T

Пять вопросов Альберу Эльбазу 

текст:
Лидия Агеева

Дизайнер Альбер Эльбаз ушел из Lanvin два года назад и теперь почти не дает интервью. В эти выходные в рамках конференции Vogue Fashion Festival он вышел из тени и рассказал о своем видении современной моды при выключенном свете. Почему в темноте? Чтобы слушатели не отвлекались на детали и уловили суть.

Что происходит, когда уходишь из моды?

Такие вопросы любит Опра Уинфри: у нее всегда на заднем плане цветы, и все плачут в студии. Иногда истории заканчиваются, и мы должны сказать до свидания. Жаль, когда истории любви заканчиваются плохо. Но так происходит и в кино. Не могу сказать, что мне было легко. Но надо было остановиться, дать мозгу отдохнуть, чтобы заново влюбиться в моду. Чтобы заново начать рисовать, потому что мне больше этого совсем не хотелось. Первое время я очень много плакал. Говорят, что Чарли Чаплин рыдал только ночью, потому что не хотел, чтобы люди видели его слезы. А я плакал, когда шел дождь. А потом я стал давать мастер-классы студентам по всему миру. Я побывал в Пекине, Нью-Йорке, Лондоне, Германии, Испании. Я понял: чтобы помочь себе, я должен помочь другим. А еще я осознал, что больше не понимаю прошлого, но нужно понять будущее. Куда идет мода? И что нас ждет дальше?

«

Какова роль дизайнера сегодня?

«

Мода — это мышцы. Мы можем купить себе губы, глаза, дополнительные волосы, грудь и даже цвет кожи. Но мы не можем купить мышцы. Нужно много работать, чтобы их натренировать. Способность создавать дизайн нельзя купить вместе с курсами в модной школе или получить со славой. Дизайнеры — это сердце нашей индустрии. Без них не будет шоу-румов, заводов, журналов мод. Сегодня нам нужно вернуться на несколько шагов назад и отдать должное процессу дизайна, потому что мы слишком погрузились в вопросы бизнеса и маркетинга. Иногда создается ощущение, что все эти люди вокруг меня намного лучше знают, что я должен делать, лишь потому, что они анализируют прошлое. А я думаю, что мода, как цветы, — это будущее. Мода — это история не про вчера, а про сегодня. После провала с Lanvin я думал, что больше не смогу быть дизайнером. На приеме у психолога я так ему и сказал. Он спросил: «Почему?» Я ответил: «Потому что я немного полный и не очень молодой». А он смотрит на меня и говорит: «Но ты никогда не был дизайнером». — «А кем я был?» — «Ты рассказчик». Мы должны не просто создавать мечту, но и придумывать истории. Я одеваю женщин не в платья, а в истории. Мода — это фабрика мечты. Фабрика без мечты — это фабрика без будущего. А мечта без фабрики — это мечта без содержания.

»

Если вы вернетесь в моду, изменится ли ваш подход к ней?

«

Мы не можем дважды войти в одну и ту же дверь. Мир стал более демократичным и более умным. Интернет изменил наше мировоззрение, мы больше не можем делать так, как раньше. Когда я начну заново, первый вопрос, который я задам себе: почему мы это делаем здесь и сейчас? Я мечтаю работать с предприятиями из мира технологий и совмещать новшества с дизайном. Cам факт того, что я ничего не знаю о технологиях, меня вдохновляет и заставляет мечтать. Технология, какой она должна быть? Квадратной, серой и холодной? Или она может быть круглой, розовой и человечной? Есть люди, которые носят футболки, измеряющие пульс. Я себе такую никогда не куплю! Потому что я буду жить в тревоге с такой футболкой. Мне больше интересно, как я могу работать с технологией? Как она может мне помочь создавать красивые вещи? Вы, наверное, заметили, что сегодня включить новости — это лучший способ впасть в депрессию за две минуты? Часто я задаю себе вопрос: а что, если все эти катастрофы — причина того, что мода тоже стала такой катастрофической? Может, наша роль в том, чтобы мы посмотрели на эти катастрофы и сказали себе: мода не должна быть зеркалом! Может быть, наоборот, мы должны делать что-то прекрасное?

»

Вы уже думали создать свой собственный дом моды?

«

Да и нет. У меня никогда не было желания видеть свое имя на пластиковом пакете. Я должен быть свободен там, где я есть, вот что важно. Моя работа — это процесс создания идей. Ведь дизайнерам не дают готовых ответов в книгах, мы должны их сами создавать. Мы теряем интуицию, мы боимся ошибиться. Страх нас парализует. Мы живем в мире, где слишком много страха и недостаточно любви. А дизайнер не должен ничего бояться.

»

А какими вы видите женщин сегодня?

«

В январе прошлого года в Вашингтоне проходил женский марш против сами знаете кого. Женщины в джинсах и на плоской подошве не орали, не бастовали, а просто шли. Это было так элегантно, это было настоящее заявление. В тот же день в Париже — неделя Haute Couture. Все женщины были в платьях из тюля и на шпильках. Я задумался, что более релевантно? Через несколько дней ко мне пришел ответ, ответы никогда не приходят сразу. Женщина может маршировать в джинсах и отстаивать свои права. Но она также может надеть платье из тюля. Это не сладкое или соленое. Это и то и другое вместе. В этом сила женщины: что она может делать и то и то. Только женщины могут идеально совмещать семью и карьеру, при этом выглядеть всегда на все сто и делать свою работу лучше всех. Вы, наверное, уже поняли, что я самый большой феминист.

»

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}