T

Как победить: приёмы политиков-суперзвезд

Текст:
катя колпинец

Какие приемы использовали знаменитости, чтобы сломать стереотипы о политике и почему за них голосовали и голосуют вопреки всему?

Сделай из политики шоу!

В послевоенный период политика США больше не могла позволить себе быть скучной. Теперь она должна была отражать новый американский стиль жизни, а главное — выглядеть полной противоположностью заокеанской «империи зла». Именно тогда американская политика впервые начинает ассоциироваться с шоу, а сами политики воспринимаются как те, на кого интересно смотреть. Элементы шоу, такие, например, как агитация знаменитостей, использовались в американской политике еще во времена Первой мировой войны, но именно в 1960-е актеры и деятели Голливуда впервые получают возможность занять политический пост.

Первым человеком из Голливуда в политике стал Джордж Мерфи, руководивший организацией развлекательных программ на инаугурациях американских президентов. Бывший шахтер, агент по недвижимости и танцор ночного клуба, в 1965 году ставший сенатором от Калифорнии, открыл мир политики для актеров. Он до сих пор остается единственным американским сенатором, у которого есть своя собственная звезда на «Аллее славы».

Джордж Мерфи

Рональд Рейган, став президентом Соединенных Штатов в 1981 году, по сути, довел идею Мерфи до логичного конца. Вот уж кому способность использовать актерские навыки и умение держаться в кадре пригодились в Белом доме куда больше, чем в Голливуде. Будучи неприметной фигурой на экране и избежав отправки на фронт во время Второй мировой войны, Рейган начал политическую карьеру с президентства в Гильдии киноактеров. В период маккартизма киноиндустрию сотрясали громкие дела: и «черный список» Голливуда, и слушания комиссии по антиамериканской пропаганде не обходились без его активного участия. Убежденность Рейгана в том, что коммунисты хотят завладеть киноиндустрией, напоминала сюжеты ставших популярными в те же времена фантастических фильмов про нашествия инопланетян.

Рональд Рейган

Шокируй всех!

Сейчас эпатаж в политике стал общим местом, а в 1960-х, когда экспансия шоу-бизнеса в политику только началась, каждая дикая выходка или слово могли легко стоить кандидату карьеры. Для того же, кто эпатирует публику, заведомо не существует ничего, что нельзя было бы выставить на посмешище. Смысл эпатажа, помимо очевидного желания привлечь внимание и заставить всех тебя обсуждать, еще и в том, чтобы как можно меньше походить на усредненный образ политика из телевизора. Те, кто использует этот прием, бросают вызов устойчивому выражению «политика — это серьезное дело для серьезных людей». Их цель не в том, чтобы донести определенный политический месседж, а в том, чтобы вызвать реакцию в диапазоне от недоумения до гнева, и, если повезет, получить голоса избирателей, у которых все в порядке с чувством юмора.

Хантер Томпсон

Когда в 1968 году в качестве злой шутки писатель и журналист Хантер Томпсон решил выдвинуть свою кандидатуру на должность шерифа в Аспене, многие насторожились. Сторонник свободного ношения оружия и легализации наркотиков, Хантер опробовал всю мощь троллинга задолго до торжества мемов в современной политике. Заручившись поддержкой местных маргиналов, Томпсон и его адвокат Оскар Акоста (прототип доктора Гонзо из «Страха и отвращения в Лас-Вегасе») сколотили в Аспене банду под названием «Мясо опоссума». В итоге против них проголосовали почти все. Несмотря на эпатаж предвыборной кампании, никто не хотел иметь дела с шерифом — любителем мескалина, гуляющим по городу с ружьем наперевес.

Современным последователем Хантера Томпсона стал мэр Рейкьявика Йон Гнарр. С его собственных слов, он «пытался обещать самые идиотские штуки, что приходили в голову, и не собирался их выполнять, о чем всегда честно говорил. Поэтому мог обещать все что угодно». Его нелепые предложения во время избирательной кампании нашли отклик среди трети жителей столицы Исландии, отдавших Гнарру свои голоса.


Йон Гнарр

В 2010 году Йон в шутку решил баллотироваться в мэры Рейкьявика под лозунгом «Зачем голосовать за вторую или третью партию, когда можно выбрать лучшую?». В политической программе партии значились: бесплатные полотенца во всех бассейнах, парламент без наркотиков к 2020 году и ввоз в страну евреев, «чтобы в Исландию наконец приехал кто-то, кто смыслит в экономике».

Йон Гнарр

Секс, секс, секс!

Сексуально раскрепощенный кандидат — это что-то из сатиры в духе «Южного парка». От политика по-прежнему ждут моральной стойкости и застегнутой на все пуговицы личной жизни. Тема секса в политике до сих пор идет рука об руку со скандалами и отставкой — все отлично помнят, что случилось с Биллом Клинтоном и Домиником Стросс-Каном. Единственный способ избежать порицания в непристойном поведении — идти в политику, имея железное алиби. Например, славу секс-звезды.

Илона Шталлер, более известная под псевдонимом Чиччолина, до сих пор самая знаменитая порнозвезда в мировой политике. В 1987 году она была избрана в итальянский парламент, получив 20 000 голосов, а четыре года спустя вместе с порноактисой Моаной Поцци Чиччолина основала Партию любви. Все это время она продолжала сниматься в порно, стала женой художника Джеффа Кунса, посвятившего ей проект Made in Heaven, и опубликовала мемуары о съемках в хард-порно Confessioni Erotiche di Cicciolina в легендарном французском издательстве «Олимпия Пресс». В конечном счете все ее высказывания, эротические фотосессии, арт-проекты, выступления на телевидении в откровенных нарядах принесли ей всенародную любовь.

Илона Шталлер

Используй свой образ супергероя!

От звезды, пришедшей в политику, ждут не просто шоу, а шоу со спецэффектами. Попробуйте объяснить любителю боевиков, привыкшему видеть, как его любимый актер на экране в одиночку раскидывает десятерых и отбивает руками пули, что в жизни это обычный человек и у него свои слабости. Обычные люди со слабостями никому не интересны. Тем более когда речь идет о политике. Раз нельзя избавиться от сравнения со своим экранным образом, значит, нужно, чтобы он работал на тебя. Особенно если это образ всесильного супергероя.

арнольд Шварценеггер

Шварценеггер — единственный на сегодняшний момент человек в политике, которому удалось настолько эффектно обыграть свой экранный образ. С момента, когда он решил баллотироваться на пост губернатора Калифорнии в 2003 году, мало кого интересовала его предвыборная программа, людям достаточно было знать, что это сам Железный Арни. Образ сработал на него.

арнольд Шварценеггер

То же можно сказать и о партнере Шварценеггера по культовым боевикам конца 1980-х («Бегущий человек» и «Хищник») ь Джесси Вентуре. От бывшего участника войны во Вьетнаме и профессионального рестлера все ожидали чего-то в духе несуразных спичей Виталия Кличко или крайнего патриотического угара Джона Маккейна. Но когда в 1998 году Вентура, отработавший к тому времени срок мэром городка Бруклин-Парк, ввязался в гонку за губернаторство в штате Миннесота, ему можно было вменить что угодно, кроме унылого консерватизма.

 Джесси Вентуре

«Не голосуй за политиков так, как привык раньше» — лозунг предвыборной кампании Вентуры, в ходе которой впервые для достижения политического результата активно использовались возможности интернета. Сочетание незаурядного ума с узнаваемым образом героя боевиков сыграли ему на руку в ходе губернаторской гонки.

Make memes great again!

Сегодняшнему политику можно простить многое, кроме высокомерного игнорирования соцсетей и презрения к мемам. Теперь в обязательном комплекте к умению держаться в кадре идет моментальная реакция на текущие события и способность конкурировать за внимание в твиттере и инстаграме с топовыми блогерами. Молодое поколение не смотрит телевизор, а значит, и старые политические тактики больше не работают. Теперь вместо пламенных речей от политика ждут умения создавать мемы и мастерски работать с хейтерами, обращая в шутку любой негатив в свой адрес, начиная с критики других политиков и заканчивая анонимами в интернете.

Вся избирательная кампания Трампа, включая его победу, была одним сплошным мемом. Все, начиная с его твиттера и заканчивая прической, стало достоянием интернет-фольклора. Его фотографии породили несметное количество фотожаб, куски телеэфиров молниеносно расходились на гифки и коубы. Трампа сложно назвать новичком в этом деле: в 1990 году он появился на обложке Playboy, помимо управления строительной империей снимался в кино и сериалах, а в 2007-м получил звезду на «Аллее славы» за участие в реалити-шоу «Кандидат».

То же самое можно сказать и про предвыборную кампанию Ксении Собчак. «В стране есть два человека с 95 % узнаваемости. Это я и Путин», — заявила она в интервью Юрию Дудю. Собчак стала первым человеком в истории России, кто пришел в политику, уже имея громадный медийный ресурс. Видео Собчак о своем выдвижении в президенты моментально стало мемом. О нем высказались все: от The New York Times до анонимных комментаторов в твиттере с шутками вроде «Буду голосовать за Собчак, если по четвергам россиян будут заселять в вип-домики». Она держала темп на протяжении всей предвыборной гонки, совмещая политические высказывания с рекламой в инстаграме, и создала по меньше мере два мема: «против всех» и «женщины вместе».

Все эти приемы, широко используемые в рекламе, могут привлекать тех людей, которые политикой могли раньше и не интересоваться. Но фокус тут в том, чтобы потом конвертировать это внимание в долгосрочную лояльность. Если, конечно, у кандидата есть силы не только на веселье, но и на серьезную работу.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}