Каллиграф
Николя Ушенир
Каллиграф Николя Ушенир
ТЕКСТ: ЛИДИЯ АГЕЕВА | ФОТО И ВИДЕО: ДАРЬЯ СВЕРТИЛОВА
ТЕКСТ: ЛИДИЯ АГЕЕВА
ФОТО И ВИДЕО: ДАРЬЯ СВЕРТИЛОВА
Самый востребованный каллиграф модной индустрии Николя Ушенир встретился с нами в своем парижском ателье и вывел синими чернилами The Blueprint — специально для The Paper Issue.
Представьте, вам приходит картонное приглашение на мероприятие, а на нем ваше имя, где каждая буква выведена от руки? Если все это происходит в Париже, то, скорее всего, за буквами ручной работы стоит каллиграф-самоучка Николя Ушенир. Харизматичный парижанин пятнадцать лет назад буквально перевернул мир каллиграфии с ног на голову, разрушив стереотип о японских старцах перед рулонами бумаги и арабских мудрецах, переписывающих суры Корана. Николя подарил гостям парижских галерей, а затем и мероприятий модных марок волшебное ощущение персонального приглашения: как можно не зайти на презентацию или не прийти на ужин марки, если ваше имя стало произведением искусства? По словам Ушенира, в 98% случаев гость обязательно придет.
В списке его клиентов целое собрание модных домов (Miu Miu, Louis Vuitton, Chanel, Sonia Rykiel, Rick Owens, Hermès, Dior, ACNE, Chloé, Ulyana Sergeenko, Ami... — всего во время Парижской недели моды его застрахованная на миллионы рука выводит 20 000 приглашений) и самых известных люксовых инстанций: приглашение на Fashion Festival французского Vogue и новое лого парижского отеля «Ритц» — тоже его рук дело. Однажды заказав работу в ателье Николя, все они остались его верными клиентами. Для каждого — свой шрифт, Ушенир никогда не повторяется, единственное исключение — его собственный почерк, которым он решил украсить институт красоты Darphin на Сент-Оноре, только что открывшийся после ремонта, и коробочки макарон и витрины Ladurée, их мы увидим уже совсем скоро — к Новому году и Рождеству.
КОМАНДА
Команда Atelier Nicolas Ouchenir — это мой помощник каллиграф Клеман, ассистент Кентен и я. Мы сидим в одной комнате, но за разными столами и постоянно смеемся. Только так можно переносить стресс от бесконечных дедлайнов.
АТЕЛЬЕ
Мой офис находится в двух шагах от Елисейских Полей — на улице Мариньян: это королевское расположение, потому что многие мои клиенты рядом, на авеню Монтень. Это не промышленное здание, а особняк с квартирами, мы с бойфрендом Уго Мата живем здесь же, но этажом выше. Его студия — в том же пространстве, что и мое ателье, только слева от входа.
ИНСТРУМЕНТЫ
Мои любимые чернила — Montblanc (для нашей съемки Николя использовал цвет Royal Blue. — Прим. ред.). Когда я рисую, в ход идет все: кисти, пальцы, перьевые и шариковые ручки, деревянный калям из Индии. Но мой главный инструмент — мои руки. Правая от кончиков пальцев до локтя застрахована на миллионы евро, поэтому мне нельзя кататься на мотоцикле или заниматься серфингом. Но, конечно, не стоит преувеличивать, я почти ни в чем себе не отказываю, а страховка — это вынужденная мера, чтобы защитить моих клиентов.
ФОРМА
Я всегда одеваюсь во все черное. Скорей откажусь от белых рубашек и голубых Levi’s, чем от любимых клякс — это мой фирменный знак. Если увидите кляксу и выведенные от руки буквы — это я!
РАБОЧИЙ ДЕНЬ
У меня нет рабочего графика. Каждый день не похож на другой. Бывает, работаю всю ночь. Часто путешествую: завтра отправляюсь в Нью-Йорк на десять дней делать персональные гравировки на браслетах Le Gramme в универмаге Barneys. А сразу после нашего интервью у меня мастер-класс в отеле George V.
ПРОЕКТЫ
Вдохновением для моих первых приглашений для галереи JGM Galerie
(ее основатель — Жан-Габриэль Миттеран, сын легендарного президента Франции) стал почерк моей подруги Ники де Сен-Фалль. А потом ко мне стали обращаться дизайнеры один за другим: первым стал сам Ив Сен-Лоран, затем Миучча Прада попросила сделать ей приглашения для марки Miu Miu. Самый безумный проект — приглашения, написанные кровью, для свадьбы русского олигарха. А самый сложный — бесконечные любовные признания: сложно придумать почерк, когда это не твоя история любви.
НАГРАДА
Я не верю в смерть бумаги и журналов. Скорее, наоборот, мне кажется, что интернет когда-нибудь останется в истории. Как вы понимаете, я не фанат новых технологий, но в этом году я выиграл престижную награду Webby за совместный проект с сайтом Signature International о Пите Доэрти.
Мой главный инструмент — мои руки. Правая от кончиков пальцев до локтя застрахована на миллионы евро, поэтому мне нельзя кататься на мотоцикле или заниматься серфингом.
КЛИЕНТЫ
Я абсолютно независим и работаю как с крупными домами моды и марками (BNP Paribas, Moët & Chandon, Renault), так и с начинающими дизайнерами. Когда ко мне обратился за помощью Александр Маттиусси, мне так понравились его работы, что я предложил сделать для него приглашения бесплатно. Важно верить в людей! Сейчас, когда его марка Ami стала мегабрендом, конечно, он платит мне, как и другие клиенты.
ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
Для нового спектакля мы с Мари-Аньес Жилло, звездой Парижской оперы, отправились в тюрьму в Арле, где она разговаривала с 13 осужденными пожизненно, а я тем временем рисовал их портреты (каждый выбрал свое любимое слово — «путешествие», «приключение», «свобода»...). Их можно увидеть на огромных проекциях, сопровождающих танец Мари-Аньес, в Театре Елисейских Полей.
МУЗА
Карин Ройтфельд. Кажется, мы знаем друг друга всю жизнь. Вы знаете, что она русская? Каждый Старый Новый год мы идем праздновать в Caviar Kaspia на Мадлен. Однажды они попросили меня ее нарисовать, так появилась фарфоровая матрешка — копия Карин. Внутри — шесть стопок, графин и черная икра.
СУПЕРЦЕЛИ
Многие меня спрашивают: как ты вообще себя содержишь со своей каллиграфией? На самом деле сегодня это очень развитая сфера с безграничными возможностями для роста. Проект персональных табличек для мотоциклов Harley-Davidson — почему нет? Надпись на драгоценных камнях, которую можно увидеть только при солнечном свете? Уверен, и это возможно! Мечтаю поработать с моим любимым режиссером Мишелем Гондри и актером Робертом Де Ниро. Вы слышали, как он говорит? У него такой изумительный голос — в нашем фильме Де Ниро бы мог зачитывать свои прямолинейные высказывания о жизни, я бы их записывал, а на заднем плане — скрип моего каляма, выводящего буквы на бумаге.