Blueprint
T

Чего ждать от «Коачеллы» кроме музыки

ТЕКСТ: Марина Анциперова

12 апреля в калифорнийской долине Коачелла в юбилейный двадцатый раз стартует крупномасштабный — один из самых больших в мире — фестиваль Coachella. Его хедлайнерами в этом году будут Childish Gambino, Tame Impala, Aphex Twin, Ариана Гранде, Solange и The 1975; проходить он будет как в ближайший уикенд, так и в следующий. Впрочем, многие забывают, что ехать на него стоит не только из-за музыки: даже официально его название звучит как «Фестиваль музыки и искусства в долине Коачелла». Марина Анциперова рассказывает, какие арт-объекты можно увидеть на нем в этом году — и что вообще из себя представляет это фестивальное искусство.

После Коачеллы 2017 года Artnet радостно написал, что кислоту на фестивале заменило искусство: разноцветные инсталляции раскрасили небо и превратили фестиваль в праздник для глаз и инстаграма. В 2009 году на фестивале впервые поселились архитектурные инсталляции, с тех пор с каждым годом они все увеличиваются в размерах. Лайн-ап художников арт-критики, как правило, оценивают по шкале от «эклектично» до «вакханалия». Здесь успели побывать огромная улитка с резюме современного идеала любви на боку («В одиночку идешь быстрее, вместе с кем-то идешь дальше»), огромный плывущий над толпой астронавт с проекцией выступающего артиста на шлеме, сад из 31 элемента — как будто из детских мультфильмов про инопланетян и как будто из лего, который бруклинский дуэт CHIAOZZA придумывал три месяца, — лозунги со смутным политическим подтекстом и не только.

Арт-директор фестиваля Пауль Клемент (которая работала над визуальными эффектами к «Матрице» и «Титанику») подчеркивала, что гигантомания фестиваля — абсолютно осознанная стратегия. «Мы не делаем ничего ни в человеческом масштабе, ни в масштабе, дважды превышающем человеческий рост. <…> Нам нужен визуальный эффект, который вы почувствуете за сотню метров».


Критики справедливо замечают, что перед Клемент стоит непростая задача: одно дело — пытаться показывать искусство в музеях и галереях перед сотней или несколькими ценителей, и совсем другое — не разочаровать посетителей, которые на одни только билеты потратили сотню миллионов долларов. Это на самом деле испытание, с которым сталкиваются все фестивали публичного искусства в мире, вплоть до Брюгге: сложные объекты могут остаться непонятыми, а большие имена не будут участвовать в проектах с несложившейся репутацией.

Больших художников на Коачелле действительно не было — трудно представить, что условный Энтони Гормли, который строил человека из мусора для Burning Man, мог бы здесь оказаться. Но не нужно судить фестиваль строго: он все-таки про музыку, пусть искусство и вынесено в название, а инсталляции исполняют здесь роль матричных спецэффектов. Настоящее искусство, впрочем, здесь тоже встречается — чего стоит одно легендарное шоу Daft Punk 2006 года, ради которого они построили огромную пирамиду.

5 инсталляций, которые нельзя пропустить на Коачелле в этом году



1

«Профессиональные чудаки», как они сами себя называют, коллектив Dedo Vabo появляется на фестивале уже в третий раз. У арт-абсурдистов есть особая слабость к гиппопотамам: они у них работают то в офисе, то в отеле. На Коачелле 2013 состоялась их премьера: безумная работающая электростанция с трудящимися бегемотами внутри (на самом деле, конечно же, людьми с бегемотьими головами) напоминала сюрреалистическую версию мечты Теслы. Из-за уровня происходившего безумия и качества исполнения все подозревали, что создателями инсталляции могла быть команда Daft Punk, — но ошиблись. В 2015 году Dedo Vabo выстроили трехэтажный дом с вертолетом на крыше. Внутри были (неужели!) люди-гиппопотамы в количестве 75 штук, которые сутки напролет устраивали перформанс, в который были интегрированы медиа и различные спецэффекты. Что именно они готовят в этом году, пока держат в тайне. Но можно предполагать, как обычно, что это будет технологическая и весьма сюрреалистическая критика на современное общество с участием сами понимаете каких животных.

2

Любимец всех архитектурных фестивалей и биеннале по всему миру Франсис Кере занимается проектами дешевых и экологичных зданий там, где это больше всего необходимо — строит школы в Гандо, откуда он родом, и перестраивает разрушенные в ходе волнений дома. Два года назад ему также доверили построить павильон галереи Серпентайн. Он поддерживает традиции, но старается следить и за новыми технологиями. В общем, делает все очень в духе 2019 года, и заполучить его объект для Коачеллы очень почетно. Что это будет, опять же пока неизвестно, но можно предположить, что какой-нибудь лаконичный павильон.

3

Британское бюро Newsubstance — большие романтики: они расцвечивали открытие Лувра в Абу-Даби и готовили сценографию «Русалочки» с разноцветными рыбами. Есть у них много и ярко заряженных политических работ. На Коачелле они тоже не впервые; в прошлом году их «Радужная башня» была самым красивым объектом на фестивале — это была семиуровневая постройка, где каждый «этаж» был окрашен в новый цвет, а с верхнего открывался головокружительный вид на долину. Сами авторы башни описывали ее как пространство, «где архитектура встречается с драмой». Что они построят на этот год, тоже пока держат в секрете.

4

«По заявкам слушателей» на фестиваль в этом году вернут и несколько самых любимых объектов прошлых лет. Это в том числе цепочка шариков Франсуа Роуза, которая парит на высоте сотни метров: ветер ей нипочем, а каждый желающий может управлять ей, если поймает за хвост. Кроме этого можно предсказать, что в долину Коачелла вернется и монументальный астронавт размером с трехэтажный дом (родом из 2014 года). По крайней мере, на это есть более чем прозрачные намеки: астронавт нарисован на карте фестиваля, а среди участников Коачеллы указаны его авторы, коллектив Poetic Kinetic.

5

В прошлом году знаменитый оформлением музыкальных сцен коллектив Do Lab оформил сцену фестиваля тентом из желто-синих треугольных элементов — он сильно напоминает Московский цирк на проспекте Вернадского, увиденный в трипе. В этом году на карте обнаружился похожий по стилю объект.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}