Blueprint
T

близко к телу

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Новая выставка «Мода и спорт. С одного подиума на другой» в Музее декоративного искусства рассказывает об эволюции спортивной одежды за последние век-полтора и ее влиянии на современную моду. От кюлотов до лосин, от корсетов до топов, от пышных юбок да подъюбников с шерстяными трусами до бикини, от первых спортивных ботинок с шипами против скольжения до кроссовок Balenciaga — 450 предметов одежды и аксессуаров, а также фотографии, эскизы, журналы, плакаты, картины, скульптуры и видеоролики последовательно и обстоятельно ведут зрителя по этой экзистенциальной в общем-то истории о поиске комфорта. Мария Сидельникова прошла ее до конца.


Мария-Антуанетта верхом на лошади в штанах — виданное ли дело, когда на дворе XVIII век? Но что дозволено королеве, совсем непозволительно простой даме, даже с хорошей родословной. Ей все еще приходится скакать, сидя боком в седле, скромненько свесив в одну сторону две ножки, к тому же спрятанные под пышной юбкой. Физическое развитие как кодекс чести аристократа провозгласил придворный инфлюенсер Жан-Жак Руссо. Но физкультурой все равно занимались исключительно забавы ради. Даже само слово «спорт» происходит от старофранцузского desport, что означает веселье и развлечение. И только потом оно, поварившись в англоязычной среде, выскочит в своей современной семантике. Ремарка в сторону — всюду, где французам можно набрать очки в свою пользу, кураторы не упускают возможность это сделать. Мол, англичане, может, и спортивнее, но моду-то в спорт точно привнесли французы, и их превосходство неоспоримо. Все-таки на носу Олимпийские игры, поэтому выставка, безусловно, работает и на имидж тоже. Вершиной изящного шовинизма а-ля франсез выступают оригинальные мужские трусы под названием «Английская и французская голова» (1870–1880). Спереди на них изображена модная элегантная пара, оба причесанные, одетые с иголочки — все как надо. А на попе — мужик звериного вида с растрепанными бакенбардами и такая же диковатая дама ему под стать. Who is who? — догадайтесь с одной попытки.


Возвращаясь к спорту. В те далекие неспортивные времена — дело это было светское: растрясти съеденное, пококетничать. Специальных одежд для спортивных экзерсисов не требовалось. Вышли пять дев на лужайку поиграть в «волан» — прародитель тенниса — так на них чуть ли не греческие туники, красиво летящие вслед за мячом. То же самое и с jeu de paume — теннисом на французский манер, страстью к которому французов заразили короли, да так им это полюбилось, что Людовик XIV уже давно сложил ракетки и пустился в пляс, а они все играли. Теннис, напоминают кураторы, происходит от французского tenez! (крик «лови!» при подаче). Иногда переодевались — во что-нибудь полегче и лучше белого цвета. Фотографии 80-х годов XIX века показывают дам с ракетками и в шляпках, блузках и юбках в пол с едва ли не «омаровыми» хвостами. Рядом — Эдуар и Альбер Эйфели, сыновья великого папы, в выглаженных рубашках да при атласном поясе и галстуке. На соседнем анонимном снимке мужчины уже закатывают рукава, а на дамах появляется что-то вроде фартука для сбора мячей.

Рядом в дело бойко вступает гимнастика, полезная для поддержания талии, — корсеты ведь тоже потихоньку сдают позиции. И хотя поверх турецких штанов еще обязательно должна болтаться юбочка, спортивные купальники уже посмеиваются над девушками-капусточками со стены напротив. А следом подкатывает велосипед. Его уже в платье никак не оседлать, тем более что в Америке уже появилась Амелия Блумер, суфражистка и феминистка, которая под юбку надевала брюки — и вперед. Француженки-велосипедистки аккуратно, боясь проклятий и осуждений, переодеваются в широченные кюлоты, в которых едва можно опознать брюки, но сохраняют при этом крайне женственный верх — блузки с рукавами-фонариками. Отличный образ: хоть сейчас надевай и выезжай на Риволи.

В конце 1920-х годов в спортивный гардероб вошли узкие брюки — предтечи горнолыжных костюмов. В межвоенный период количество зимних курортов увеличилось: до 1939 года во Франции их было более 140. Они станут лучшими модными декорациями для соревнований по элегантности. Заказать себе костюм для поездки в горы — особый шик. Лыжной моды пока еще нет, но практичные шерстяные свитера Hermès с красивым геометричным принтом во Французских Альпах уже делят спортсменов-любителей на своих и всех остальных.

1920-е годы, les années folles — удалое время между двумя бедами — оказываются продуктивными не только для культуры, но и для спорта. Кураторы выставки выделяют этот период как поворотный в истории взаимоотношений моды и спорта, потому что именно в 1920-х появляется первая спортивная одежда, и делает ее не кто-нибудь, а сильнейшие игроки французской модной сборной: Жан Пату, Жанна Ланвен, Габриэль Шанель и Эльза Скиапарелли. Пату решительно оттяпает кусок плиссированной юбки мировой звезды тенниса француженки Сюзанны Ленглен, чтобы подчеркнуть «хореографию» ее игры. Теннисист Рене Лакост — сам себе модельер. Как гласит легенда, он отрежет рукава своей рубашки, породив таким образом знаменитую рубашку поло Lacoste. Шанель откроет спортивный отдел в своем бутике в Довиле (трикотажные изделия для роскошных дневных ансамблей станут ее маркой и апогеем союза «кутюр—спорт»), Скиапарелли тоже пристрочит «спорт» к своему имени-бренду. Переметнутся на сторону моды и исконно «спортивные» материалы — тот же твид, в котором не мерзли охотники; джерси, столь популярный среди студентов-регбистов в престижных английских университетах; французское трикотажное пике, придуманное все тем же Рене Лакостом и его партнером чулочно-носочным мастером Андре Жилье с исключительно практичной целью — впитывать пот и пропускать воздух.


В конце 1920-х годов в спортивный гардероб вошли узкие брюки — предтечи горнолыжных костюмов. В межвоенный период количество зимних курортов увеличилось: до 1939 года во Франции их было более 140. Они станут лучшими модными декорациями для соревнований по элегантности. Заказать себе костюм для поездки в горы — особый шик. Лыжной моды пока еще нет, но практичные шерстяные свитера Hermès с красивым геометричным принтом во Французских Альпах уже делят спортсменов-любителей на своих и всех остальных.

 

Не все спортивные новаторства мода принимала сразу и на ура. Если профессиональные пловцы были рады сбросить тряпки и уже вовсю завоевывали медали в специальных открытых купальных костюмах, то на пляжах все еще было принято прикрываться. Пляжная шелковая пижама художницы Сони Делоне с узнаваемым — ее — узором, наброшенная поверх купальника, — самый модный аксессуар в Каннах по версии Vogue 1932 года. Ну а до принятия состоящего сплошь из треугольников бикини Луи Реара, который он выпустил в 1946 году, когда двухчастные купальники уже существовали лет десять, должно было еще пройти время. Одно дело оголить живот, и совсем другое — пупок. Модели, как известно, перед показом забастовали. И бикини представляла стриптизерша и танцовщица Мишлен Берардини.


Мода и спорт, стиль и комфорт, раскрепощенность и свобода, дух 1960-х во Франции — все это собрала воедино Соня Рикель и перевела в яркий трикотаж, забыв про вытачки, строгий крой и прочие ограничения. Комфорт и точка. В конце 1970-х она была одной из первых, кто вывел своих моделей на подиум в велюровых спортивных штанах — таких, что всем хотелось попробовать их на ощупь.

 

Присвоила себе мода и спортивные аксессуары, которые из подворотен бунтарских контркультур вышли на подиумы. Самый яркий пример кепка 59FIFTY, выпущенная компанией New Era в 1954 году. Удлиненный козырек, приспособленный к головам нью-йоркских бейсболистов янкис, пришелся по вкусу не только их фанатам, но и модникам, не отличающим бейсбол от футбола. И конечно, кроссовки, шагнувшие с футбольных полей, баскетбольных площадок и боксерских рингов в высокий мир моды.

 

Заключительный зал выставки размером с футбольное поле обрушивается на зрителя всеми спортивными достижениями и современными рекордами модных домов. От феерического шоу Ива Сен-Лорана на открытии чемпионата мира по футболу в 1998 году, когда под музыку Равеля по Стад-де-Франс дефилировала будущая первая дама Франции Карла Бруни, через коллаборацию Ямамото с adidas и до партнерства Dior c Paris Saint-Germain, подписанного в 2021 году. Тем, кто дошел до финиша и в силах припомнить про Марию-Антуанетту в самом начале, впору давать золото этого выставочного забега.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}