T

5 проектов 

Recycle Group на тему отношений человека
и технологий

Текст:
настя щербакова

В центре современного искусства «Винзавод» проходит выставка Template of Life. Ее авторы, арт-группа Recycle в лице Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, решили воссоздать процесс отключения компьютера от сети и попробовать передать его чувства посетителям выставки. Мы собрали еще несколько проектов Recycle Group, посвященных отношениям человека и технологий.

Homo virtualis

Шестнадцать объектов выставки, прошедшей этим летом в Пушкинском музее, было сложно заметить. Они либо существуют только в виртуальном пространстве приложения для смартфона, либо мимикрируют среди античных скульптур. Homo virtualis, по мнению художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, — это следующая ступенька развития человечества после Homo sapiens. И если после себя «человек разумный» оставил живопись, скульптуру и архитектуру, то что же оставит «человек виртуальный»? Селфи-палку и профиль в Twitter. Кого вообще можно считать творцом в наше время? Того, под чьим произведением больше лайков, или того, с кем сделали больше селфи?

Жизнь традиционно делили на материальную и духовную, но в век новых технологий появилась другая сторона. Она обещает бессмертие, прямо как религия раньше. Только не нашей душе, а нашему интернет-профилю. В третье измерение попасть можно только с помощью ID. Это ключ к миру, где можно вместо исповеди у священника излить свою душу в Twitter, поклоняться Wi-Fi, который неосязаем, как Святой Дух, и следовать «заповедям» из пользовательского соглашения. Всё как в настоящей жизни. Recycle задают всего один вопрос: «Не перейдем ли мы все в третье измерение, которое становится автономным и поглощает жизнь и материальную, и автономную?»

В проекте Conversion, показанном во время 56-й Венецианской биеннале, новые технологии и глобализация информации снова сравниваются с религией. Холл церкви Sant’Antonin XVII века превратили в святилище века XXI. На алтаре неоапостолы из полиуретана, тонкой сетки и резины и крест в виде буквы f — от слова Facebook. На обломках Ноева ковчега вырезаны иконки приложений, люди на барельефах пытаются подсоединиться к сети, другие строят вышку для передачи сигнала. Блохин и Кузнецов опять пытаются представить будущее, понять, какой след на барельефах оставит наш век и оставит ли вообще. Может, мы будем слишком увлечены своей страничкой в социальной сети и на наследие времени не останется.

Для Русского павильона на 57-й Венецианской биеннале Recycle создали выставку о бессмертии в современном обществе. Оно даруется «святым» пользователям сети и отнимается у «грешников» — спамеров и фейков. Ад для профилей, вдохновленный 9-м кругом ада у Данте, здесь изображен как вакуум, где все застыло без лайков и репостов. Заблоченные стерты из сети, от них остались только какие-то части, и даже увидеть их полностью можно только с помощью приложения.

Recycle решили заглянуть в центр технологий, внутрь компьютера. Для них он — живой организм, который при каждом выключении что-то ощущает. В рамках цикла выставок «Прощание с вечной молодостью» в центре современного искусства «Винзавод» художники установили капсулу, в которой каждый посетитель станет участником процесса выключения компьютера. Погрузить в атмосферу обещают с помощью звуков и визуальных эффектов. Больше всего Блохина и Кузнецова интересуют эмоции человека, который разделяет с компьютером его ощущения и становится частью процесса его трансформации.

{"width":1200,"column_width":132,"columns_n":8,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}