T

Стиль в фильме: «Горькая луна»


Китчевая «Горькая луна» Романа Полански — фильм, как говорится, настолько плохой, что даже хороший. Это фильм-шутка, но шутка слишком тонкая: чтобы понять его и откровенные костюмы главной героини, потребовалось чуть больше 20 лет.

Это просто ужасно. Непристойно, надуманно, плохо сыграно, особенно госпожой Сенье», — бушевал The New York Times, когда лента вышла в английском дубляже. Эта рецензия станет лишь одной из многих, в которых Эммануэль Сенье, исполнительницу главной роли, обвинят в отсутствии таланта, а ее мужа, режиссера Романа Полански, пристыдят за, скажем так, необъективный кастинг и объективно плохой фильм.


Сюжет картины прост как три копейки. Или как бульварный роман. Парижанка Мими (танцовщица) и скучающий американец Оскар (писатель-неудачник) встречаются в автобусе — и их жизнь меняется навсегда, а безудержная страсть их в итоге убивает (занавес). В основу сценария лег роман Паскаля Брюкнера «Горькие луны», так что за топорные усложнения журить нужно его: история подана как воспоминания, которыми Оскар делится со своим товарищем по круизу Найджелом (Хью Грант). Банальнее был бы разве что формат «разговор с мудрым таксистом», но это упущение Полански компенсировал с лихвой. Монолог очень плохого писателя Оскара настолько нарочито ужасен, что сразу становится понятно, почему его книги остались неопубликованными. 



то просто ужасно. Непристойно, надуманно, плохо сыграно, особенно госпожой Сенье», — бушевал The New York Times, когда лента вышла в английском дубляже. Эта рецензия станет лишь одной из многих, в которых Эммануэль Сенье, исполнительницу главной роли, обвинят в отсутствии таланта, а ее мужа, режиссера Романа Полански, пристыдят за, скажем так, необъективный кастинг и объективно плохой фильм.


Сюжет картины прост как три копейки. Или как бульварный роман. Парижанка Мими (танцовщица) и скучающий американец Оскар (писатель-неудачник) встречаются в автобусе — и их жизнь меняется навсегда, а безудержная страсть их в итоге убивает (занавес). В основу сценария лег роман Паскаля Брюкнера «Горькие луны», так что за топорные усложнения журить нужно его: история подана как воспоминания, которыми Оскар делится со своим товарищем по круизу Найджелом (Хью Грант). Банальнее был бы разве что формат «разговор с мудрым таксистом», но это упущение Полански компенсировал с лихвой. Монолог очень плохого писателя Оскара настолько нарочито ужасен, что сразу становится понятно, почему его книги остались неопубликованными. 



«Э

Таким же чудовищным, хоть и продуманным до последней детали, получился и визуальный ряд. Эммануэль Сенье, муза и действительно жена Полански, всю дорогу выглядит по-настоящему вульгарно. Она красит губы красной помадой, а глаза густо подводит черным карандашом, все время играет копной кудрявых волос, носит латексные платья без нижнего белья и чулки с поясом, ей нравятся почти полностью оголяющие грудь пошлые сарафаны и колготки в сетку со швом.
За 17 лет до выхода ленты в широкий прокат Полански был осужден за растление несовершеннолетней, поэтому восхитившее Оскара сочетание «сексуальной зрелости и детской непосредственности» в Мими выглядело слегка неоднозначно. Помножьте это на вызывающее поведение Сенье в фильме — и поймете, почему основной претензией критиков была выкрученная до предела откровенность картины. 


Надо понимать, что в начале девяностых публика еще не привыкла к номерам вроде финальной сцены «Парфюмера», поэтому Питер Койоти, слизывающий кефир с соска Сенье, и сама Эммануэль в лакированном плаще на голое тело оказались слишком уж прямолинейными для того времени. Полански, судя по всему, на такой эффект и рассчитывал: бóльшая часть гардероба Мими закупалась в секс-шопах и сделана была из разных вариаций латекса. В художники по костюмам Роман позвал француза Джеки Будена, и он, в общем, добротно справился с задачей — одел Сенье так, как не выглядела ни одна реальная девушка в 1992 году.


SAINT LAURENT ОСЕНЬ-ЗИМА 2016  

NINA RICCI ОСЕНЬ-ЗИМА 2016

WALK OF SHAME ОСЕНЬ-ЗИМА 2016

MIU MIU ОСЕНЬ-ЗИМА 2016

Подчеркнуто несуразный фильм о двух любовниках, которых сгубило плотское влечение, оказался огромной неизвестной в карьере Полански. И хотя невозможно отрицать мощнейший визуальный посыл картины, издания о моде до сих пор деликатно обходят его даже в тех материалах, которые полностью посвящены БДСМ-эстетике и латексным плащам, — просто на всякий случай. Только Vogue.com аккуратно упомянул о «Горькой луне» в своем прошлогоднем материале про образы для неловких ситуаций — и то с ремаркой «ну, вы же не будете всерьез все это надевать». А мы надеваем. В начале девяностых то, что носила экранная героиня Сенье, казалось воплощением развязности и пошлости. Прошло чуть больше двадцати лет — и лакированные плащи появились на подиумах Maison Margiela, Prada, Burberry и Miu Miu, латексные платья стали общим местом на красных ковровых дорожках, а на легких сарафанах смелой длины Saint Laurent эпохи Эди Слимана сделал сумасшедшую кассу. Это как раз к вопросу о том, как быстро масштабируется китч: в 1990 году героиню Джулии Робертс из «Красотки» не пускали в дорогой отель, потому что на ней были неприличные лакированные ботфорты, а спустя 25 лет за еще более откровенными лакированными сапогами Christian Dior охотятся девушки с безупречной репутацией и отличным вкусом.


Сегодня «Горькая луна» воспринимается как фарс, черная комедия, очень талантливо сделанная. Журналисты все чаще называют ее «самым недооцененным фильмом Полански», а Сенье в интервью рассказывает, что была слишком юной, чтобы выжать из своей роли максимум. Но она компенсировала это позже, в 2013 году, когда снова сыграла демоническую женщину в латексе — блистательную Ванду в «Венере в мехах», опять выписанную Полански. Некоторые даже считают эту работу Полански и Сенье метафоричным продолжением «Горькой луны», более взрослым и прямолинейным взглядом режиссера на вопрос сексуальных перверсий, доминирования в отношениях и страсть как таковую. Там все уже приглушеннее, аккуратнее: и ботфорты, и кожаные бюстье, и игра Эммануэль. И если фильм от этого только выигрывает, то визуальный ряд — отнюдь. Когда он был завораживающе чудовищным, как в «Горькой луне», образы Сенье хотелось повторять хотя бы для того, чтобы показать: вы способны отличить гениальный БДСМ-гротеск от мутной пошлости в духе «50 оттенков серого».

Что надеть

Топ H&M, 599 руб., hm.com

Жакет Versus, £743,  farfetch.com

Юбка Tom Ford, €1030,  mytheresa.com

Портупея Zana Bayne, £275,  selfridges.com

Платье Opening Ceremony, £305,  net-a-porter.com

Платье L'Agent by Agent Provocateur, 15 300 руб., aizel.ru

Топ Honey Couture, €74,  popmap.com

Брюки Balenciaga, £1245,  matchesfashion.com

Туфли Alexander Wang, $450,  ssense.com

Пиджак Ellery, £1367,  net-a-porter.com

Туфли Gianvito Rossi, £342,  net-a-porter.com

Рюкзак Maison Margiela, $1375,  shopbop.com

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
false
767
1300