Стиль в фильме: «Пикник у Висячей скалы»
В 1975 году вышел «Пикник у Висячей скалы», который не только спровоцировал подъем австралийского кинематографа, но и поддержал американский тренд на кружевные платья-миди с орнаментальной вышивкой. 40 лет спустя у нас есть целая плеяда австралийских актеров — от Николь Кидман до Хью Джекмана, а дома моды и глянцевые журналы по-прежнему отдают дань этой уникальной картине.
•
В
последний День святого Валентина в XIX веке, 14 февраля 1900 года, группа воспитанниц австралийского частного колледжа под Мельбурном отправляется на пикник у Висячей скалы, но обратно возвращаются не все. Это практически полный синопсис картины, в которой есть детективный мотив, но отсутствует разгадка, а цитата Эдгара По, открывающая фильм — «Что видим мы и что видят в нас есть только сон и сон внутри другого сна», — объясняет гораздо больше, чем любые гипотезы. Дымчатый полурасфокус камеры и убаюкивающая музыка создают ощущение потусторонности происходящего, а белоснежные платья намекают на призрачность учениц.
В последний День святого Валентина в XIX веке, 14 февраля 1900 года, группа воспитанниц австралийского частного колледжа под Мельбурном отправляется на пикник у Висячей скалы, но обратно возвращаются не все. Это практически полный синопсис картины, в которой есть детективный мотив, но отсутствует разгадка, а цитата Эдгара По, открывающая фильм — «Что видим мы и что видят в нас есть только сон и сон внутри другого сна», — объясняет гораздо больше, чем любые гипотезы. Дымчатый полурасфокус камеры и убаюкивающая музыка создают ощущение потусторонности происходящего, а белоснежные платья намекают на призрачность учениц.
Белый в картине носят исключительно воспитанницы колледжа, никто кроме них не достоин облачиться в этот девственно-невинный цвет.
Девушки с фотографий Дэвида Хэмилтона чувственно затягивают друг на друге корсеты поверх дневных сорочек, героини полотен Боттичелли («Теперь я знаю». — «Что вы знаете?» — «Я знаю, что Миранда — это ангел Боттичелли») поправляют нижние юбки и летящие кружевные платья. «Пикник» сложно назвать костюмной драмой (в градации кинокритиков он постоянно мечется где-то между мистицизмом Линча и ужасами Шьямалана), тем не менее мода 1900 года здесь воссоздана с такой скрупулезностью, что художник по костюмам Джудит Дорсман была номинирована на BAFTA и удостоена премии Австралийской академии кинематографа и телевидения.
Основная стилистическая канва картины, впоследствии многократно цитируемая художниками и дизайнерами, выстроена вокруг наглухо закрытых платьев-миди вытянутого силуэта с так называемой «голубиной грудкой» — небольшим припуском на груди и одного из самых распространенных элементов женского платья рубежа XIX–XX веков — кружева: шитого и вязаного, шелкового и хлопчатобумажного, белоснежного и кремового, брюссельского и ирландского — кружево здесь повсюду. Джудит Дорсман не забыла также о характерных для начала XX века высоких воротничках, прическах в стиле девушек Гибсона, соломенных шляпках-канотье, вязаных чепчиках, круглых очках, изящных кулонах, атласных лентах, узорчатых зонтиках (гарантия благородной белоснежной кожи) и белых перчатках. К слову, белый в картине носят исключительно воспитанницы колледжа, никто кроме них не достоин облачиться в этот девственно-невинный цвет. Все мужчины без исключения одеты в оттенки коричневого и серого, а преподавательницы — в темно-синий, темно-бордовый или черный. Практически до самого финала Дорсман не использует ярких цветов — тем неожиданнее и сильнее работает насыщенно-алая накидка на чудом выжившей девушке (этим же приемом затем воспользуется Шьямалан в ленте «Таинственный лес»).
GIAMBATTISTA VALLI ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
STELLA MCCARTNEY ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
CHANEL ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
VALENTINO ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
Когда-то именно «Пикник у висячей скалы» подвигнул Софию Коппола на создание «Девственниц-самоубийц».
С момента выхода картины в 1975 году ею не вдохновлялся разве что ленивый. Каждый год кто-нибудь из режиссеров, дизайнеров и художников при создании собственных произведений так или иначе обращается к ее стилистике. Весенне-летняя коллекция Александра Маккуина в 2005-м, фотосессия Стивена Майзела для Vogue Italia в 2006-м, осенне-зимняя коллекция Rodarte в 2010-м, весенне-летняя коллекция Band of Outsiders в 2012-м, весенне-летняя коллекция Jenny Packham в 2014-м — далеко не полный список. Лето 2015 года в честь сорокалетнего юбилея фильма и вовсе превратилось в сплошной трибьют. Крупные новостные издания — от The Telegraph до The Guardian — выпустили статьи о стилистике и влиянии картины. Марк Джейкобс посвятил картине рекламный ролик своих духов Daisy Fragrance, режиссером которого выступила София Коппола (когда-то именно «Пикник» подвигнул ее на создание «Девственниц-самоубийц»). Erdem отдал дань картине весенне-летней коллекцией. Актрисы и близкие подруги Фиби Тонкин и Тереза Палмер снялись для австралийского Vogue в образе главных героинь картины в одежде Stella McCartney, Erdem, Nina Ricci, Balenciaga, Vivienne Westwood, Louis Vuitton, Prada, Miu Miu, Gucci, Dior и Jean Paul Gaultier. Американский Vogue выпустил фотосессию, стилизованную Грейс Коддингтон и отснятую Питером Линдбергом. Празднование сорокалетия достигло своего апофеоза, когда Николь Кидман появилась на сайте Vogue USA в платье а-ля «Пикник»: таким образом австралийская актриса отдала дань картине, с которой началось возрождение австралийского кинематографа. 2016 год не стал исключением, более того, весенне-летний тренд на белое кружево и ночные сорочки как нельзя лучше коррелирует с «Пикником у Висячей скалы».
Что надеть
Шляпа Fallenbrokenstreet, $120,
princesspolly.com
Платье Vita Kin, £1553,
matchesfashion.com
Кейп Simone Rocha, $1755,
farfetch.com
Дерби Lanvin, 945$,
ssense.com
Рубашка Gucci, £725,
gucci.com
Платье Makemechic, $24,
makemechic.com
Платье Saint Laurent, $2450
ysl.com
Платье Temperley London, £1267
net-a-porter.com
Платье Self-Portrait, £217,
net-a-porter.com
Берет Silver Spoon Attire, £126,
luisaviaroma.com
Платье Paskal, £390,
avenue32.com
Платье Philosophy, £290,
brownsfashion.com