Blueprint
T

Узелок к узелку

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

На рубеже февраля и марта в Москве открылись сразу три проекта, посвященные текстилю. Первый — камерная экспозиция в галерее Choutko, второй — масштабный каталог современного текстильного искусства в фонде «Екатерина», третий — биеннале, которая разрослась на все этажи «ГРАУНД Солянки». В разговоре с The Blueprint несколько кураторов приоткрыли завесу тайны — скоро тренд на текстиль поддержит еще пара галерей. Вот как они, а также художники, работающие с тканью, объясняют интерес к материалу.


“Текстильный дневник”, Atelier Choutko

14.03 — 25.04

В галерее Choutko уже много лет сохраняют и поддерживают традиции гобеленового искусства: устраивают мастер-классы, лекции и летние практики для студентов Строгановки. Однако выставка «Текстильный дневник», собранная основателем галереи Евгением Шутко, рассказывает не столько о настоящем, сколько о будущем: многие из авангардных полотен выставляются впервые, в частности работы Марины Русановой, Сергея Гавина, Владимира Рыбалко, Олега Емельянова и Бориса Юрчатова, а также ковер «Робот» Кирилла Рубцова, сотканный в собственных мастерских Atelier Choutko. Не обойдется и без графики Андрея Бартенева и того же Рубцова. Название же самой выставки отсылает к работе Александры Островской, выполненной в технике спонтанного ткачества, — это, по сути, никем и ничем не ограниченный процесс прядения, импровизация с открытым финалом, несущая, по словам художницы, терапевтический эффект.


Сергей Гавин «Острова», 2004. Диптих: шерсть, люрекс, ручное шпалерное ткачество. 

Художник и профессор МГХПА имени С.Г. Строганова Сергей Гавин проникся шпалерным ткачеством около 45 лет назад, попав в мастерскую художницы Маргариты Старосельской в момент, когда она ткала гобелен. Сергей решил попробовать, и его «буквально затянуло в мощнейшую воронку — некий клубок идей, проблем». Постепенно выяснилось, что «гобеленовая техника очень емкая, в ней аккумулируются все задачи изобразительного искусства». Сама же работа, по признанию Сергея, стала парафразом гобелена, давно проданного в Италию. Он постарался воссоздать особенно удавшуюся вещь (тем более что ее так никто и не видел до отъезда), но, оказалось, текстиль не терпит повторений. Нити не слушались, работа шла через силу. Осуществить задуманное удалось, только пересобрав оригинальную композицию целиком.

Сергей вспоминает, что новую волну интереса художников к гобеленам почувствовал еще пару лет назад на Венецианской биеннале: сказалось, вероятно, и обилие разных техник (от батика до аппликаций), и удивительная пластичность, и невероятное многообразие самобытного материала: так, бархат обеспечит глубину, а парча — эффект свечения. Для Сергея ткань — это еще и антитеза искусству диджитальному: «Думаю, современные художники будут много [эти техники] использовать после попыток уйти в цифровые пространства. Как бы мы ни прибегали к новым технологиям, они здорово отстранены от человека. Допустим, современная архитектура — она красива, но дистанцирована от нас, а гобелен может являться проводником между пустыми пространствами и живыми организмами, обеспечивая человеку включенность. Можно же фантастически красивые вещи делать, но они будут красивы космически, а земные техники и материалы — это живые вещи. Нас и так много окружает всего мертвого, а человеку хочется теплоты».


Владимир Рыбалко «Инсайт», 2004. Шерсть, ручное шпалерное ткачество.

Владимир Рыбалко «Инсайт», 2004

Работа другого мэтра шпалерного искусства и профессора все той же Строгановки — Владимира Рыбалко — посвящена космическим просторам. Предполагается, что его гобелен ( соседствует с «Островами» в пространстве галереи) должен затянуть смотрящего в пространство хоть и несуществующее, но при этом вполне ощутимое тактильно. «Инсайт» — точка входа в недоступную взгляду территорию, да и в целом для Владимира текстиль — инструмент достижения максимальной свободы. Все, что требуется, — добиться тонкого сочетания формы и содержания гобелена, и тогда сотканное полотно максимально точно передаст художественный замысел.


«Соткано», Фонд культуры «Екатерина»

15.03 — 12.05

Куратор Татьяна Рыкова (она же хранитель фонда), хоть и использовала для названия максимально говорящий глагол, не ограничивала свой выбор экспонатов работами из текстиля. На выставке можно найти плетение из полипропиленовой сетки, предметы из стекла и металла. Работы разных эпох (начиная с 1980-х) и совершенно разной эстетики сосуществуют в одном пространстве, вынуждая самостоятельно, без подсказки выстраивать параллели. Так, в одном зале соседствуют коллажи идеолога объединения «Новые художники» (1977) Тимура Новикова и современного московского художника Кирилла Манчунского, а в другом пространстве — «Опасная зона» куратора Музея AZ Ольги Божко «смотрит» в упор на ковер-телевизор дизайнера Юлии Маркос.



С точки зрения Рыковой, «в последние десятилетия авторский текстиль, как никакой другой материал, вышел за рамки декоративного искусства и успешно существует в поле искусства актуального». Но куда большую трансформацию претерпел не предмет, а процесс: ткачество, уже давно трансформировавшись из ремесла в искусство, теперь уже «перестало быть только средством выразительности, превратившись в объект исследования, в само художественное высказывание».


Кирилл Манчунский «Гжель» и «Иллюминатор». 2023 Ткань, батик, машинная и ручная вышивка

Предоставлено 11.12 GALLERY


Кирилл Манчунский, «Иллюминатор». 2023

«Гжель»

«Иллюминатор»

На выставке «Соткано» представлены и последние работы Кирилла, и более ранние (например, очаровательные «Король ночных мышей» и «Свидание с рыбой-луной»). Художник активно экспериментирует с аппликацией, вышивкой и батиком и буквально горит текстильными практиками: «Мне просто доставляет огромное удовольствие работать с текстилем. Нравится пробуждать в людях желание прикоснуться к работам. Ведь когда видишь работу из текстиля, то она так и манит... так и манит. Текстиль рулез». Впрочем, высоко котирует Кирилл не только ткацкое ремесло. Так, «Гжель», по его словам, «дань уважения традиционной русской росписи», а «Иллюминатор» — фантазия о космосе, увиденном через дверь стиральной машины.


Ася Маракулина «Подружки», 2019

Предоставлено Галереей Марины Гисич

Ася Маракулина, «Подружки», 2019

Текстильные сюжеты Аси Маракулиной — личный болезненный опыт, рассмотренный сквозь оптику феминизма. Так, в работе «Подружки» художница постаралась передать сложность и травматичность взросления в постсоветской стране: от экстаза непривычных впечатлений вроде независимого телевидения и модных журналов до невозможности выстроить личные границы с близкими людьми, вступающими с тобой в постоянную конкуренцию. Речь в последнем случае идет, конечно, о девочках-подростках, на недолгий, но важный период неразлучно «сшитых» между собой. Художница постаралась показать дружбу заложников, «замкнутый хоровод токсичной безопасности». Сюжет определил и форму выражения: «Я сразу знала, что это будет ткань, так как образ пришел именно как одно платье на троих. Мне вспоминалось, как девочки-подружки менялись одеждой и как в 90-х началась конкуренция за бренды. Все это было мне чуждо тогда: я боялась женщин, потому что всегда проигрывала такую конкуренцию».


Биеннале «Текстиль в современном искусстве», ГРАУНД Солянка

29.02 — 9.05

Первая биеннале галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка» могла бы запросто называться текстильной биеннале. Лабиринты залов галереи то обрастают гигантскими текстильными инсталляциями, то заставляют присматриваться к деталям небольших гобеленов и книг с аппликациями и вышивками. Куратор Екатерина Бочавар рассказывает, что текстиль удавалось найти буквально везде: в множестве частных галерей, в «Открытых студиях» «Винзавода», в пространстве «Своды» от «ГЭС-2» и среди работ студентов ВШЭ. «Если говорить о реальной, даже бытовой стороне вопроса, то [популярность текстиля] вызвана доступностью. Во-первых, практически любой человек может научиться с ним работать. А во-вторых, по сравнению с другими материалами текстиль привлекает с точки зрения стоимости. Это параметры, которые привлекли большое количество художников к работе текстилем. И, кстати говоря, не только молодых, а разных возрастов». Тем не менее команде было важно не просто отразить срез существующей художественной реальности, но и показать неожиданные идеи и нетривиальные истории.


Александра Островская «Портал», 2024. Авторская техника Вилатаж (вязание из вилатерма)

Александра Островская, «Портал», 2024

Все этажи «ГРАУНД Солянки» собирает вместе работа «Портал» Александры Островской (той самой, что подарила название выставке в галерее Choutko). «Портал» — сайт — специфик-инсталляция из строительных жгутов, напоминающая инопланетный объект, и доказательство того, что Александра постоянно тестирует новые материалы, чтобы приблизиться к «новому пластическому языку текстиля, изобрести технологии». Художницу особенно увлекают идеи квантовой физики и теория многомерности мира, а текстиль для нее не просто художественный медиум, но «образ мышления, структура, поиск сути». Целью проекта «Портал» художница считает «возможность соединиться с теми, кто уже помогает полету [в космос]», и если вы эти цели разделяете, можно смело зайти прямо в инсталляцию на минус первом этаже галереи.


Надя Петрова «Комар», «Борщевик», «Гопник» и «Участковый», 2021/22 Вязка в технике кроше

Надя Петрова, «Борщевик»,
Надя Петрова, «Комар»

«Комар»

«Борщевик»

Надя Петрова, «Гопник»
Надя Петрова, «Участковый»

«Гопник»

«Участковый»

Надя Петрова строит свою художественную практику на вязании крючком (то есть кроше) и называет ее «абсолютно естественной техникой выражения себя». Ювелирная точность работы может ввести в заблуждение — у художницы нет специального образования в этой сфере, она пришла к кружевным полотнам через обыкновенное желание связать себе что-то свежее в личный гардероб. Идея работы, которая занимает целую комнату на минус первом этаже галереи, родилась случайно из жесткой критики Надиного «Гопника» (фигуры сидящего на корточках мужчины, выполненной в технике кроше). Поводом для нападок стало опасное сочетание трех вещей: самого гопника, кружева как медиума и того, что Надя — женщина. Художницу посчитали токсичной фанаткой патриархата, которая «смиренно вяжет в углу свои салфетки». Пережитый опыт она решила перенести в кружевную серию о различных видах ядов: «от социальных и активно переживаемых в частных разговорах (в медиа — это „Гопник“ и „Участковый“ — два героя-антагониста, представители неформальной и формальной власти) и два представителя растительно-животной жизни: „Комар“ и „Борщевик“, чьи яды не затрагивают интеллектуальную сферу, но травмируют тело». Кружево же не травмирует, а буквально исцеляет: «Я думаю, что сейчас всем необходимы какие-то терапевтические практики, долгая монотонная работа руками с мягкими материалами, чтобы снизить стресс от реальности, постараться гармонизироваться с самим собой».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}