Blueprint
T

Как я стал: Дмитрий рябков

фото:

АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В рубрике «Как строить карьеру» профессионалы креативной индустрии рассказывают, как искали себя, с какими трудностями сталкивались и как пришли к должности, которую занимают сегодня. В новом выпуске продюсер Кунстхалле Баден-Бадена и немецкого павильона на 60-й Венецианской биеннале Дмитрий Рябков вспоминает этапы своего карьерного пути — от волонтерства на Уральской индустриальной биеннале до продюсирования павильона на биеннале Венецианской.


Место рождения: Березовский, Россия, 1996

Образование: УрФУ, факультет международных отношений, 2014–2018

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Практически каждый мой день на Венецианской биеннале выглядел следующим образом:


7:00 — подъем

7:30 — лучший кофе в Венеции (Bar Mio, via Garibaldi)

с 8:00 — начало рабочего дня (почта, письма, список задач на день)

12:00 — обед

с 13:00 — работа на площадке, остров La Certosa

19:00 — на вапоретто (речной трамвай в Венеции) и прямиком в ресторан на ужин

с 21:00 — лучшие разговоры с коллегами на сон грядущий


2015

Уральская индустриальная биеннале современного искусства, волонтер

О детстве в Березовском:

«В моем случае все действительно началось с детства. Я всегда был окружен искусством, балетом, литературой. С четырех лет мама стала водить меня в театры, музеи. В шесть лет я пошел в школу и тогда же впервые увидел “Лебединое озеро” в Екатеринбургском театре оперы и балета. Я оказался совершенно очарован красотой, музыкой, танцем и искусством в целом. Так продолжалось все мое детство. Дома была огромная библиотека, и потому меня постоянно окружали разные истории. Мне кажется, моя история начинается с историй других героев, которые вдохновляли меня своими подвигами, биографиями, любовными историями на страницах произведений.


В один прекрасный момент мама отдала меня в художественную школу. И уже там моя любовь к искусству сформировалась окончательно, школа заложила прекрасный фундамент. Мы изучали историю искусств, занимались живописью, рисунком, композицией (мой самый любимый предмет), скульптурой, летом — обязательно пленэр. В школу я ходил с огромным удовольствием, потому что только там мог чувствовать себя самим собой — закончил ее и получил полноценное дополнительное образование. Правда, потом (неожиданно для себя) понял, что хочу быть дипломатом. Даже участвовал в выборах в молодежный парламент в школе и выиграл их. Был очарован политикой, и в этот период моя история с искусством на какое-то время встала на паузу».


Об учебе:

«Я был настолько увлечен политикой, что действительно думал, что хочу связать свою жизнь с Российским государством. В школе нам даже удалось реализовать пару социокультурных проектов в сотрудничестве с местными предпринимателями и администрацией города. При этом хотелось заниматься чем-то, связанным с языками, историей, философией, потому выбор пал на международные отношения. Я получил классическое гуманитарное образование, о чем совершенно не жалею. Это было счастливое время. Вторым языком я изучал итальянский (что, надо сказать, очень пригодилось мне во время работы на Венецианской биеннале), по вечерам ходил в шведский клуб, там также учил язык. Я так и не переехал в Екатеринбург: Березовский находится в 30 минутах, потому я каждый день просыпался в семь утра, отправлялся на пары и возвращался поздним вечером».

2017

Уральская индустриальная биеннале современного искусства, медиатор

О волонтерстве на Уральской биеннале:

«На втором или третьем курсе у нас был такой предмет — “Политические теории”, который вел Дмитрий Москвин. На тот момент он сотрудничал с Государственным центром современного искусства, это было еще до его слияния с Пушкинским музеем. Помню, была большая лекция, человек на сто, где он обмолвился, что есть такая Уральская индустриальная биеннале современного искусства, и она ищет волонтеров. Я отправил заявку и каким-то чудесным образом прошел.


Меня поставили к двум прекрасным иностранным художникам (особенно запомнилась Катрин Бьокка), которым я помогал по самым различным мелочам: показывал им все вокруг, помогал снимать деньги в банкомате, присутствовал на монтаже. Это был мой первый опыт участия в таком масштабном мероприятии, и это было восхитительно. Самое прекрасное — ощущение себя частью такого большого международного проекта, где большинство художников и кураторов — иностранцы. Я был готов присутствовать на площадке 24/7 и делать все, что угодно: помню, мы готовились к перформансу, и нужно было притащить огромный тяжеленный пакет с землей. Я тащил его и просто умирал, а в какой-то момент на лестнице он порвался. Конечно, это тогда казалось настоящей катастрофой, но мы быстро справились с ней, и подобных казусов, конечно же, было много. Я все проживал впервые и, как сейчас понимаю, приобретал абсолютно бесценный опыт».


2018-2020

RDI. Creative, менеджер проектов

О программе медиации:

«В 2017 году я подал заявку уже на медиатора. В этот момент в моей жизни появилась Даша Маликова, которая сыграла очень важную роль. Она была куратором программы медиации, куратором публичной программы, и, к счастью, они выбрали меня среди очень большого количества желающих. Этот медиаторский курс был абсолютно бесценным. Полгода с нами работали психолог, искусствоведы, специально приглашенные спикеры из Швейцарии, которые на тот момент уже практиковали медиацию и могли объяснить нам ее ключевые принципы. Мы читали тексты по искусству, очень много разговаривали, учились взаимодействовать с аудиторией. Этот опыт личностно изменил меня, дал мне очень много. В течение двух с половиной месяцев я работал медиатором на 4-й Уральской биеннале. Тогда я понял: “Да, Дима, вот здесь ты себя чувствуешь лучше всего. Тебе здесь комфортно. Здесь ты хочешь строить свою карьеру, развиваться и так далее”».


В тот же момент Даша порекомендовала меня куратору специального проекта Свете Усольцевой как ассистента. Это была моя первая ассистентская работа. Уже сейчас я понимаю, сколько Света на самом деле сделала для меня и сколько не сделал я в силу того, что это был мой первый опыт. Ты вроде бы делаешь все, но у тебя пока еще нет инструментов, ты их не наработал, не чувствуешь художников так, как мог бы, будучи с опытом. Еще не знаешь всех тонкостей продакшна, монтажа или бюджетирования. Но я вел коммуникацию, у меня был английский. Я старался много помогать Свете, и это был настоящий опыт огнем, водой и медными трубами. Я начал обрастать контактами (в Екатеринбурге арт-комьюнити очень маленькое). Тогда я понял, что мне точно нужно в Москву. В плане искусства прыгать выше было некуда".


О неоплачиваемых стажировках и волонтерстве:

«Весь вопрос в том, как ты себя настраиваешь и что хочешь получить от этого опыта. В тот момент я не думал ни о каких деньгах. Честно признаюсь, на наделю мама давала мне 2000 рублей, и я существовал в рамках этого бюджета. Конечно, я в них так или иначе нуждался, но первостепенным для меня было участие в Уральской биеннале. Я понимал, что смогу поработать с двумя международными художниками (один — американец, проживающий в Шанхае, вторая — из Нидерландов). Для меня это выглядело как абсолютная сказка, потому что я очутился в мире, о котором раньше только слышал. Плюс сама площадка 3-й Уральской биеннале — гостиница “Исеть”, один из выдающихся памятников конструктивизма. На моих глазах создавалась история, в том числе искусства, в конкретном контексте и месте, в моем городе. Для меня это было гораздо важнее любых денег.


Я думаю, важно задавать себе несколько вопросов перед тем, как соглашаться на неоплачиваемый опыт: “понимаю ли я, чего я хочу от этого опыта? Куда он меня приведет? Зачем он мне нужен?”. Только так вы не потратите время впустую».


2020–2022

Уральская индустриальная биеннале современного искусства, личный ассистент куратора и главный координатор основного проекта

О правилах нетворкинга:

«Все отчетливее понимаю, что коммуникация — ключ ко всему. Но важно развивать умение просто общаться с людьми и умение вести нетворкинг. У меня есть целая система, несколько правил и таблица в Excel со всеми контактами, которые я приобрел за годы работы в индустрии. Помимо имени, фамилии, организации и, собственно, контакта я делаю пометки о том, на чем закончился наш последний диалог с человеком или какие есть особенности общения с ним.


Раскрою еще парочку правил. Первое — если просишь, проси о малом. О чем-то, что человек может сделать для тебя за 15 минут. Например, показать кому-то резюме. То есть ты не можешь сразу просить взять тебя на работу. Сперва нужно выстроить связь с человеком. Второе — регулярно напоминай о себе. Лично мне в этом помогает моя система с таблицей, так как я ловлю инсайт в нашем разговоре, запоминаю книгу, например, которую мы обсуждали, фиксирую это для себя. А через пару недель, например, прошу скинуть ссылку на ту самую книгу. Или еще каким-либо образом возвращаюсь к нашему разговору, тем самым показывая собеседнику свою вовлеченность.


У меня всегда были также списки людей из индустрии, с которыми мне хотелось бы познакомиться лично. Мы все крутимся в общем поле, поэтому я никогда не сомневался, что наша встреча произойдет. И я всегда был очень открыт, мне искренне был интересен человек. То есть я хотел познакомиться с ним или с ней не из корыстных побуждений, а потому, что искренне восхищался и был заинтересован в опыте этого человека, его личной истории. Мне кажется, именно поэтому мне удалось выстроить такое большое количество теплых взаимоотношений и действительно эмоциональных связей (а это очень важный момент) с людьми из сферы искусства».


О переезде в Москву:

2022-2023

"После школы я совершенно об этом не думал. Мне казалось, что я найду свое место в Екатеринбурге. Но затем на втором курсе мы поехали на конференцию по гендерному неравенству, которая проходила на базе МГИМО и РЭУ им. Плеханова. Тогда я впервые увидел Москву и понял, что это и есть город моей мечты. Я совершенно не понимал, как перееду туда, но чувствовал, что меня ждут (конечно, никто меня не ждал).


Дом культуры «ГЭС-2», продюсер выставочных проектов

Здесь мне вновь помогли теплые контакты — как-то во время работы медиатором я пригласил на ужин куратора Лизу Савину. Рассказал, что мечтаю о переезде, нужно только защитить диплом. Оставалось несколько месяцев, и мы договорились с Лизой, что я отправлю ей свое резюме ближе к делу. В итоге в день моей защиты она пишет мне: «Срочно присылай резюме!». Оказалось, мной заинтересовалась Виктория Кондрашова, директор фонда Aksenov Family Foundation и генеральный директор RDI.


Я срочно собрался в Москву, приехал, и меня позвали на собеседование в Pino на Патриарших. Можете себе представить мое волнение, но по итогу это был крайне приятный и вдохновляющий разговор. Я начал свою работу в RDI на позиции менеджера проектов, и почти сразу же мы с командой отправились в Вену на ярмарку viennacontemporary. В этот момент в жизни появился еще один важный человек — Марина Виноградова. В тот момент она была куратором Aksenov Family Foundation, за ее плечами был большой опыт работы в галерейном бизнесе. На тот момент она меня очень поддерживала, научила многим вещам. И в целом Вена стала для меня неким выстрелом — первый большой опыт, и сразу за рубежом, на английском, среди большого количества влиятельных художников, кураторов. Плюс мы занимались на этих проектах абсолютно всем: работали с гостями, организовывали ужины, помогали с монтажом. Это как раз тот опыт, который зачастую и ждут работодатели, когда запрашивают несколько лет в конкретной индустрии. Вроде бы сложно сформулировать по пунктам, чему конкретно ты научился, но комплексно ты умеешь очень многое".


О продюсировании Уральской индустриальной биеннале:

«Возможно, самый масштабный опыт в моей жизни, который случился, благодаря Алисе Прудниковой, которая пригласила меня. Биеннале состояла из 70 с лишним проектов с более чем шестью десятками художниками, из которых тридцать с лишним мы привезли из-за рубежа (что было удивительно во время пандемии). Тема звучала как “Время обнимать и уклоняться от объятий”. Большую часть команды я знал еще с периода работы волонтером в 2015 году. Весь процесс подготовки ощущался как абсолютная эйфория. Я никогда в жизни столько не работал. Просто жил коммуникациями, людьми, художниками, продакшн-площадками, оборудованием. 1000 и одной задачей. И это был действительно уникальный опыт с уникальной командой и художниками, которому я очень благодарен. Мы закрыли биеннале 5 декабря 2022 года. Многие проекты, которые были показаны там, в силу своей смелости и свободы сегодня невозможно представить. Помню еще, что перед возвращением в Екатеринбург думал: “Точно ли это правильно? Не делаю ли шаг назад?” Оглядываясь, понимаю, какой же был глупец. Это возвращение стало огромным скачком вперед для меня».


О переезде в Германию:

«Возможность переезда в Германию пришла ко мне еще в конце 2021 года. Одной из кураторов Уральской биеннале была Чала Илэке, директор Кунстхалле Баден-Бадена. В какой-то момент она пригласила меня к себе в команду и спросила, готов ли я. Мне было интересно, мы перешли к переговорам. Но на тот момент возникло множество препятствующих факторов, связанных в основном с немецкой бюрократией и документами. А далее случилось 24 февраля. Я, конечно, был в абсолютном шоке и крайне раздавлен, не мог поверить в то, что с моей страной когда-либо произойдет подобное. Проекты начали отменяться один за другим. История с Германией также встала на паузу, и в этот период в моей жизни появился «ГЭС-2», куда меня вытащила из Екатеринбурга программный директор Алиса Прудникова.


Здесь хочу сказать всем тем, кто интересуется продюсированием в современном искусстве и находится сейчас в России — «ГЭС-2» станет для вас отличной школой. У институции есть все возможности (пусть не без некоторых ограничений), в том числе материальные, что крайне важно в продакшне, а также команда сильнейших профессионалов. Особенную благодарность испытываю к Ксении Макшанцевой, которая неустанно помогала, оберегала и направляла все то время в «ГЭС-2». Я проработал там меньше года, но это было прекрасное время.


В мае 2023 года мне наконец удалось собрать все подтверждения и получить документы. Здесь тоже, конечно, абсолютно судьбоносным человеком для меня стал генеральный консул. В рамках биеннале нам удалось пересечься с ним на одном из приемов, а затем, когда мне понадобилось подавать документы на визу, в визовом центре не оказалось свободных слотов. Так вот я написал консулу личное большое письмо, где, сдерживая эмоции (но все же не без них), пересказал свою историю. Последний абзац был в духе того, что я шел к этой цели последние несколько месяцев. Видимо, слова повлияли, и для меня выделили один-единственный слот. Все сложилось, и в июле 2023 года я прилетел в Германию".


июнь 2023—
настоящее время

Кунстxалле Баден-Бадена, продюсер


О работе в Кунстхалле и в Венеции:

«Могу сказать, что с точки зрения продюсирования специфика твоей работы на российском и немецком рынках мало чем отличается. Ну и надо сказать, что Уральская биеннале и опыт ее продакшна — конечно, масштабнее, нежели павильон в Венеции. Но вместе с тем Венецианская биеннале — это средоточие всех самых важных людей в мире искусства. Венец успеха для многих художников. Для кого-то это и вовсе один-единственный раз в жизни. И конечно, этот опыт перевернул мое сознание. Никогда я не думал о том, что мне выпадет возможность провести 30 дней в Венеции, о которой я все свое детство слышал на уроках искусства.


Приехав, я начал погружаться в работу постепенно. Начал учить язык, погружаться в архивы в пространствах библиотек, постепенно встраиваться в структуру (все же Кунстхалле — это именно государственная институция). Так я провел все лето. Далее меня постепенно начали подключать к продюсерски ориентированным проектам и программам. И затем случилась первая выставка No other cure none other than words in talking, ее мы открыли буквально в марте, месяц назад. Затем Чала предложила мне стать одним из продюсеров немецкого павильона.


По сути, у меня было не очень много времени, чтобы погрузиться в контекст. Немецкий павильон в этом году состоял из двух площадок. Я был полностью как продюсер ответственен за ту, что располагалась на острове La Certosa, недалеко от Джардини. На ней выставлялись четыре саунд-художника: Михаэль Аксталлер, Роберт Липпок, Николь Льюльер и Ян Ст. Вернер. Здесь опять же история замкнулась, так как именно этих четырех художников мы показывали в Екатеринбурге в 2021 году. Для меня этот опыт был уникальным еще и с точки зрения того, что я впервые работал снаружи, был един с природой в ее первозданном виде».


2024

60-я Венецианская биеннале, один из продюсеров павильона Германии

Остров La Certosa

Об участии продюсера в художественной концепции:

«Идею разрабатывают художник вместе с куратором, а ты — продюсер, скорее, являешься связующим звеном между идей художника и реальным миром. То есть от тебя напрямую зависит, как она будет реализована, как вы будете двигаться, как организуется весь монтажный период. Это некий танец. Бывает и так, что идея, которая пришла художнику, нереализуема. И тогда ты приходишь к нему и начинаешь диалог: “Давай мы посмотрим вместе, что ты предлагаешь? Можем ли мы сделать это так или иначе?” В выстраивании этой коммуникации между разными звеньями команды мне опять же очень помог опыт медиации. Все то, что было заложено еще тогда, в 2017 году. Умение коммуницировать — это очень важно. В искусстве очень много эмоций, эго, на кон может быть поставлено очень многое. Потому ты должен быть сконцентрирован и на протяжении всего процесса сохранять холодный рассудок».


Павильон Германии, Венецианская биеннале 2024

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}