Пример для подражания: писательница и фотограф Аннемари Шварценбах
The Blueprint решил изучить то, что стоит за утонченным и мужественным стилем швейцарской писательницы и фотографа Аннемари Шварценбах, а также ее ближайших подруг и любовниц, которыми чаще всего являлись такие же смелые и свободолюбивые наследницы больших фамилий, авантюристки и путешественницы
КУЛЬТУРА • ИКОНА СТИЛЯ
Пример для подражания: писательница и фотограф Аннемари Шварценбах и ее окружение
Автор:
ЮЛИЯ РУДЕНКО
Blueprint решил изучить то, что стоит за утонченным и мужественным стилем швейцарской писательницы и фотографа Аннемари Шварценбах, а также ее ближайших подруг и любовниц, которыми чаще всего являлись такие же смелые и свободолюбивые наследницы больших фамилий, авантюристки и путешественницы.
А
ндрогинный образ Аннемари Шварценбах послужил вдохновением не для одного фильма и книги. В этом году ей посвящена летняя коллекция Родольфо Пальялунги для Jil Sander и документально-художественный фильм Вероник Обуа «Я Аннемари Шварценбах» (Je suis Annemarie Schwarzenbach).
![](/upload/2015/April/03_Friday/8172cb91801ed2a7157ce6e88fa3fa5f.jpg)
Портрет
Аннемари
Шварценбах
♀
![](/upload/2015/April/06_Monday/6dfe6639a710abe6373a69f251de8b95.png)
Рекламная
кампания
Jil Sander,1988
Hermès
осень-зима
2015-2016
Рекламная кампания
Jil Sander, осень-зима
2006-2007
Jil Sander
весна-лето
2015
Рекламная кампания
Isabel Marant,
Осень-Зима
2014-2015
Jean Paul
Gaultier Couture
весна 2015
Cъемка Аласдир
МакЛиллан
для The Gentlewoman,
Весна 2014
Bottega Veneta
осень-зима
2015-2016
Рекламная
кампания
Calvin Klein,
1989
Съемка Питера
Линдберга для
итальянского
Vogue,1997
Короткая, но насыщенная жизнь Шварценбах пришлась на беспокойный отрезок времени между двумя мировыми войнами. Ее мальчишеский стиль — коротко и аккуратно подстриженные волосы, любовь к мужским рубашкам и брюкам — сформировался еще в раннем детстве, когда в восемь лет Аннемари отстригла длинные локоны и сменила нарядные платья на ледерхозе, чтобы больше походить на двух своих братьев. Семья Шварценбахов — турбулентная, буржуазная, хитросплетенная — походила на те, что в своих романах запечатлел Томас Манн («Будденброки»), а Лукино Висконти — в фильмах («Гибель богов»). Мать Аннемари, светская львица, склонная к бытовой тирании и однополым внебрачным связям, в разное время по-разному относилась к выбору дочери: то мучила замечаниями, то поощряла, чем спровоцировала у нее глубокую, пожизненную депрессию. Их отношения оставались сложным на протяжении всей жизни Шварценбах, а после ее трагически ранней смерти в 34 года мать сожгла и спрятала большую часть архива сочинений Аннемари. Во многом из-за этого наследие Шварценбах находилось в забвении до 1987 года, когда заново были открыты ее заметки из путешествий в Сирию, Египет, Турцию, Афганистан, дневниковые записи и переписка.
Портрет Аннемари
Шварценбах
![](/upload/2015/April/03_Friday/89fabeb8d08956c9f60582527ab0037b.gif)
Несмотря на длительный период забвения Шварценбах как автора, ее образ оставался жив благодаря фотографиям ее близкой приятельницы Марианн Бреслауэр. Они делают очевидным, что утонченное телосложение, изящные черты лица и неизменно аккуратно уложенные на бок короткие волосы с едва заметной волной на челке были главными составляющими образа «томбоя» Шварценбах, вечного сорванца-подростка без возраста и без пола. Это позволяло ей естественно выглядеть в мужских костюмах, широких брюках и белых рубашках и гораздо реже — в женственных платьях, влюбляя в себя и мужчин, и женщин.
Перемены в образе Шварценбах можно проследить по ее отношениям с женщинами и нескончаемым путешествиям. Ключевыми фигурами, через которых можно рассмотреть траекторию жизни авантюристки и талантливой писательницы, могут послужить актриса и политическая активистка Эрика Манн, писательница Карсон Маккалерс, этнолог и путешественница Элла Майяр.
♀
Известная фотография: Аннемари Шварценбах вместе с Эллой Майяр
![](/upload/2015/April/03_Friday/73d495ea2c92f6747607cd5930021a82.jpg)
![](/upload/2014/November/24_Monday/97d85c7cfb7bc75b2d6cd10a2f2ef0b1.png)
|
Утонченное телосложение, изящные черты лица и неизменно аккуратно уложенные на бок короткие волосы были главными составляющими образа «томбоя» Шварценбах
|
Эрика Манн
Когда Аннемари в 23 года переезжает в Берлин, она тут же знакомится с неразлучными братом и сестрой Клаусом и Эрикой Манн, детьми Томаса Манна. Этот короткий период становится своего рода ключевым в ее творчестве: она пишет первые книги и добивается признания, круглосуточно веселится с Маннами, которые, как и она, открыто гомосексуальны, приобретает зависимость к морфию, влюбляет в свою необычную манеру одеваться и ангельское лицо фотографа Марианн Бреслауэр, закручивает роман с такой же независимой и элегантной Эрикой.
![](/upload/2015/April/03_Friday/eede5196ea1b7b01b906603d6017ad00.png)
Фотограф Марианн Бреслауэр
♀
Так же как и Аннемари, Манн предпочитает брюки платью с раннего детства, иногда лишь добавляя шейные платки или шляпы. Их схожесть отражается не только в выборе носить мужской костюм, но и в их жизненных взглядах, где нет места войне, насилию, режиму нацистов, мужскому доминированию. Роман Эрики и Аннемари был мимолетным — Манн довольно быстро ушла к актрисе, с которой они вместе занимались политическим антинацистским кабаре Pfeffermühle («Мельница для перца» — нем.).
Однако Шварценбах оставалась влюбленной в дочь знаменитого писателя всю свою жизнь и старалась поддерживать с ней дружеские отношения. После их расставания Аннемари сблизилась с Клаусом Манном, который, как и отец, занимался литературой. Тогда же Шварценбах открывает в себе страсть к путешествиям: вместе с Клаусом они объезжают пол-Европы и посещают Советский Союз. В какой-то момент они даже обсуждают возможность «лавандового брака», но в итоге позже Шварценбах вступит в такой брак с французским дипломатом Клодом Клараком в Иране, а Эрика — с поэтом Уистеном Хью Оденом.
![](/upload/2015/April/03_Friday/d25133d776f8bec2973a8fe2b9cd2c56.png)
Брат и сестра Манн
♀
Элла Майяр
После поездок по континентальной Европе Шварценбах начинает путешествовать в Африку и Азию. Особенно часто она ездит в Иран в качестве ассистента археологической группы, описывая свои впечатления в газетных статьях и книгах. В 1939 году в попытке одолеть свое пристрастие к морфию Аннемари принимает смелое предложение этнолога Эллы Майяр принять участие в автомобильном путешествии от Женевы до Кабула.
Портрет
Эллы Майяр
![](/upload/2015/April/03_Friday/25d3bd0f78e478587602cfe07edf9282.jpg)
♀
![](/upload/2015/April/03_Friday/5b20dc0271a37a1fb6183db3672674b1.jpg)
Майяр к этому времени успела провести несколько лет в Советском Союзе, что очевидно отразилось на ее манере писать и одеваться — она была одинаково равнодушна к лишним деталям и украшательствам как в своих книгах, так и в одежде. На фотографиях из совместной поездки с Шварценбах она выглядит аккуратной советской ударницей труда, тогда как Аннемари перенимает в свойственной ей минималистичной манере элементы ближневосточного гардероба: на одной из фотографий поверх объемной водолазки и брюк накинут полосатый, вероятно, красочный кафтан. Отношения с Майяр, о которых снят художественный фильм «Путешествие в Кафиристан» и написана книга «Жестокий путь» (The Cruel Way), были яркими, но обреченными.
♀
Элла Майяр
и Питер Флеминг
![](/upload/2014/November/24_Monday/97d85c7cfb7bc75b2d6cd10a2f2ef0b1.png)
|
Их схожесть отражается не только в выборе носить мужской костюм, но и в их жизненных взглядах, где нет места войне, насилию, режиму нацистов, мужскому доминированию
|
Карсон Маккалерс
В 1940 году Шварценбах, которая на тот момент состоит в сложных отношениях с замужней баронессой Марго фон Опель, отправляется в Америку, где встречается с Маннами и помогает им в работе фонда, направленного на ассимиляцию в США беженцев войны. В один из дней Эрика знакомит ее с невероятно талантливой Карсон Маккалерс, 23-летней писательницей, на которую недавно обрушился успех после публикации романа «Сердце — одинокий охотник». В своей незаконченной автобиографии Карсон сравнивает эту встречу со сценой знакомства князя Мышкина и Настасьи Филипповны в «Идиоте», во время которой он испытывает одновременно страх, жалость и любовь.
Став пленницей очарования Шварценбах, Маккалерс бросает мужа и пытается добиться расположения и любви Аннемари. Она видит в ней музу и наставника и небеспричинно считает, что между ними много общего — начиная от предпочтения мужского костюма, одинакового возраста достижения литературного успеха (23 года), детского увлечения фортепьяно и заканчивая такими деталями, как неуловимо трагичное выражение лица. Аннемари никогда не ответит ей взаимностью, но многие ее мысли и идеи о самоидентификации позже найдут отражение в проникновенной прозе Маккалерс.
![](/upload/2015/April/03_Friday/992a15cf4d18cdf7a6da96fded21e416.jpg)
Писательница Карсон Маккалерс
♀
Одержимые странствиями, Шварценбах и все без единого ее спутники олицетворяли собой эпоху, в которой было место новым открытиям, жажде к самопознанию, испытанию и расширению личных границ и общепринятых норм. Именно эта страсть, кочевнический образ жизни и поиск внутренней идентичности через внешнее привели к уникальному, особенно в то время, стилю в одежде. 1960-е годы увидят возвращение подобных силуэтов, однако смысл и былую жизнь им позже придадут писательница Сьюзен Зонтаг и писательница Фран Лейбовиц.
![](/upload/2015/April/03_Friday/7f886fa36e84ed7819ab81513d88fdc9.jpg)
Писательница Фран Лейбовиц
♀
![](/upload/2015/April/03_Friday/3f422959b0010d4fffb71f659b4f848b.jpg)
Тогда образ «томбоя», каким можно односложно описать образ Аннемари и ее окружения, был универсальным, что напрямую подтверждает популярность Греты Гарбо и Марлен Дитрих и, например, роман 1922 года La Garçonne («Холостячка») Виктора Маргерита. Главное отличие этих героинь от основного течения заключалось в том, что грубого кроя пиджаки, широкие брюки, бесформенные свитера или строгие рубашки в исполнении Маккалерс, Манн или Шварценбах являлись не данью моде, а сознательным выбором, отражением внутренних противоречий, мотивацией и помехой для внешнего восприятия. Именно это сегодня выделяет их среди других ярких представительниц 1920–1930-х годов и делает прообразами для коллекций — от Prada до Jil Sander.
♀
Писательница Сьюзен Зонтаг