Blueprint
T

От «H2O»
до «Бури»: чем славен Вячеслав Самодуров

Хореограф Вячеслав Самодуров, отметивший 19 мая 50-летие, за последние 13 лет стал едва ли не самым успешным российским сочинителем танцев: четыре персональные «Золотые маски» за лучшую хореографию и целая коллекция награжденных спектаклей — тому подтверждение. Что еще о нем важно знать.

к интервью

Самодуров вернулся в российскую балетную реальность после завершения карьеры на Западе в 2010 году. Это был сложный момент, когда в противоположном направлении двинулся Алексей Ратманский — демиург русского балета 2000-х, вдохнувший в него воздух, амбиции, интеллект, международный успех. Самодуров, только что простившийся со сценой звездный танцовщик Королевского балета Великобритании, которого многие помнили премьером Мариинского театра, партнером Лопаткиной и Вишневой, стартовал в Михайловском театре и стремительно был ангажирован Екатеринбургским театром оперы и балета на позицию худрука балета. Впрочем, за фасадом федерального театра со столетней историей работала одна из самых депрессивных в стране балетных компаний, за которой не значилось заметных свершений ни на каких этапах ее истории. Казалось, союз будет коротким без радости и печали. Но, как и миниатюрные «Минорные сонаты» в Михайловском, двухактный балетик Amore Buffo выдал в молодом хореографе обаятельного сочинителя танцев и упорного профессионала, готового добиваться от артистов результата.

«Вариации Сальери»

Поощрять успешные дебюты новичков тогда еще не вошло в привычку, но самодуровские спектакли отличались таким стремлением к перфекционизму, что сразу попали в номинанты «Золотой маски». А он не сбавлял обороты, наоборот — наращивал их с такой же скоростью, с какой привык крутить свои большие пируэты. Спектакль «H2O», созданный в коллаборации с Уральской индустриальной биеннале современного искусства, проект мастерских для молодых хореографов, гала-концерты с приглашением звезд столичных и зарубежных театров быстро стали обыденностью уральской жизни. В 2014 году «Вариации Сальери» в постановке Самодурова оказались триумфаторами «Маски» — они забрали награды в главных балетных номинациях.


Екатеринбург первым в России станцевал балеты Ханса ван Манена, Соль Леон и Пола Лайтфута — европейских хореографов первого ряда. Балетные премьеры театра стали непропускаемыми для столичных критиков, постановки самого Самодурова стали приглашать амбициозные отечественные фестивали, до этого не желавшие ничего слышать о провинциальном русском балете, международный телеканал Mezzo предложил театру сотрудничество, записав «Ромео и Джульетту» и «Пахиту», устроив их международную трансляцию и выпустив их на DVD, а хореографа, уже бесперебойно получавшего главные балетные награды, в 2016 году позвал на постановку балета «Ундина» Большой театр.

Спектакль «H2O»,

«Ромео и Джульетта»

«Ундина»

За этим ворохом событий важным было то, что Самодуров предлагал не отдельные спектакли — более или менее удачные, а собственное видение и понимание балета как современного искусства. Он привел в свои спектакли соавторов — сценографов, художников по костюмам, художников по свету, многие из которых до этого в балете не работали. Ввел в привычку заказывать для спектаклей музыку у действующих российских композиторов. При этом у него не было (и до сих пор нет) готовых формул. Эффект Самодурова в том, что он тонко и точно отзывается на любые трансформации реальности, делая их частью своей балетной Вселенной, а нас, зрителей, приглашая в ее обитатели.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}