Blueprint
T

Стиль в фильме «Материнский инстинкт»  

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

28 марта в российский прокат выходит «Материнский инстинкт» — психологический триллер про двух образцовых домохозяек, жен и матерей, одна из которых — героиня Энн Хэтэуэй — теряет ребенка из-за несчастного случая, а у ее ближайшей подруги — в исполнении Джессики Честейн — начинается паранойя. Накануне премьеры Полина Садовникова созвонилась с художником по костюмам Митчеллом Треверсом — и поговорила про винтаж, архивные каталоги, траурную вуаль и прожженные платья из 1960-х.

«Этот фильм — самый сложный в моей карьере, — призналась после съемок в „Материнском инстинкте“ 41-летняя актриса, продюсер и мать двоих сыновей Энн Хэтэуэй, для которой роль образцовой домохозяйки, жены и матери, переживающей гибель собственного ребенка, стала 64-й в CV. — Я едва не отказалась, потому что не была уверена, что мне стоит примерять роль женщины, которая переживает мой самый страшный страх». Накануне премьеры психологического триллера последовало еще одно признание: «В 2015-м у меня случился выкидыш. Я тогда играла в бродвейском мюзикле Grounded, по сюжету которого моя героиня рожала на сцене. Мне было очень тяжело, но я притворялась, что все в порядке, — сказала Энн Хэтэуэй в свежем интервью Vanity Fair и добавила, что в ближайшее время играть матерей не хотела бы точно. — Как актриса я понимаю, что для развития в профессии мне нужно чаще выходить из зоны комфорта. Но на площадке „Материнского инстинкта“ я даже не могла есть. Из-за пандемии все затянулось, и к началу съемок мой старший сын Джонатан был примерно одного возраста с Бэйленом [Билицем], который сыграл моего ребенка. Я решила не отказываться от роли, только чтобы не подводить Джессику [Честейн], с которой мы продюсируем фильм, и команду».

Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн в фильме «Материнский инстинкт»

«Материнский инстинкт» — уже вторая экранизация одноименного бестселлера Барбары Абель (первая, авторства француза Оливье Массе-Депасса, вышла в 2018-м) и режиссерский дебют опытного оператора Бенуа Деломма («Мальчик в полосатой пижаме», «Вселенная Стивена Хокинга», «Один день»). Съемочной команде он даровал полную творческую свободу — разумеется, в рамках бюджета. «Это не крупнобюджетное кино, так что говорить о бесконечных ресурсах не приходится: нужно было ужиматься и прикидывать, на что тратить деньги. Но отсутствие больших финансовых возможностей компенсировалось свободой творчества, — говорит в интервью The Blueprint художник по костюмам Митчелл Треверс, одевавший героев „Стриптизерш“ с Джей Ло, „В прямом эфире“ с Эммой Томпсон и „Джорджа и Тэмми“ с Джессикой Честейн и Майклом Шенноном. — Никто из брендов одежду для фильма не предоставлял. Абсолютное большинство вещей в кадре — родом из 1950-х и 1960-х. Пришлось задействовать все свои контакты и подключить к поиску проверенных поставщиков винтажа».

Место и время действия 

Джессика Честейн в фильме «Материнский инстинкт»
Джессика Честейн в фильме «Материнский инстинкт»

«На второй минуте фильма в кадре появляются два дома: в голубом живет Селин (Энн Хэтэуэй), в зеленом — Элис (Джессика Честейн), — говорит Митчелл Треверс. — Первый выглядит более консервативно: он оформлен традиционно, в духе других домов безымянного американского городка, в котором разворачивается сюжет. На фасаде нет никаких смелых орнаментов и контрастных деталей. В каком-то смысле этот кадр — ключ к пониманию главных героинь: они вроде и похожи между собой (обе домохозяйки, жены и матери мальчиков одного возраста), но при ближайшем рассмотрении видно, сколько у них отличий.

Фильм «Материнский инстинкт», 2024

Точный год действия в сценарии не указан. Мы остановились на конце 1950-х — начале 1960-х. С точки зрения моды это интересное время: классические женственные силуэты еще не сменились трапециевидными. Если героиня Энн выглядит как что-то среднее между Джеки Кеннеди и типичной американской домохозяйкой среднего класса конца 1950-х, то Джессика экспериментирует с принтами, цветами и силуэтами. Какого-то конкретного прототипа, как в случае с Селин и Джеки, у Элис не было. Я в целом проделал хороший ресерч: изучил архивные номера Vogue, каталоги J.C. Penney, ассортимент магазинов того периода. Ведь большинство американок в те времена поступали как? Листали модные журналы, выбирали симпатичные силуэты и искали похожие в каталогах и в универмагах — или шли с вырезками к швеям. Когда я продумывал гардеробы героинь, то представлял себя на их месте: какие платья и украшения они выбирали сами, а какие привозили из командировок мужья и дарили на праздники? В общем, сочинял истории».

Каталоги J.C. Penney

Джеки Кеннеди

Отчаянные домохозяйки Селин и Элис

в исполнении Энн Хэтэуэй и Джессики Честейн

Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн в фильме «Материнский инстинкт»
Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн в фильме «Материнский инстинкт»

«Селин и Элис проводят время одинаково: готовят завтраки, обеды и ужины, провожают детей в школу, а мужей — на работу, убираются и ухаживают за садом. Но если героиня Энн Хэтэуэй в этой роли чувствует себя максимально органично, то Джессике в таком мирке тесновато, и в костюмах это тоже чувствуется: она носит платья более свободных силуэтов, с пышной юбкой и яркими принтами. Принты вообще играют в фильме большую роль: по мере того, как у героини Джессики развивается паранойя, они становятся ярче и абстрактнее. Я работал с Джессикой [Честейн] много раз, и она, как и Энн, всегда принимает активное участие в создании костюмов. В этот раз Джессика прямо сказала, что ей должно быть удобно сидеть на полу и возиться в саду: важно, чтобы нигде ничего не жало, а туфли на каблуках были удобными. С туфлями вообще сложно: это все винтаж, и некоторые пары буквально разваливались. Нужно было потратить много времени на то, чтобы подклеить подошву и найти новые ремешки. С платьями то же самое: на многих были дырки, прожженные сигаретами. Все пришлось зашивать, а вещи светлых оттенков — еще и отбеливать.

Ребенок Селин погибает в самом начале фильма, и большую часть экранного времени героиня Энн Хэтэуэй держит траур. В те времена траурная мода была, конечно, не так распространена, как в начале века. Но героиня, как вы поняли, консервативных взглядов, поэтому я решил подойти к созданию ее траурного наряда со всей ответственностью. Самая дорогая вещь в фильме — черная вуаль из итальянского кружева. Я выбирал из 15 вариантов, и все не подходили: были недостаточно плотными. Шестнадцатый подошел идеально — но и стоил безумных денег».

Бабушка Джин

в исполнении Каролин Лагерфельт

«В изначальной версии сценария Джин была такой типичной бабушкой, которая любит нянчиться с внуком, готовить пироги — и одевается очень консервативно. Но когда на роль утвердили Каролин Лагерфельт („Сплетница“, „С большой буквы“, „Доктор Хаус“), стало понятно, что образ нужно менять: актриса очень колоритная, она разбирается в винтажной одежде и интересно одевается. На первую же примерку Каролин пришла со своими предложениями. Я усложнил ее костюмы: добавил больше ярких цветов, украшений, головных уборов. Жаль, что ее героине досталось так мало экранного времени — я бы хотел, чтобы в фильме она сменяла минимум 12 нарядов».

«Белые воротнички»

в исполнении Джоша Чарльза и Андерса Даниэльсена Ли

«Вообще мужская мода 1960-х — очень интересная. Тут тебе и цвета, и принты, и фактуры. Много сложных образов. Но в этом фильме эксперименты не подразумевались: мужья главных героинь — сотрудники крупных компаний, которые хорошо зарабатывают, но большую часть времени (в том числе экранного) проводят на работе, так что пришлось остановиться на классических костюмах и белых рубашках».

Школьники Макс и Тео

в исполнении Бэйлена Д. Билица и Имона Патрика О’Коннелла 

«Когда я копался в архивах, нашел какой-то старый альбом католической школы года 1962-го. Меня удивило, что с тех пор школьная форма [в католических школах] особенно не изменилась: пиджаки, рубашки, галстуки, шорты или брюки с высокими носками. Все довольно официально. Сыновья Селин и Элис учатся в одном классе — и одеваются одинаково. Для Тео можно было придумать больше образов: всяких футболок, поло, шортов и рубашек. Но я специально не стал этого делать. Мне кажется, это отлично работает на главную идею фильма: со стороны кажется, что одного мальчика можно спокойно заменить другим».

Школьники
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}