T

Звезды среди звезд

5 октября с космодрома Байконур в космос отправились Юлия Пересильд и Клим Шипенко. Звезда «Битвы за Севастополь» и режиссер «Холопа» должны вернуться на Землю уже на следующей неделе, с материалами для будущего фильма. Ну а пока «первый художественный фильм, снятый в космосе» еще не снят, у нас есть время вспомнить, как кинематографисты штурмовали межзвездное пространство до сих пор. Мы нашли минимум шесть подтверждений тому, что полет фантазии может оказаться важнее полета в космос.


«Путешествие на Луну» (1902), Жорж Мельес.

Братья Люмьер прославились, снимая рабочих, выходящих с фабрики, и прибытие поезда на вокзал, но их коллегу и соотечественника Жоржа Мельеса скучный быт интересовал мало. В 1902 году он снял сразу три крайне остросюжетных фильма: триллер о выживании «Робинзон Крузо», катастрофу «Извержение вулкана на Мартинике» и первый в истории научно-фантастический фильм «Путешествие на Луну». В 14-минутном «Путешествии» бывший фокусник Мельес ни в чем себя не ограничивал: космический корабль в форме артиллерийского снаряда, гигантская пушка, чтобы выстрелить из нее своим кораблем прямиком в открытый космос. Луне с человеческим лицом снаряд угодит прямо в глаз, и кадр этот попадет не только на афишу фильма, но и в историю кинематографа. Сценарий, вдохновленный книгами писателей-фантастов Жюля Верна и Герберта Уэллса, Мельес написал сам, а также — сам сыграл в картине главную роль, придумал и создал своими руками декорации и костюмы, был режиссером и продюсером. На роль обитателей Луны — селенитов — Мельес нанял акробатов из знаменитого французского варьете «Фоли-Бержер», а помощников, заряжающих пушку, исполнили танцоры из Театра Шатле. 


«Аэлита» (1924), Яков Протазанов.

Режиссер Яков Протазанов, снявший в 1924 году фильм по роману Алексея Толстого «Аэлита», пошел дальше Мельеса, точнее, куда дальше отправил своих героев. Советские граждане — красноармеец Гусев, инженер Лось и сыщик Кравцов — попадают на Марс и, разумеется, решают организовать там марсианскую социалистическую революцию. Кстати, дизайн-революция на Марсе уже произошла: планета вся застроена памятниками конструктивизма, а обитатели этой планеты одеваются в причудливые наряды, созданные одной из «амазонок авангарда» Александрой Экстер. В прессе того времени критики называли костюмы Экстер «нелепыми» и «неудобоносимыми», а некоторые даже заметили, что марсиане выглядят то ли как «римские легионеры», то ли как «водолазы». Но разве критики хоть раз видели настоящего марсианина? 


«Космический рейс» (1935), Василий Журавлев

«Космический рейс» — фантастический фильм, снятый с научной точностью. Научным консультантом этого фильма был никто иной, как Константин Циолковский. Основоположник теории космонавтики участвовал в обсуждении декораций, костюмов и всего сценария. Например, в черновом варианте сценария, где в описании первого кадра было помечено: «Ночь. Миллиарды звезд. Луна», он своей рукой исправил: «Миллиарды звезд невооруженный глаз не видит, а только тысячи». А те самые «миллиарды звезд» на самом деле изображали с помощью 2500 лампочек на черном бархате. Кабина ракетоплана, для которой Циолковский сделал 30 чертежей, была изготовлена в натуральную величину, а вот все марсианские объекты изготовили в масштабе 1 к 25. 


«Гравитация» (2013), Альфонсо Куарон

Фильм, удостоившийся семи «Оскаров», стал настоящим визуальным откровением для зрителей и настоящим мучением для съемочной группы. Рабочий процесс растянулся на четыре с половиной года, в том числе ради создания технических средств имитации невесомости. А еще для «Гравитации» был сделан специальный «световой куб»: только внутри него удавалось добиться космически правильного распределения света и тени на лицах актеров. Сандра Буллок находилась в этом кубе в подвешенном состоянии, а вокруг нее вращался специальный манипулятор с камерой, чтобы воспроизвести в кадре вращение ее героини в открытом космосе — переворачивать саму актрису было нельзя, ведь это сразу отразилось бы на ее лице из-за силы гравитации. А еще Сандру Буллок помещали в специальный огромный аквариум.


«Интерстеллар» (2014), Кристофер Нолан

Метод космических передвижений, который показан в фильме, режиссер позаимствовал из трудов американского физика и астронома Кипа Торна — в антинаучности картину обвинить точно нельзя. Однако формулами зрителя не заманишь, так что Нолану пришлось искать зрелищную фактуру. Ледяная корка, по которой ходит герой Мэтью Макконахи, не нарисована в CGI, а в самом деле покрывает район на юге Исландии, где в 1783 году произошло извержение вулкана Лакагигара. Кстати, по некоторым данным, экипаж «Аполлона-11» готовился к предстоящему полету на Луну в 1969 году именно здесь: местность казалась ученым самой подходящей, чтобы тренировать «лунную походку».


«К звездам» (2019), Джеймс Грэй

Астронавту, которого сыграл Брэд Питт, до Исландии добраться не удалось. Инопланетные сцены снимались практически дома — в калифорнийской пустыне Мохаве: лунные — в Долине Смерти, а марсианские — в Дюмон-Дюнс тоже в Калифорнии. Для того чтобы достоверно раскрасить пурпурное небо над Красной планетой, съемочная группа запросила фотографии в НАСА. Марсианское подземелье — заброшенный в 1955 году вокзал в Лос-Анджелесе, уходящий на пять этажей под землю. Причем для большей убедительности художник-постановщик Кевин Томпсон дополнительно состарил здание, простоявшее пустым уже шестьдесят лет. 



Читайте главные новости из мира моды, красоты и культуры в телеграм-канале
The Blueprint News

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}