Blueprint
Игорь Цвирко
T

Короли танца

20 ОКТЯБРЯ 2023

ФОТО: Анастасия Рябцова

СТИЛЬ: Алина Соколова

Movement director: Александр Могилев

21 и 22 октября на сцене «Геликон-оперы» — премьера проекта «Мистерия», куда вошли «Русские тупики» Максима Петрова, «Монаксия» Дмитрия Масленникова и премьера «Демона» Александра Могилева. Идейным вдохновителем и продюсером проекта (а также исполнителем главной партии в «Демоне», вдохновленном судьбой Михаила Врубеля) стал премьер Большого театра Игорь Цвирко.
The Blueprint попросил Сергея Даниляна, знаменитого импресарио и педагога Игоря по ГИТИСу, обсудить с молодым коллегой радости и горести продюсерской стези: от продажи квартиры ради постановки до идей, которые рождаются в процессе мытья полов.

Действующие лица

наведите на портрет,
чтобы узнать подробности

В 1985-м окончил ГИТИС, в 1990 году основал компанию «Ардани», в рамках которой больше двадцати пяти лет создавал балетные проекты по всему миру, самые известные — «Короли танца», «Отражения» и «Женщина в комнате» с Дианой Вишневой. С 2021 года — начальник Управления продюсерской, гастрольной деятельности и интеллектуальной собственности Большого театра. Руководитель продюсерской мастерской «13» ГИТИСа.

В 2007-м окончил Московскую государственную академию хореографии, после выпуска принят в труппу Большого театра, в 2022 году стал премьером балета Большого, трижды номинант на «Золотую маску».

Игорь Цвирко

Сергей Данилян

Игорь Цвирко

Свитер Chmps Parisse, ЦУМ

Сергей: Я обычно рассказываю студентам байку, что Борис Эйфман, когда захотел стать хореографом, пришел к Леониду Якобсону и сказал: «Леонид Вениаминович, скажите пожалуйста, а как стать хореографом?» Тот ему ответил: «Дорогой мой, хореографами не становятся, хореографами рождаются». Продюсера это тоже касается. Стать им практически невозможно. Это должно быть что-то внутри. И судя по тем двум годам, что ты провел в магистратуре ГИТИСа, мне кажется, ты относишься к той категории людей, которые рождены, чтобы воплотить в жизнь какие-то интересные идеи. Например, ты не боишься задавать вопросы и обращаться за советом. Но сегодня вопросы буду задавать я. Игорь, что тебя мотивировало пойти учиться на продюсера и начать делать первые шаги в новой профессии?

Игорь Цвирко

ИГОРЬ: Пандемия. Она поставила передо мной вопросы, которые ты боишься задать себе в обычной жизни: а что дальше? А чем я займусь, когда все закончится? Понятное дело, что сейчас я танцую, но что будет, когда тело скажет мне «нет». Я прекрасно помню этот момент, как я мою пол на кухне, думаю о книжке, которую до этого читал, и ловлю себя на мысли: как было бы здорово поставить по ней балет. И дальше начались вопросы: а что для этого нужно? Артист ведь учит роль, репетирует, потом танцует, а какие процессы идут за сценой, я не знал. Поэтому первой ступенью на пути к большой цели под названием «полноформатный спектакль» было обучение. И тут, по счастью, в коридоре Большого театра мне попались вы и сказали: «Приходи, я набираю курс». Параллельно я начал черпать в других источниках: здесь экономика, тут бухгалтерский учет, там выставки. Постепенно в мою жизнь стали приходить люди, которые говорили: «У тебя есть шанс, попробуй». И наконец, мне написала любительница моего творчества со словами: «Пожалуйста, приезжайте с балетом на Кипр». Я ответил: «Если бы меня кто-то позвал, я бы с удовольствием приехал». — Она говорит: «А что для этого нужно?» — «Можем сделать Гала-концерт». — «Прекрасно. А что для этого нужно?» И вот уже я прошу знакомого провести анализ площадок и аудитории на Кипре, и мы вот уже два раза провели там Celebrity Ballet Gala. И буквально несколько дней назад собрали за два дня 3000 зрителей в древнегреческом театре Курион, где никогда в принципе балет такого уровня не показывали. А тем временем выпал шанс что-то сделать в Москве. У нас был проект в феврале. И вот теперь премьера «Мистерии».

Свитер Chmps Parisse, ЦУМ

Сергей: Как называлась книжка, с которой все началось?

ИГОРЬ: Это был «Портрет Дориана Грея». Я уже даже сценографию в блокноте расписал, оставалось дело за малым... Но, как научил меня первый опыт продюсирования, главное не то, кому первому пришла идея, а то, кто ее первый воплотил. Вообще, в самом начале я хотел сделать вечер одноактных балетов под названием «Тени». Как-то утром просыпаюсь, открываю соцсети, а там NDT выпускают программу нового сезона, и в ней стоят Shadows, «Тени». Ах ты ж, ну мысли в воздухе летают, видимо. Через какое-то время снова захожу к ним на страницу, а там «Портрет Дориана Грея». Да они меня подслушивают! Думаю дальше. Новая идея! Прихожу к вам и говорю: «Сергей Беникович, как вам такое название „Грани“? Хорошее, многогранное!» И слышу: «Да вот же мы с Дианой Вишневой делали проект „Грани“. Сколько я названий перебрал, пока не остановился на „Мистерии“... Штук двадцать».

Игорь Цвирко
Игорь Цвирко

Майка Maison Margiela, ЦУМ; Пиджак Dondup, ЦУМ; Ремень MM6, ЦУМ; Брюки Dries van Noten, ЦУМ; Шарф Rick Owens, ЦУМ

СЕРГЕЙ: У меня самая забавная история с названием связана с проектом «Красота в движении». Когда мы с Дианой собирались делать этот проект, она была приглашенной примой-балериной Американского балетного театра и готовилась к премьере «Спящей красавицы». И вот я открываю американский Vogue и глазам своим не верю: фотография Дианы из «Спящей красавицы», правда, не из ABT, а из Мариинского театра, и заголовок Beauty in Motion. Думаю: блин, это то, что мне надо! Звоню в журнал, говорю, такое дело. Они отвечают: берите, названия текстов мы не патентуем. И мы назвали проект «Красота в движении». Получилось красиво и по-русски, и по-английски. И недавно я принял решение, что названия всех проектов, которые были мною созданы, свободны. Если кто-то захочет сделать проект с таким же названием, я поддержу. Единственное условие — должно быть указание, когда и кем был создан оригинальный проект. И недавно в Петербурге появился по-хорошему безумный человек, который собрал программу «Короли танца. Возвращение». Взял туда лучшие работы из нашего проекта и показал с новыми артистами, в том числе с Леонидом Сарафановым и Иваном Васильевым. Она готовится к показу в Москве. И мне приятно, что это случилось. Мне вообще кажется, что проекты должны жить долго и меняться со временем.

Брюки Dries van Noten, ЦУМ; Водолазка, поло MUST, ЦУМ; Ботинки Rocco P, NO ONE

ИГОРЬ: Артисты же тоже меняются. Смотришь на новое поколение, они другие... Свободные, независимые, без каких-то зажимов в голове, которые, мне кажется, были и есть у меня. Вроде того, что, если ты выходишь на сцену, ты должен сразу все сделать идеально. Или если тебе дают роль, ты не можешь сказать «нет». Сейчас молодые ребята сразу всем своим видом показывают, что это они танцевать не будут. И это почему-то прокатывает. Жесткие дисциплинарные рамки, в которых воспитаны несколько поколений, стираются, и люди начинают говорить: не хочу и не буду. И, соответственно, всем приходится подстраиваться и договариваться. И если говорить прямо, каждый мужчина в искусстве под названием «балет» на вес золота, а если он еще и талантлив, то его нужно удерживать всеми доступными средствами. Иначе, неровен час, мужчин не останется. Пока что самый яркий тому пример — Франсуа Алю, который получил звание этуали в Парижской опере и буквально через месяц просто взял и покинул здание. Человек дошел до вершины карьеры. Сказал: отлично, я это сделал, и пошел заниматься своими проектами.

СЕРГЕЙ: Или была история с балериной NY City Ballet Александрой Ансанелли. Очаровательная, молодая, выученная — все при ней. И вдруг раз и ушла, тоже на пике. Я не поленился, нашел ее, спросил, что случилось. Она ответила: «Я почувствовала полную опустошенность, поняла, что мне больше здесь нечего делать». NY City Ballet — театр Баланчина, и она все станцевала.

Игорь Цвирко

Два жилета Jil Sander, ЦУМ; Брюки MM6, ЦУМ

ИГОРЬ: Что может задержать танцовщика? Высокая зарплата — да, но ненадолго. Главное — это возможность быть сопричастным чему-то новому. Поработать с интересным хореографом, поучаствовать в большом проекте, создать что-то самому. Был момент, когда я как солист достиг пика в карьере, внутренне перерос те роли, которые танцевал, и понимал: видимо, это все. И в этот момент приезжает Пьер Лакотт, начинает ставить «Марко Спада», непостижимым образом выделяет меня и просто вносит в список на главную роль. Понятно, что после такого я был готов землю грызть, чтобы эту партию станцевать.

СЕРГЕЙ: История Александры Ансанелли, кстати, уходом со сцены не закончилась. В Америке, в отличие от России, где артист балета после 20 лет карьеры может уйти на пенсию, никто тебе в 38 лет пенсию не дает. Ты должен искать себе какое-то другое применение. И NY City Ballet создали фонд, который помогает артистам освоить новую профессию. И так Александра Ансанелли стала врачом. А в России можно идти учиться на продюсера — в ГИТИСе, МГУ, Школе-студии МХАТ. Когда я в конце 1980-х перешел с театроведческого факультета ГИТИСА на экономический — потому что встретил в коридоре института свою будущую жену Гаю и понял, что на зарплату театроведа мне семью не прокормить, — профессии продюсера не существовало, такого количества институций, готовых поддержать культурный проект, не было, и приходилось учиться на своих ошибках.

Игорь Цвирко

Жилет, брюки, лоферы Ermenegildo Zegna, ЦУМ collect

ИГОРЬ: Ну не так уж много чего изменилось. 

СЕРГЕЙ: Мне для первого проекта в Америке — концертного исполнения оперы «Руслан и Людмила» в костюмах Валентина Юдашкина — пришлось продать квартиру в Москве. И он провалился, потому что я не знал законов рынка, у меня не было связей. Моя записная книжка была пустая. Теперь она толстая. И знаете, что смешно, в 2019 году во время гастролей театра Бориса Эйфмана в Нью-Йорке я сидел в зрительном зале, рядом со мной сел крупный афроамериканец и спросил, не я ли продюсер спектакля. Я представился, спросил, знакомы ли мы. И он ответил: «Нет, но вам большой привет от хозяйки квартиры в Москве, помните, японская пианистка ее у вас купила?» — «А знаете, — отвечаю я. — Я собираюсь вернуться в Москву, может быть, она мне ее продаст обратно?» — «Да, конечно, 2 миллиона долларов». А продал я ее за 50 тысяч долларов. И я совершенно уверен, что я эти деньги потратил правильно.

ИГОРЬ: Почему не получилось с «Русланом и Людмилой»?

СЕРГЕЙ: При Советском Союзе Госконцерт вывозил на гастроли Большой театр, Мариинский, тогда он был Кировский. А когда Союз развалился и театры стали работать с иностранными агентами напрямую, ценник изменился. Уже нельзя было платить артистам 2 копейки, и получалось, что вывезти 200 человек труппы — это слишком сложно и дорого, чтобы кто-то захотел за это браться. Ты не можешь переезжать каждый день из города в город, ты должен по неделе в одном месте сидеть. Да и сами театры поняли, что им не нужно ездить на гастроли, они тут заработают не меньше. Гастроли стали скорее имиджевым инструментом. Поэтому и нужно было придумывать новые, более компактные форматы. А у меня в тот момент не было статуса агента, не было команды. Я все набирал постепенно. Но в 2000 году мы уже гастролировали в 10 городах Америки. Позже вышли на британский рынок. И при этом я продолжал свои проекты привозить в Россию, это было важно. И за «Красоту в движении» в 2009 году мы получили три «Золотые маски». А когда ты только начинаешь как продюсер...

Игорь Цвирко
Игорь Цвирко
Игорь Цвирко

Жилет, брюки, лоферы Ermenegildo Zegna, ЦУМ collect

ИГОРЬ: Ты думаешь, что мир просто ждет вот этого твоего проекта (смеется). На самом деле, наверное, для меня решающим моментом стал тот, когда я перевел деньги за аренду театра. Ты уже придумал программу, нашел людей, нашел сцену и даже в ее расписание в середине сезона сумел вклиниться... И вот тебе говорят: «Вы аренду оплачиваете или нет?» И ты понимаешь, что пути назад нет. Если ты отменишь, деньги сгорят плюс ты заплатишь неустойку. А это то, что ты натанцевал за много лет... И ты решаешь, да, проекту быть. И не важно, какими путями, но я найду деньги. У меня, кстати, до сих пор на Авто.ру заведена карточка на мою машину со всеми данными, остается только нажать кнопку «продать». И конечно, начинающему продюсеру никакие организации и институции не готовы давать денег. Я это прекрасно понимаю, но готов доказать,что мне можно доверять и сотрудничать в будущем. Но вообще это знаете, как при приеме на работу пишут «стаж от 3 лет». А где эти три года взять? В общем, теперь я знаю, что фандрайзингом надо начинать заниматься минимум за полгода до того, как ты приступишь к реализации проекта, и какую роль играет презентация и как важен нетворкинг. А я в обычной жизни человек стеснительный. Мне многое приходится преодолевать. И слава богу, что находятся люди, которые тебя поддерживают. Спасибо моему сопродюсеру Екатерине Дементьевой за проекты на Кипре. И конечно, моей жене Кристине (ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова. — Прим. The Blueprint) за веру в меня и поддержку в каждом шаге. Всем вокруг кажется, что найти деньги в России — это легко, а помните фразу из одного из фильмов Marvel: «С большой силой приходит большая ответственность». Вот и тут так же: с большими деньгами приходит огромная ответственность. И это ответственность продюсера. Я сейчас краем глаза смотрю в телефон, а там 20 сообщений с Маврикия, из Чили, еще откуда-то, и везде хотят танцы. И каждому нужно ответить. А еще мне нужно репетировать и вообще-то выполнять свою прямую обязанность артиста балета... Поэтому на вопрос «когда ты отдыхаешь?» Я отвечаю: на сцене. Потому что там я отлично знаю, что делать.

СЕРГЕЙ: Если полностью посвящать себя продюсированию, будет легче. Необходимость быть и там и тут отнимает много сил. И времени. Есть репетиции, репертуар...

Свитер Chmps Parisse, ЦУМ

ИГОРЬ: Да-да, это очень тяжело. При этом еще держать в голове цифры, как продаются билеты, как реклама идет, кто что танцует. Куда декорации пристроить, в конце концов! Мне Александр Могилев говорит: «Хочу на сцене камень». — «Саня, делай». Для меня «Демон» — это очень важный проект, все должно быть супер, а уж там разберемся и с деньгами, и со всем. И вот мы приезжаем на производство... А там оно — 6 метров в длину и 2 в высоту. И мне еще нужно с этим «предметом» максимально раскованно, как говорит Саша, взаимодействовать. На двухметровой высоте. А места такого, чтобы где-то этот камень поставить и с ним повзаимодействовать, кроме сцены, нет. Поэтому мы репетировали в студии, а репетиция с камнем будет одна, в ночи, накануне премьеры, пока будут ставить свет. Будет у меня полчаса попробовать — идеально, 10 минут — тоже хорошо. Это как мы с техниками обсуждаем освещение, дым, и они говорят Саше: «Так, как вы хотите, вряд ли получится». А он: «„Вряд ли“ меня устраивает». Не надо бояться, надо делать. И точка.

Записала Анна Федина

Игорь Цвирко

КОМАНДА:

MUAH: Ирен Шимшилашвили

ПРОДЮСЕР: Вика Слащук

Ассистент фотографа: Александра Тихенко

МАГАЗИНЫ:




ЦУМ

Г. МОСКВА, УЛ. ПЕТРОВКА, 2

8 (495) 933-73-00



NO ONE

Г. МОСКВА ул. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ 3

8 (495) 620-33-23





РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ МУЗЕЙ «ГАРАЖ»

ЗА ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ СЪЕМКИ

Свитер Chmps Parisse, ЦУМ; Брюки Dries van Noten, ЦУМ; Ботинки Rocco P, NO ONE

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}