специальный проект

T

Пресная вода сегодня становится ценным ресурсом, а ее нехватка — глобальной проблемой человечества. Почему так происходит, при чем тут модная индустрия и что может сделать каждый из нас? В этом мы решили разобраться совместно с брендом PUMA, который запускает специальную коллекцию Day Zero — она призвана привлечь внимание к проблеме нехватки воды на Земле, а также сделать шаги на пути к ее решению.


Текст: Варя Баркалова

Фото предоставлены PUMA


Почему пресная вода становится дефицитом?


Озабоченность по поводу пресной воды на первый взгляд кажется странной: еще в школе нам рассказывают про круговорот воды в природе, и что вода — это возобновляемый ресурс. Тем не менее, это не совсем так: чистой пресной воды, пригодной для питья, на Земле недостаточно. Население стремительно растет, и, согласно данным ООН, от дефицита безопасной пресной воды страдает около 40% жителей планеты. Это связано и с тем, что водные ресурсы распределены неравномерно, и с тем, что далеко не вся пресная вода пригодна для непосредственного использования.


Вода используется человеком не только для питья, гигиены и других бытовых нужд: очень важную роль она играет в энергетике (как в гидроэлектростанциях, так и других типах добычи энергии — в качестве охладителя), сельском хозяйстве и промышленности. Без воды не обходится ни одно производство: она необходима в гидравлических устройствах, для проведения химических реакций, терморегуляции и не только. Вода, используемая во всех видах промышленности, конечно, возвращается в природу — но, как правило, неочищенной и с опасными примесями. По подсчетам ЮНЕСКО, без очистки остаются 80% сточных вод.



Для чего нужна вода в производстве одежды?


кеды Ralph Sampson Low, puma day zero

В модной индустрии вода используется на протяжении всей производственной цепи. Она необходима для выращивания сырья: растительные культуры, из которых производят натуральные волокна, — хлопок, лен, бамбук и другие — требуют постоянного полива. Вода нужна на этапе окрашивания тканей — она служит растворителем пигментов, а затем смывает их излишки. Суммарно на производство одной пары джинсов может уйти до 7000 литров воды.


Производство синтетических тканей также требует присутствия воды: на ее основе готовят растворы для различных способов формования волокон. Без большого количества пресной воды невозможна и выделка кожи, которая идет на одежду, обувь и аксессуары. Для стирки или химчистки, которую нередко проходят изделия перед тем, как попасть на полки магазинов, тоже нужна вода.



Почему модная индустрия делает воду непригодной для дальнейшего использования?


К сожалению, на каждом из этапов производства одежды, где используется вода, в нее попадают загрязнители. При выращивании хлопка используется большое количество пестицидов, которые вместе с поливом попадают в почву и грунтовые воды, смываются в реки и отравляют водоемы. 


Красители, дубильные вещества и другие химикаты, нужные для обработки материалов, не менее опасны. Сточные воды ткацких и кожевенных производств не очищаются должным образом: так, в 17 из 25 проб воды с ткацких фабрик китайского города Синьтянь найдены тяжелые металлы, а в Турции в сточные воды текстильных производств в больших количествах попадают серная и соляная кислоты, сульфаты и другие токсичные соли. Дубильни в округе Хазарибаг, Бангладеш, производят около 22 000 кубометров необработанных сточных вод в сутки, в которых содержатся сульфат хрома (III), сульфат аммония и другие соли, поверхностно-активные и обезжиривающие вещества. Все эти соединения делают воду опасной для человека и водных экосистем. 



рекламная кампания PUMA DAY ZERO

Насколько все плохо?


Ученые называют дефицит водных ресурсов одной из главных глобальных проблем современности. Самый неблагоприятный прогноз гласит, что однажды на Земле и вовсе не останется пресной воды. Этот момент получит символическое название Day Zero — «день ноль». Термин изначально появился в 2018 году в связи с кризисом в Кейптауне: после длительной засухи регион испытывал жестокую нехватку воды, и местные власти всерьез опасались, что город и окрестности столкнуться с полным отсутствием водных запасов. 


Эксперты рассчитали, что, если мировое водопользование останется таким же расточительным и недальновидным, острый водный кризис настигнет не только засушливую Южную Африку, но и весь мир — и произойдет это уже в 2030 году. Хорошая же новость заключается в том, что это не окончательный приговор: многое зависит от тех усилий, которые сейчас направят на сохранение и заботу о водных ресурсах.




Какие технологии помогают минимизировать ущерб?


РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ PUMA DAY ZERO

Компании-производители одежды стремятся найти способы сокращения потребления воды на разных этапах производства. При выращивании хлопка тратится очень много воды: для материала на одну футболку это может быть 2700 литров. Поэтому натуральные ткани начинают делать не только на основе хлопка, но и других, менее влагоемких культур — например, крапивы, а также из отходов фруктовых хозяйств — цитрусового жмыха и ананасовых листьев.


При производстве джинсов вода тратится не только на исходную ткань, но и при обработке готовых изделий для придания им «винтажного» вида. Теперь вываривание, замачивание с отбеливателем и стирку с камнями заменяют выжиганием лазером и аэрозольным распылением воды: это позволяет сэкономить 90% воды по сравнению с традиционными способами. Новые способы окрашивания материалов тоже помогают экономить воду: например, британский научный стартап Colorifix нашел способ окрашивать ткани при помощи бактерий, производящих пигмент. 




Как коллекция PUMA Day Zero помогает решить водную проблему?


кроссовки RS-X3, PUMA DAY ZERO

Коллекция Day Zero — результат сотрудничества с учащимися лондонского колледжа Central Saint Martins. Студенты-бакалавры направления «Мода» в своей программе изучают технологии, направленные на устойчивое развитие модной индустрии, и совместная работа с PUMA позволила им перейти от теории к практике. 


При разработке коллекции решено было действовать в двух направлениях — технологическом и концептуальном, то есть дополнительно привлечь к внимание к проблеме дефицита воды. Поэтому на кроссовках появились надписи Water Runs Dry («Вода высыхает») и No Habitat («Нет места обитания») как напоминание о грозящей нам опасности. Неоновые цвета работают как предупреждающий знак, а вышитая на вещах карта Кейптауна отсылает к кризису, который удалось преодолеть только слаженными совместными усилиями населения.


Идея поддержана технологиями. Для окрашивания тканей коллекции использовали густой лакоподобный пигмент вместо традиционного жидкого красителя, а изображения наносили при помощи цифровой печати. Эти нововведения помогли потратить в среднем на 17,4% меньше воды, чем раньше. Еще в коллекции использовался хлопок, выращенный при соблюдении стандартов организации Better Cotton Initiative — это позволяет экономить воду еще на этапе добычи сырья. Благодаря BCI в 2019 году PUMA смогли сэкономить 13 миллиардов литров воды, что эквивалентно примерно 200 миллионам приемов душа.





РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ PUMA DAY ZERO

Из чего состоит коллекция?


РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ PUMA DAY ZERO

Основа коллекции Day Zero — это кроссовки RS-X3, Future Rider и Ralph Sampson Low. Первые две модели выполнены в ярких цветах и изобилуют деталями. В них удобно выйти и позаниматься спортом, а после, сменив спортивную форму на наряд, отправиться на вечеринку. Классические низкие кеды Ralph Sampson Low в этой коллекции белые, с тонкими надписями и ненавязчивой вышивкой: такие можно носить хоть с платьем, хоть с остромодным оверсайз-костюмом.


Кроссовками коллекция не ограничивается: кроме них тут есть худи, футболки, шорты, леггинсы, рюкзаки и плотно прилегающие к телу поясные сумки — то есть полноценная экипировка человека, ведущего активный образ жизни, заботящегося о себе и окружающей среде.






скачать чеклист

{"width":1200,"column_width":40,"columns_n":30,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}