Blueprint

50 оттенков Грей

T

    50

оттенков

   

Грей

ТЕКСТ: 
ОЛЬГА МАМАЕВА

9 августа — день рождения великой Эйлин Грей, одной из немногих женщин в истории мирового дизайна, которая изменила его навсегда. The Blueprint признается в любви аристократке, бунтарке и моднице.


Жизнь Эйлин Грей — пожалуй, самый наглядный и увлекательный учебник по женской истории ХХ века. Во всяком случае, весь ее драматизм и парадоксальность она передает как нельзя лучше. Будущая икона мирового дизайна родилась в 1878 году в Ирландии в богатой аристократической семье. С самого детства Эйлин тяготела к традиционно «мужским» увлечениям — рисованию, архитектуре, черчению. Впрочем, быть художником она не собиралась, ее интересовал земной, вещественный мир, но архитектурное образование женщинам тогда еще было недоступно. Выбор оказался невелик, но Грей и здесь проявила неординарность, поступив в лондонскую художественную школу Slade, славившуюся не столько знаменитыми выпускниками, сколько царившими там свободолюбивыми нравами. Эйлин оказалась в своей среде.


Уже во время учебы девушка увлеклась изучением дальневосточной техники лакировки мебели, которую прекрасно освоила и в дальнейшем многократно использовала в работе над своими знаменитыми стульями. В 24 года Грей перебралась в Париж, чтобы продолжить художественное образование, и осталась здесь навсегда. Наследница огромного состояния, она не нуждалась в деньгах и постоянной работе, поэтому могла полностью посвятить себя светской жизни и творческим поискам. А они оказались нетривиальными: Грей увлеклась производством мебели на пару со своим новым знакомым, японским мастером-лаковщиком Сейзо Сугаварой. В 1922 году она открыла собственную галерею под мужским именем Jean Désert, где выставила все, что успела создать к этому времени. Предметы, которые она придумывала, были чрезвычайно радикальными и неожиданными для утонченной английской аристократки: подчеркнуто утилитарные, простые, будто сделанные для бедняков, местами даже грубые. Чего только стоят столики из стекла и хромированных трубок (Е.1027), которые напоминали то ли убранство больничного кабинета, то ли фрагмент заводского интерьера.


галерея  Jean Désert

Среди других знаковых изобретений Грей, например, черное кожаное кресло Bibendum — один из главных объектов мебельного дизайна ХХ века. Оно, наряду с другими предметами, было сделано в 1926 году для парижского бутика шляпок Матье Леви (первый крупный заказ дизайнера). Его полукруглая форма напоминает автомобильные шины Michelin — именно они вдохновили дизайнера, а необычное название кресло получило в честь надувного человечка Бибендума — символа компании. Стать обладателем Bibendum можно и сегодня — лицензированные копии легендарной модели производит компания ClassiCon, они украшают лучшие отели мира и частные дома. А на их цену с уважением посмотрела бы даже никогда не нуждавшаяся в деньгах Эйлин Грей. Не менее авангардной выглядит ширма Brick Screen, спроектированная дизайнером в 1922–1925 годах. Источником вдохновения вновь послужила промышленность, на этот раз не автомобильная, а строительная — ширма повторяет рисунок кирпичной кладки. Простое и смелое решение Грей породило массу реплик, пользующихся спросом до сих пор, а оригинал Brick Screen был продан на аукционе Christie’s за 1,3 млн евро.

Кресло Bibendum

ширма brick screen

Однако главное творение Эйлин Грей не связано с дизайном. Не имея архитектурного образования, она самостоятельно спроектировала дом — знаменитый Е.1027 в Рокбрюн-Кап-Мартен на Французской Ривьере, который называют иконой модернистской архитектуры. Грей построила его в 1926–1929 годах для своего молодого возлюбленного, румынского архитектора и критика Жана Бадовичи. Пятнадцатилетняя разница в возрасте не помешала их бурному роману, хотя в глазах светского Парижа союз выглядел откровенным мезальянсом: богатая и знаменитая Грей, всегда безупречно одетая, слишком уж оттеняла своего скромного спутника. Но саму Эйлин это нисколько не смущало, напротив, она воздвигла над Средиземным морем гигантский памятник своей любви. В названии дома Е.1027 зашифрованы их имена: Е — Эйлин (Eileen), 10 — номер буквы J (Jean) в английском алфавите, 2 — номер буквы B (Badovici), 7 — номер буквы G (Gray).


жан бадовичи

вилла е-1027

Белоснежная вилла с идеальной геометрией, продуманной планировкой и эргономикой во многом предвосхитила новаторскую архитектуру Ле Корбюзье, которого сама Грей откровенно недолюбливала. И было за что! Вскоре после завершения строительства Е.1027 пара рассталась, и дом оказался в собственности Жана Бадовичи (для себя Грей построила виллу Tempe à Pailla в Ментоне). В 1930-м здесь гостил его друг и коллега Ле Корбюзье — и, не спрося разрешения у бывшей хозяйки, расписал в доме семь стен (как внутри, так и снаружи). Эйлин Грей сочла это личным оскорблением и до конца жизни называла своенравного швейцарца вандалом. В 2015 году историю любви Грей и Бадовичи и их удивительного дома экранизировала ирландская режиссер и сценарист Мэри Макгакиан. Свой фильм «Цена желания» она снимала в подлинных интерьерах Е.1027, чем отчасти помогла его многолетней реставрации — работы велись в том числе на добровольные пожертвования. Она завершилась только в прошлом году усилиями фонда Cap Moderne Association и ассоциации Conservatoire du Littoral. Теперь знаменитая вилла открыта для всех желающих.



Вилла Tempe à Pailla

фильм «цена желания»

Вилла Tempe à Pailla

Еще один фильм — документальная картина Марко Орсини «Грей имеет значение» — рассказывает о творчестве Эйлин Грей и ее влиянии на мировой дизайн ХХ века. Несмотря на то что оно было огромным, и сегодня едва ли кому-то придет в голову с этим спорить, имя великой ирландки по-прежнему мало известно. Авторство Е.1027 нередко приписывают Ле Корбюзье, как и само звание первопроходца модернизма; копии знаменитых кресел и столов бесконечно тиражируют, забывая оригиналы. Отчасти это связано с общей проблемой вымывания женских имен из истории мирового искусства — этому посвящено знаменитое эссе Линды Нохлин 1971 года. Отчасти — с личностью самой Эйлин Грей, которая вызывала полярные оценки у современников. Она не боялась шокировать публику ни радикальным дизайном, ни вызывающим поведением. Например, разъезжала по Парижу на кабриолете вместе со своей любовницей певицей Дамиа и их домашней пантерой. Была нелюдима, редко выходила к гостям даже в собственном доме, не любила фотографироваться. Незадолго до смерти сожгла все свои фотографии, так что о внешности Грей можно судить лишь по нескольким снимкам, когда-то попавшим в прессу.


ПЕВИЦА ДАМИА И ПАНТЕРА

документальная картина Марко Орсини «Грей имеет значение»

 ЭССЕ ЛИНДЫ НЮХЛИН

Несмотря на европейскую славу, после войны она мало работала, полностью уйдя в частную жизнь. Уже в 1950-е казалось, что звезда Эйлин Грей окончательно зашла. Лишь в 1972 году в авторитетном журнале Architectural Review вышла большая статья историка архитектуры Джозефа Рикверта, посвященная наследию дизайнера. Тогда на нее вновь обратили внимание, а предметы интерьера, созданные Грей почти полвека назад, вновь стали модными во всем мире. В 1973 году в Лондоне и Дублине прошли ее первые персональные выставки, а через три года Эйлин Грей умерла, не дожив до ста всего двух лет.


Сегодня мебель Эйлин Грей можно найти не только в музеях и частных коллекциях. Лицензированные копии ее столов, стульев и кресел выпускает компания ClassiCon. Приобрести оригинал тоже можно: так, в 2009 году на торгах Christie’s продавали коллекцию Ива Сен-Лорана (Yves Saint Laurent) и Пьера Берже (Pierre Bergé). В числе самых дорогих лотов было кожаное кресло с деревянными подлокотниками Dragons от Эйлин Грей. Оно ушло с молотка за рекордные 28 млн долларов — так высоко дизайнерскую мебель еще никогда не оценивали. Однако едва ли это последний рекорд, связанный с наследием Эйлин Грей: в частных коллекциях по всему миру хранится множество оригинальных образцов, к которым она приложила руку. Можно не сомневаться, что когда-нибудь и они возьмут свои многомиллионные высоты. Стоит только подождать — дочь баронессы не привыкла спешить.



КРЕСЛО GRAGONS

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}