T

ТЕКСТ: НАСТЯ ПОЛЕТАЕВА

Выпуск Flaneur Magazine про Москву

Выпуск Flaneur Magazine про Москву

Рассказываем про московский номер одного из самых необычных журналов. Легкого чтения не обещаем, но уверены — время
вы потратите не зря.

ТЕКСТ: НАСТЯ ПОЛЕТАЕВА

1

История создания, редакция, концепция

У Flaneur Magazine сразу два главных редактора — Грашина Габельман и Фабиан Сол. Вдвоем они ездят по миру и выбирают таким образом тему для нового номера: каждый выпуск журнала посвящен одной улице одного города. Журнал выходит только в печатном формате, и это — принципиальный момент: «Идея всегда была в том, чтобы делать бумажный журнал. Тот тип работы и тот тип контента, который мы создаем, невозможен в онлайне. Во Flaneur тактильные элементы вроде качества и размера бумаги, самого печатного формата становятся важной частью содержания. Мы работаем над номером около полугода и хотим, чтобы этот долгий процесс нашел свое отражение в финальном результате — почти книжном коллекционном объекте, который можно пересматривать снова и снова», — рассказали The Blueprint Фабиан и Грашина. Последний номер, issue 06, получился про Москву и ее Бульварное кольцо. Строго говоря, такой выбор — немного читерство, потому что кольцо состоит из нескольких улиц сразу. Но Грашина и Фабиан говорят, что для них Москва показалась целым космосом, масштабам которого не соответствовала бы улица обыкновенная. После ознакомительного визита они вернулись в город на пару месяцев и перезнакомились за это время со всей журналистской и арт-тусовкой. Именно эти люди и напишут потом большую часть материалов московского номера (главные редакторы говорят, что именно литературным качеством этого выпуска они очень гордятся).

2

Номер про Москву:
о чем он и как выстроен

Flaneur 06 — номер не про город, который дома и дороги, а про город, который состоит из людей. И про их отношения, эмоциональные связи с домами и дорогами. Например, на обложке — рука пожилой женщины, прижимающей к груди немецко-русский словарь. Это бабушка Анны Складманн, одного из авторов: она переехала из Москвы в Северную Германию, и обложка в этом случае символизирует силу исторической памяти. В этом ключе можно разобрать каждую страницу журнала: он разворот за разворотом доказывает, что место, в котором мы живем, на нас влияет, даже если не очень нам нравится.

3

Коллаборации

Над московским Flaneur работала команда мечты. Например, Павел Пепперштейн (!) написал для журнала текст о Чистых прудах, где жили и работали три поколения его семьи. Протей Темен нарисовал серию иллюстраций, в которых осмыслил идею Москвы как города-космоса. Кирилл Савченков оформил три разворота, графически и в тексте рассказав на них о жизни скейтбордистов (помимо прочего, там есть иллюстрированный мастер-класс по самообороне при помощи доски). А Дима Кавко оформил четыре полосы своими коллажами, рассказывающими о московской реальности. В конечном счете к номеру приложили руку 15 московских художников, не считая журналистов.

4

Движение по Бульварному кольцу

У issue 06 — Moscow довольно сложная, но интуитивно понятная архитектура. Его содержание географически и семантически связано с движением по Бульварному кольцу от двух Арбатов к Чистым прудам. Каждой точке на карте между этими участками посвящен отдельный блок материалов. Всего получилось пять глав: «Арбатская», «Пушкинская», «Чистые пруды», «Московские воды» (про набережные) и «Проспекты». А тексты, написанные вокруг этих названий-геотегов, рассказывают не столько про сам город, сколько про мысли жителей по его поводу. Каково здесь жить? Почему сюда так хочется возвращаться? С чем каждый день борются люди, которые вопреки всему не хотят из Москвы уезжать? И что они помнят о прошлом города? Отвечая на эти вопросы, авторы журнала все дальше уводили Flaneur от ассоциаций с журналом-гидом. Он им, к нашему счастью, никогда и не был.



5

Люди в материалах

Одной из задач Грашины и Фабиана было выяснить, как жители Москвы осмысляют изменения, происходящие в городе. Поэтому, например, они приняли предложение Даши Парамоновой и рассмотрели снос ларьков с академической точки зрения: сначала через призму Дашиного программного текста, потом — через интервью с бывшими владельцами этих самых ларьков. Еще в номере есть серия интервью с теми, кто живет на бульварах: полоса слева — рассказ о том, что с ними произошло на кольце за все годы, полоса справа — ассоциативное изображение их квартир со слов корреспондента-интервьюера.

6

Инфографика

Даниил Трабун, экс-главред «Афиши» и медиадиректор «Яндекс. Дзен», придумал сделать для номера материал-инфографику. Он спрашивал у людей, которых встречал на Бульварном кольце, довольно неочевидные вещи: «Кто вы по гороскопу? Какой у вас размер ноги? Во сколько вы ложитесь спать? Вы родились в Москве или в другом городе?» По словам Трабуна, он думал о жителях Москвы не как о людях, а как о космических объектах — мы уже писали выше, что концепцией номера был город-космос.

7

Снос Таганской автоматической телефонной станции

Материал, посвященный одному из самых громких сносов в Москве за весь 2016 год, примечателен еще и потому, что проиллюстрирован скриншотами переписок: в чатах на Facebook жители окрестностей договаривались, как они будут спасать Таганскую АТС. И теперь, когда станция все же снесена, смыслы смещаются. Может, здания больше нет, но люди, которые выходили и протестовали против разрушения исторической памяти города, остались.

8

Тексты

Большая часть текстов в номере — почти дневниковые. И этим журнал привлекает особенно: безличные тексты очень сложно любить. Даже предисловие к многостраничной съемке «Гробовщик» Стаса Галактионова читается как эссе-зарисовка или отрывок из урбанистического романа.

9

Манифест-посвящение

Номер заканчивается многополосным материалом-манифестом «Следы сопротивления». Он состоит из восьмидесяти четырех мини-текстов, которые рассказывают, как, за что и против чего боролись люди в этом городе в разное время. От феномена Pussy Riot до стихотворения Маяковского «Послушайте!»: Москве все-таки очень повезло с жителями, которые за последние столетия успели сделать здесь много хорошего.

{"width":1200,"column_width":183,"columns_n":6,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}