T

Миша Бастер: «Хулиганы-80»

Сборник воспоминаний участников субкультурных объединений о 80-х — времени, когда яркий внешний вид был почти единственной возможностью выразить протест против серой действительности.

нига художника-графика Миши Бастера — исключительный документ о перестроечном стиле неформалов, с редкими фотографиями и прямой речью бывших стиляг, рокеров, панков, брейкеров и металлистов. Молодые люди видели, что от социализма остались только внешние декорации, но от беспомощности не могли придумать ничего лучше, как в знак протеста надеть косухи и поставить ирокезы. В те времена, когда надежд на светлое коммунистическое будущее уже никто не питал, дресс-код стал важнее происхождения и образования, а двери в самые продвинутые круги открывали джинсы и кроссовки. Впрочем, с изменением политического строя самоощущение молодежи, по замечанию автора, мало изменилось: «…они делали что хотели, а хотели они немногого — гулять, выпендриваться, задирать прохожих и демонстрировать свою инопланетность».

К

Книга художника-графика Миши Бастера — исключительный документ о перестроечном стиле неформалов, с редкими фотографиями и прямой речью бывших стиляг, рокеров, панков, брейкеров и металлистов. Молодые люди видели, что от социализма остались только внешние декорации, но от беспомощности не могли придумать ничего лучше, как в знак протеста надеть косухи и поставить ирокезы. В те времена, когда надежд на светлое коммунистическое будущее уже никто не питал, дресс-код стал важнее происхождения и образования, а двери в самые продвинутые круги открывали джинсы и кроссовки. Впрочем, с изменением политического строя самоощущение молодежи, по замечанию автора, мало изменилось: «…они делали что хотели, а хотели они немногого — гулять, выпендриваться, задирать прохожих и демонстрировать свою инопланетность».

80-е

«...Занимались совмещением отдыха с почти предпринимательской деятельностью, в рамках которой пригодились и опыт, и приобретенные навыки. Деятельность, несомненно, родилась из общих потребностей советских реалий и наших знаний об одежде, помноженных на чувство стиля. Заключалась эта деятельность в пошиве всевозможных кожаных и не очень изделий. Был, как я уже говорил, освоен шелкографский процесс, что приводило к длительным концептуальным дебатам по поводу того, что лучше: я сошью 50 курток и откатаю на них пенорезиной „Перестройка“ или какой-нибудь „Chicago Bulls“. Или, например, кто-то сделает приличной краской многоцветную красоту на какой-то сложной модели, но одной. И как всегда и случалось, искусство в очередной раз пало жертвой предприимчивости». (Олег Хак)

«На самом „пятачке“ Щелчка собиралась достаточно плотная разнородная тусовка, объединенная общей целью праздного и веселого времяпрепровождения. Радикалов даже в середине 80-х особенно нигде не было видно, и молодежь формировалась по двум направлениям — нью-вейв, термин, под который подпадали и новые стиляги, и депешисты. Брейкеры были, но довольно непродолжительный период, буквально сезон. Мы тоже ничего из модных тенденций не пропускали, но оставались в собственном стиле. Любопытно было наблюдать все эти метаморфозы. Подростки с утра просыпались ньювейверами, а засыпали брейкерами. Причем каждый стиль нес в себе свои псевдоконцепции. Такой подростковый самообман, мол, что это все обязательно должно что-то значить — и мы уже слышали или читали, что именно так оно и есть». (Олег Хак)


001   хулиганы 80

хулиганы 80  002

Стиляги

«Собственно, время уже было постфестивальное, 12-й фестиваль 1985 года, и поэтому хватало людей, выглядевших неординарно, — так что приходилось как-то выдерживать стилистическую обособленность. Безусловно, глядя на папины фотографии в „рок-н-ролльной молодости“, началось втягивание в стильную тематику. Костюмы на фотографиях были шикарные, да и склонность к артистизму — это от родителей, профессиональных художников. Отсюда всевозможные эксперименты с одеждой: то это был френч и галифе под Керенского или холщовые рубахи а-ля Маяковский, ну и клетчатые пиджаки с брюками-дудочками, естественно. Да и профнавыки позволяли сшить самостоятельно кепку-восьмиклинку или расписать себе шелковый галстук-балалайку. Информации хватало и из семейной библиотеки, где имелись книги по истории костюма, и немало было журналов мод, привезенных знакомыми из-за границы». (Саша Марципан)

«Молодые стиляги изначально были вынуждены носить носки желтого цвета, постепенно заслуживая право носить носки цвета нашего государственного флага». (Илья Рокабилл)


«Ну, не все, конечно, стиляги проходили красно-желто-носочную „дедовщину“, но так или иначе, носки должны были быть яркими, и даже это было проблемой в Советском Союзе. Это тоже стоит отметить. Дополнительным элементом были зонтики-трости с обязательным длинным жестким штырем сантиметров в десять, который редко, но, бывало, использовался в потасовках на улице». (Саша Марципан)

003   хулиганы 80 стиляги

хулиганы 80 стиляги  004

Тедди-бойз

«…И я, обладая уже серьезным тусовочным опытом, влилась в новое явление, которое именовалось „тедди-бойз“ и было неким ревайвалом стиляжьей эстетики, которую по-своему пропагандировали Муслим Магомаев и Эдуард Хиль, но более аутентичной. Собственно, все началось сразу же — тяготение к „чистому стилю“, и все потянулись к родительским гардеробам. Но это только поначалу подростки стали носить белоснежные рубашки и закупать на Сенном рынке бриолин для стильных причесок. Тогда у меня был сложный размер ноги — 35-й, с модельной обувью в СССР были немалые проблемы. Поэтому постоянно фильтровались всяческие комиссионные магазины и рынки, и приходилось идти на всяческие ухищрения, если туфли были больше или меньше по размеру. Узкая обувь натиралась жиром и потом усыхала на ступне, принося немалое беспокойство, а если туфли были на несколько размеров больше, то, конечно же, пустоты подбивались ватой. Иногда это все принимало достаточно карикатурный вид неправильных пропорций, но это доставляло лишь дополнительную порцию положительных эмоций». (Вера Померанцева)

«Я тогда же услышала впервые The B-52’s, Talking Heads и Вlondie, а мода на костюмные прикиды получила дополнительный толчок. Но „чистый стиль“ все же держался на стиляжьей тусовке, которая не признавала броши и сережки и основным представителем которой являлся Антон Тедди. Антон был достаточно информированным и, возможно, единственным, кто понимал, откуда растут ноги у стиля и как это должно воплощаться в жизнь. Остальные участвовали исключительно из-за новизны явления и тяготения к внешней эстетике. Но благодаря влиянию Тедди стиляги получили возможность противопоставлять себя всему андеграунду и держаться уважаемым особняком. А сам Антон стал известным в городе настолько, что Олег Евгеньевич Котельников, услышав про подобное явление, разродился шикарной серией «Твистуны» и по заочному описанию смастерил портрет. Часть этой серии ныне хранится в Русском музее». (Вера Померанцева)



005   хулиганы 80 стиляги

хулиганы 80 стиляги  006

Татуировки

«Если проводить параллели между тем, что сейчас и что было тогда, — это в первую очередь изменение причины, для чего люди все это делали, мотивации. Сейчас это более широкий спектр населения. Татуировка и татуированные люди стали социально приемлемыми. А тогда именно татуирование той прослойки, которой я это делал, — это был акт вычеркивания себя из совкового общества. Из того социума, где общество было серо, одето в одинаково тяжелые ботинки, ну вот типа фабрики «Скороход». А мы были в том обществе как разноцветные нестандартные пятна. При этом мотив флага конфедерации в том понимании — это был флаг бунтарства, хотя обитатели Купчино и жители южных штатов — несколько разные люди». (Игорь Кредит)

007   хулиганы 80 татуировки

хулиганы 80 татуировки 008

Рокабиллы

«Никто ничего не знал про Sex Pistols, но нужно было сделать альтернативу длинноволосью, клешам и огурцам, поэтому постригли себе короткие ежики; я был в убитой китайской кожаной куртке, и штаны у нас были пошиты до колена с зипперами-молниями внизу, чтоб их хоть как-то можно было затянуть. На ногах лыжные ботинки, на штанах висели цепуры, и везде понатыкали булавки. Интуитивно желание выглядеть не так, как все, привело вот к такому незамысловатому эпилогу. Которое было свойственно и западной молодежи, которую достала моды 70-х. …А музыка была смешная, был бас, барабаны и гитара. Так вот, не слышав панка, мы делали из песен советской эстрады, типа «Тополиный пух», минималистичные жесткие импровизации». (Валера Еж)

«…Поскольку рок-н-ролл — музыка активно танцевальная, ботинок с Тишинки снашивался буквально за пару вечеринок. Стесывались каблуки, и отваливались подошвы. Поэтому под пристальное внимание попал „комок“ рядом с Киевским вокзалом, куда сдавались заграничные вещи всяких там дипломатов и мажоров с Калининского и Кутузовского проспектов». (Саша Марципан)



«Вещи поколения победителей, экспроприированные в послевоенное время на полях Европы и выуженные представителями советских дипломатических миссий за рубежом». (Миша Бастер)

009   хулиганы 80 рокабиллы

хулиганы 80 рокабиллы  010

Брейкеры

«Самым важным атрибутом были, конечно же, кроссовки, без которых было невозможно исполнение любого танца. Неплохой заменой были китайские кеды «Два мяча», но, к сожалению, в продаже были либо черные, либо коричневые. А это было неприемлемо; нужны были исключительно белые кроссовки и белые же перчатки, чтобы рисунок движения читался в темноте. Поэтому кеды хлорировали, многие костюмы собирались из подручных средств. В Военторге раскупали кальсоны, чем-то отдаленно напоминавшие джинсы. Все это перешивали и красили в правильные цвета». (Мила Максимова)

 

«Был еще один персонаж с позывными Крейзи, который „танцевал“ Майкла Джексона и искренне сокрушался по поводу того, что родился не негром. Причем клонов Джексона по всей стране расплодилось немало. Фигура для того времени была знаковой, и многие стремились собезьянничать именно с него. Некоторые, типа Крейзи, показывали „Джексона“ гораздо лучше оригинала; и, кстати, величайшим счастьем для подобных исполнителей было иметь носки с люрексом, как у их кумира…» (Мила Максимова)



011   хулиганы 80 брейкеры

хулиганы 80 брейкеры 012

Металлисты

«Помню я, что понял тогда уже, что пластинки пластинками, но пришло понимание, что надо покупать джинсы. Стало просто стыдно за себя, за внешний вид. Тогда в обывательской среде бытовало мнение: если человек не лох, то он должен заработать, украсть, снять с убитого, но достать себе джинсы. Не ходить в „чухасах“». (Сергей Окуляр)


013   хулиганы 80 металлисты

хулиганы 80 металлисты  014

Нью-вейв

«Поскольку, минуя панк, мы сразу очутились в постпанке, когда мода стала значительно дополнять идеологию, нью-вейв первым делом сформировал именно моду. Зазвучали Spandau Ballet, Adam and the Ants, Duran Duran. Плюс — МакЛарен с Вествуд, которые формировали визуальную эстетику. Молодежная культура была пропущена через магический кристалл именно фэшн. Что МакЛарен привез в Лондон? Хаос CBGB, «Реймонз», наркотики и никакого самоопределения и рефлексии. Грязно, шумно, просто. И, буквально на коленке, вместе с Вивьен они придумали, что с этим „панком“ делать. Булавки, британский флаг, коллекции из мусорных баков, которые специально для исключения перепродаж те, кто их выкидывал, деконструировали. Из этого слагалась мода». (Анжей Захарищев фон Брауш).



015   хулиганы 80 нью-вейв

хулиганы 80 нью-вейв  016

Следите за книжной полкой The Blueprint на Bookmate

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}