Blueprint
T

Вечеринки, татуировки, депрессия, танец: фильм «Танцовщик» о Сергее Полунине

Вечеринки, татуировки, депрессия, танец: фильм «Танцовщик» о Сергее Полунине

Текст:
Настя Полетаева

Сергея Полунина сравнивают с Барышниковым, называют новым Нуреевым, а по воздействию на поклонниц он может потягаться и с Луи Гаррелем. Сегодня кинокомпания «Пионер» выпускает в российский прокат ленту «Танцовщик», рассказывающую о главной поп-звезде балета. Мы посмотрели фильм и рекомендуем его к просмотру, даже если Полунин вам не слишком нравится.

Документальный фильм «Танцовщик» о жизни балетного вундеркинда Сергея Полунина вызвал в России дискуссии еще до выхода в прокат. К балету здесь относятся очень трепетно — возможно, даже более трепетно, чем в Великобритании, где Полунин и стал звездой. Здесь на зрителей не действуют формулировки «рок-принц балета», а цитаты из интервью с Сергеем в духе «классический балет мертв» скорее раздражают. Мы попытались разобраться в феномене Полунина и в том, что такого в фильме «Танцовщик», из-за чего он раскалывает аудиторию на два лагеря.

фото: Rick Guest

Внутренняя драматургия

Внутренняя драматургия

После фильма «Танцовщик» вопросов в духе «Почему Полунин так популярен?» в общем-то не остается. Он — идеальный лермонтовский герой, правда, с поправкой на балетную тематику. Детство в Херсоне; учеба в киевской балетной школе, ради оплаты которой отцу Сергея пришлось отправиться в Португалию и работать там на стройке, а бабушке — в Грецию, где она была сиделкой; просмотр в Королевской академии балета в Лондоне; получение гранта и упорная работа до тех пор, пока не выгонят из класса, — чтобы оправдать ожидания и воссоединить семью; развод родителей; прием в труппу на должность ведущего солиста в 19 лет; нервный срыв, вечеринки, татуировки, депрессия, уход из театра, рекламные контракты, слава enfant terrible. Сложно поверить, что эта кинематографичная история — летопись всего 22 лет жизни реального человека. Сложный характер в сочетании с обаянием и хореографическим даром заинтересовали балетное сообщество и прессу. Физическая красота, надломленность — иначе откуда эти импульсивные решения? — и участие в вирусном клипе и рекламных кампаниях подарили Сергею фанаток и фанатов по всему миру. Потому что история — и правда сильная.

После фильма «Танцовщик» вопросов в духе «Почему Полунин так популярен?» в общем-то не остается. Он — идеальный лермонтовский герой, правда, с поправкой на балетную тематику. Детство в Херсоне; учеба в киевской балетной школе, ради оплаты которой отцу Сергея пришлось отправиться в Португалию и работать там на стройке, а бабушке — в Грецию, где она была сиделкой; просмотр в Королевской академии балета в Лондоне; получение гранта и упорная работа до тех пор, пока не выгонят из класса, — чтобы оправдать ожидания и воссоединить семью; развод родителей; прием в труппу на должность ведущего солиста в 19 лет; нервный срыв, вечеринки, татуировки, депрессия, уход из театра, рекламные контракты, слава enfant terrible. Сложно поверить, что эта кинематографичная история — летопись всего 22 лет жизни реального человека. Сложный характер в сочетании с обаянием и хореографическим даром заинтересовали балетное сообщество и прессу. Физическая красота, надломленность — иначе откуда эти импульсивные решения? — и участие в вирусном клипе и рекламных кампаниях подарили Сергею фанаток и фанатов по всему миру. Потому что история — и правда сильная.

Команда

Команда

Ленту взяли в работу в 2012 году. В самом начале того года, в январе, Сергей Полунин со скандалом и формулировкой «Мне надоело получать приказы» покинул труппу Королевского балета, где был самым молодым в истории солистом. Как раз в тот момент, когда про Полунина стала писать вся мировая пресса, британский продюсер Габриэлла Тана предложила ему стать главным героем документального фильма о нем самом. Позже Сергей скажет, что откровенность ленты и доверие к съемочной группе — заслуга как раз Габи.

Ленту взяли в работу в 2012 году. В самом начале того года, в январе, Сергей Полунин со скандалом и формулировкой «Мне надоело получать приказы» покинул труппу Королевского балета, где был самым молодым в истории солистом. Как раз в тот момент, когда про Полунина стала писать вся мировая пресса, британский продюсер Габриэлла Тана предложила ему стать главным героем документального фильма о нем самом. Позже Сергей скажет, что откровенность ленты и доверие к съемочной группе — заслуга как раз Габи.

У фильма «Филомена», который продюсировала Тана, есть номинация на «Оскар». У Стивена Кантора, режиссера «Танцовщика», тоже есть номинация на главную статуэтку (за короткометражную документалку «Кровные узы. Фотография и жизнь Салли Манн»). «Танцовщика» Тана и Кантор снимали при поддержке BBC, а поучаствовали в его производстве вообще все знакомые и близкие люди Полунина — от известного хореографа и бывшего сокурсника Джейда Хейл-Кристофи до мамы и балетмейстера Игоря Зеленского. Напомним, Полунину на момент решения о начале съемок было 22 года.

У фильма «Филомена», который продюсировала Тана, есть номинация на «Оскар». У Стивена Кантора, режиссера «Танцовщика», тоже есть номинация на главную статуэтку (за короткометражную документалку «Кровные узы. Фотография и жизнь Салли Манн»). «Танцовщика» Тана и Кантор снимали при поддержке BBC, а поучаствовали в его производстве вообще все знакомые и близкие люди Полунина — от известного хореографа и бывшего сокурсника Джейда Хейл-Кристофи до мамы и балетмейстера Игоря Зеленского. Напомним, Полунину на момент решения о начале съемок было 22 года.

Новый Рудольф Нуреев?

Команда

До того как бросить Королевский балет и покрыть тело татуировками, Сергей Полунин просто занимался балетом. Точнее, он танцевал лучше всех — настолько, что его перевели сразу на третий курс в лондонской школе, а уже в 17 лет он стал выступать в составе труппы. Сокурсники Полунина вспоминают, что он был всегда самым лучшим на курсе и «тихо страдал», а экс-режиссер Королевского балета рассказывает в фильме: «Он был как бронзовый идол. Люди смотрели не на солиста, а на него». Благодаря феноменальной технике, отличным прыжкам (важный момент для мужчин в балете), идеальной физической форме и харизме Сергей и получил предложение стать ведущим солистом всего в 19 лет. Британские газеты гремели. После премьеры «Жизели» они вышли с заголовками вроде «А кто вообще танцевал Жизель?» — настолько Полунин затмил исполнительницу главной партии.

До того как бросить Королевский балет и покрыть тело татуировками, Сергей Полунин просто занимался балетом. Точнее, он танцевал лучше всех — настолько, что его перевели сразу на третий курс в лондонской школе, а уже в 17 лет он стал выступать в составе труппы. Сокурсники Полунина вспоминают, что он был всегда самым лучшим на курсе и «тихо страдал», а экс-режиссер Королевского балета рассказывает в фильме: «Он был как бронзовый идол. Люди смотрели не на солиста, а на него».

Благодаря феноменальной технике, отличным прыжкам (важный момент для мужчин в балете), идеальной физической форме и харизме Сергей и получил предложение стать ведущим солистом всего в 19 лет. Британские газеты гремели. После премьеры «Жизели» они вышли с заголовками вроде «А кто вообще танцевал Жизель?» — настолько Полунин затмил исполнительницу главной партии.

Люди бронировали билеты на выступления Сергея за два года, по пять раз вызывали на поклон, ждали его у выхода из театра. Учитывая, что после Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова не было ни одного балетного танцовщика такого масштаба из России и стран бывшего СССР, Полунина тут же окрестили их преемником. И даже в ролике Dior он появляется с портретом Нуреева в руках.

Люди бронировали билеты на выступления Сергея за два года, по пять раз вызывали на поклон, ждали его у выхода из театра. Учитывая, что после Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова не было ни одного балетного танцовщика такого масштаба из России и стран бывшего СССР, Полунина тут же окрестили их преемником. И даже в ролике Dior он появляется с портретом Нуреева в руках.

Take Me To Church

Take Me To Church

Этот клип вы точно видели: залитая солнцем постройка, тальк на полу, татуированный Сергей Полунин в бежевых лосинах танцует под Take Me To Church Хоизера. На момент публикации материала у видео было 19 миллионов просмотров, а для Полунина оно оказалось судьбоносным. Когда Сергей понял, что ему тесно не в Королевском театре, а в классическом балете вообще, что он не может больше жить этим видом искусства и у него нет больше непокоренных вершин, он решил закончить карьеру. Чтобы покончить с самой значительной частью своей жизни, Полунин попросил друга Джейда Хейл-Кристофи поставить ему прощальный танец. С нуля покоренный Киев, потом Лондон, потом Москва — ни один театр в мире не дал Сергею того, что дали четыре минуты загруженного на YouTube видео. На него посыпались контракты (в том числе балетные), люди писали ему письма и умоляли продолжать танцевать — все это вдохновило его на продолжение карьеры. Правда, сейчас Сергей снова говорит, что не видит себя танцором. Но уже по другим причинам.

Этот клип вы точно видели: залитая солнцем постройка, тальк на полу, татуированный Сергей Полунин в бежевых лосинах танцует под Take Me To Church Хоизера. На момент публикации материала у видео было 19 миллионов просмотров, а для Полунина оно оказалось судьбоносным. Когда Сергей понял, что ему тесно не в Королевском театре, а в классическом балете вообще, что он не может больше жить этим видом искусства и у него нет больше непокоренных вершин, он решил закончить карьеру. Чтобы покончить с самой значительной частью своей жизни, Полунин попросил друга Джейда Хейл-Кристофи поставить ему прощальный танец. С нуля покоренный Киев, потом Лондон, потом Москва — ни один театр в мире не дал Сергею того, что дали четыре минуты загруженного на YouTube видео. На него посыпались контракты (в том числе балетные), люди писали ему письма и умоляли продолжать танцевать — все это вдохновило его на продолжение карьеры. Правда, сейчас Сергей снова говорит, что не видит себя танцором. Но уже по другим причинам.

Сергей Полунин и популяризация балета

Сергей Полунин и популяризация балета

Нравится вам Полунин или нет, но факт остается фактом: его имя на афише «продает» спектакль лучше почти любого другого и притягивает в театр даже тех, кто ни разу до этого там не был. До того как уйти из классической хореографии (о чем до сих пор скорбит балетное сообщество), он был настоящей рок-звездой классической сцены — и реагировали на него люди как на какого-нибудь Игги Попа. Активное участие Полунина в смежных проектах — глянцевых съемках, модных показах, рекламе премиальных марок, съемках того самого Take Me To Church — это то, за что его ругают больше всего. Мол, нарциссизм может сгубить и не такой талант, главное — балет и так далее. Но на деле мы никогда не узнаем, сделали бы такую кассу Королевский театр в Лондоне, Музыкальный театр им. Станиславского в Москве и многие другие театры, если бы в них не танцевал «попсовый» Полунин.

Нравится вам Полунин или нет, но факт остается фактом: его имя на афише «продает» спектакль лучше почти любого другого и притягивает в театр даже тех, кто ни разу до этого там не был. До того как уйти из классической хореографии (о чем до сих пор скорбит балетное сообщество), он был настоящей рок-звездой классической сцены — и реагировали на него люди как на какого-нибудь Игги Попа. Активное участие Полунина в смежных проектах — глянцевых съемках, модных показах, рекламе премиальных марок, съемках того самого Take Me To Church — это то, за что его ругают больше всего. Мол, нарциссизм может сгубить и не такой талант, главное — балет и так далее. Но на деле мы никогда не узнаем, сделали бы такую кассу Королевский театр в Лондоне, Музыкальный театр им. Станиславского в Москве и многие другие театры, если бы в них не танцевал «попсовый» Полунин.

© British Broadcasting Corporation and Polunin Ltd. / 2016

Концепция «я устал, я ухожу» в классическом искусстве

Концепция «я устал, я ухожу» в классическом искусстве

«Я хотел в Америку, но меня бы никто не взял — они думали, что я сумасшедший», — говорит Сергей в фильме о последствиях своего резкого ухода из Королевского балета. По слухам, действительно, у Полунина сорвалось несколько переговоров с американскими театрами из-за его репутации ненадежного члена трупы. Дело в том, что балет — среда очень консервативная. Танцовщики крайне редко переходят из одного театра в другой и уж точно не рвут контракт, будучи 22-летними ведущими солистами: это профессиональное самоубийство. После этой выходки к Полунину приклеился ярлык bad boy, а сам он начал думать, чем может заниматься помимо балета. Пока из планов — открыть агентство, менеджеры которого защищали бы интересы балетных артистов, открыть несколько школ, сняться в кино (две голливудские ленты выходят в прокат уже этой осенью), продолжить танцевать, если будет хватать времени. Единственный большой балетный проект Полунина, Polunin Project, очень холодно приняли критики, но, очевидно, у Сергея теперь совсем другая жизнь и другие приоритеты.

«Я хотел в Америку, но меня бы никто не взял — они думали, что я сумасшедший», — говорит Сергей в фильме о последствиях своего резкого ухода из Королевского балета. По слухам, действительно, у Полунина сорвалось несколько переговоров с американскими театрами из-за его репутации ненадежного члена трупы. Дело в том, что балет — среда очень консервативная. Танцовщики крайне редко переходят из одного театра в другой и уж точно не рвут контракт, будучи 22-летними ведущими солистами: это профессиональное самоубийство. После этой выходки к Полунину приклеился ярлык bad boy, а сам он начал думать, чем может заниматься помимо балета. Пока из планов — открыть агентство, менеджеры которого защищали бы интересы балетных артистов, открыть несколько школ, сняться в кино (две голливудские ленты выходят в прокат уже этой осенью), продолжить танцевать, если будет хватать времени. Единственный большой балетный проект Полунина, Polunin Project, очень холодно приняли критики, но, очевидно, у Сергея теперь совсем другая жизнь и другие приоритеты.

Почему история Полунина вызывает споры почти десять лет подряд

Почему история Полунина вызывает споры почти десять лет подряд

Во-первых, потому, что Сергей превратил свою жизнь в реалити-шоу — он честно рассказывает, что думает о классическом балете (ничего хорошего) и какие у него планы на жизнь, на глазах у поклонников уходит из хореографии и возвращается в нее. То есть мы наблюдаем процесс важного жизненного выбора исключительно талантливого человека в режиме реального времени. Во-вторых, потому, что многие переживают, не занесет ли Полунина в китч — Николай Басков тоже когда-то был подающим надежды оперным певцом, а Анастасия Волочкова — неплохой балериной. Уже сейчас в интервью Сергей в шутку или нет называет себя «лучшим танцовщиком в мире»: большой талант в сочетании с молодостью, славой и желанием вершить революции — сочетание опасное. И здесь же встает третий драматический вопрос — а обязывает ли человека к чему-то талант любой величины? Имеют ли зрители право осуждать Сергея, даже если завтра он поучаствует в шоу «Голос»? Ответов нет, но следить за развитием этих конфликтов интересно.

Во-первых, потому, что Сергей превратил свою жизнь в реалити-шоу — он честно рассказывает, что думает о классическом балете (ничего хорошего) и какие у него планы на жизнь, на глазах у поклонников уходит из хореографии и возвращается в нее. То есть мы наблюдаем процесс важного жизненного выбора исключительно талантливого человека в режиме реального времени. Во-вторых, потому, что многие переживают, не занесет ли Полунина в китч — Николай Басков тоже когда-то был подающим надежды оперным певцом, а Анастасия Волочкова — неплохой балериной. Уже сейчас в интервью Сергей в шутку или нет называет себя «лучшим танцовщиком в мире»: большой талант в сочетании с молодостью, славой и желанием вершить революции — сочетание опасное. И здесь же встает третий драматический вопрос — а обязывает ли человека к чему-то талант любой величины? Имеют ли зрители право осуждать Сергея, даже если завтра он поучаствует в шоу «Голос»? Ответов нет, но следить за развитием этих конфликтов интересно.

{"width":1200,"column_width":132,"columns_n":8,"gutter":20,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}