Blueprint
T

Мудборд:
«купальные шапочки»
на подиуме

ТЕКСТ: КСЕНИЯ КРУШИНСКАЯ

На неделе моды haute couture главным аксессуаром в коллекциях топовых дизайнеров стали облегающие шапочки, похожие не то на головные уборы профессиональных пловцов, не то на шлемы, которые в начале и середине ХХ века носили байкеры и летчики. Разбираемся в том, что стоит за модой на «купальные шапочки».



Сейчас



В этом сезоне модные дома решили обыграть тему «шапочек для пловцов» далеко не впервые в истории моды — в том числе в новейшей. Вспомним хотя бы головные уборы, будто сотканные из ярких цветов, в весенне-летней коллекции Miu Miu 2017 года. Сама Миучча Прада назвала ту коллекцию «посвящением лету со всеми его радостями и страхом, что такое больше никогда не повторится». Модели ходили по подиуму в шлепанцах и с повязанными вокруг бедер полотенцами. За шесть лет до этого в осенне-зимнем сезоне 2011 года для Prada дизайнер представила вариант для холодов — теплые пушистые шапочки-шлемы с завязками под подбородком. Кроме Миуччи облегающие головные уборы в недавнем прошлом создавали в числе прочих Maison Margiela, Gucci и Courrèges.



Courreges, весна-лето 2019

Miu Miu, весна-лето 2017

Prada, осень-зима 2011

Примечательно, что только в случае Miu Miu отсылка очевидна — дизайнер имела в виду именно шапочки для плавания. Как раз такие — с цветочными аппликациями — были популярны в США и Европе в 1950–1960-е годы, их даже до сих пор можно найти на eBay. Во всех других случаях дизайнеры избегали явных коннотаций, как бы предлагая зрителям самим решить, что автор взял за референс — аксессуар для пловцов, шлем летчика или мотоциклиста, подшлемник наездника или вовсе средневековый чепец каль. 




20-е


Головной убор такого фасона и правда вызывает в памяти множество ассоциаций. Первая, разумеется, все-таки связана со спортом и купальщиками. В 20-е годы прошлого века популярность всех видов спорта стремительно выросла, как и мода на графичные женские стрижки: чтобы не намочить прическу, женщины старались купаться в шапочках. Образ соответствующе экипированной пловчихи вскоре романтизировали фотографы и художники — особенно советские, любившие прославлять здоровую тягу «нового человека» к спорту.



Нидерланды, 1928

Танцовщицы на пляже в Довиле в 1920-х годах


Кроме относительно безопасного плавания в 1920–1930-е годы женщины стали увлекаться и менее «традиционными» и более экстремальными видами спорта вроде байкинга и пилотирования самолетов. На авансцену вышли первые мотоциклистки и летчицы, а они носили мягкие шлемы — очень похожие по форме на те самые купальные шапочки.



Амелия Эрхарт

60-е


Модели в вещах Pierre Cardin, 60-е

В середине прошлого столетия плотно прилегающие головные уборы пережили новую волну популярности — причем именно тогда они впервые начали вдохновлять дизайнеров. Такие аксессуары появились в коллекциях Андре Куррежа и Пьера Кардена — пионеров «космической» моды. Нетрудно догадаться, что на этот раз они были реверансом в сторону космонавтов и подшлемников, которые те надевают под скафандр. Часто их делали из блестящих материалов или украшали крупными стразами и камнями — так делал, например, Пако Рабанн.




Джерри Холл в России, фотограф Норман Паркинсон, 1975 

Брижит Бардо в Paco Rabanne

«Искупление», 2007

Луппов С.М., «Пловчиха». 

...и снова сейчас



Некоторые современные дизайнеры пытаются трактовать тему «купальных шапочек» шире. Например, в сезоне осень–зима 2017 года у Gucci они напоминали не то кали, не то балаклавы, не то элементы облачения монахинь. Зная о всесторонней эрудированности Алессандро Микеле и его увлечении историей, вполне можно допустить, что его вдохновили средневековые фрески или Жанна д’Арк — женский образ такой же сильный, как образы первых летчиц или чемпионок по плаванию.



Жанна д''Арк, кафедральный собор в Реймсе

Gucci, осень-зима 2017

Armani Privé, весна-лето 2019

Chanel Couture, весна-лето 2019

Dior Couture, весна-лето 2019

В новом кутюрном сезоне ставку на шапочки сделала Мария Грация Кьюри — на показе Dior без них не обошелся почти ни один лук. Карл Лагерфельд шапочкой дополнил финальный образ коллекции Chanel — в серебристом головном уборе на подиум вышла невеста. У Armani Privé «купальные шапочки» украшены длинной цветной бахромой, а у Uliana Sergeenko они сшиты из черного кружева.



{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}