась — и создала для Зендеи еще и юбку из розовой глины весом в тысячу фунтов (453 килограмма с лишним!). Для нового номера Garage куратор The Studio Museum Тельма Голден взяла интервью сразу у обеих главных героинь последнего выпуска — Симоны Ли и Зендеи. Ли закончила жизнеутверждающими словами: «Я все сильнее чувствую, что нашла то место, которое действительно мне идеально подходит, потому что я всегда была просто очень неуклюжей темнокожей женщиной. Но теперь я по-настоящему счастлива, потому что чувствую, что могу быть полезной».

Съемка журнала Garage

Диего Веласкес, «Менины»

Забегаловка Mammy’s Cupboard

Обложка журнала Garage

{"width":1200,"column_width":131,"columns_n":8,"gutter":21,"line":21}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true