Blueprint
T

Ольга Шишко о номинантах премии «Инновация»

Через несколько часов в Нижнем Новгороде назовут победителей премии «Инновация». В ожидании результатов мы попросили одного из членов жюри — заведующую отделом кино и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина рассказать о номинантах этого года.

Ольга Шишко

Искусствовед, куратор, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва


«Среди художников в этом году подобралось так много достойных и заслуженных, что даже я иногда задумывалась, кто же из них «новая генерация». Мне действительно очень понравился шорт-лист: почти на всех выставках номинантов я была, а многие из них на меня повлияли.


Как выставка Димы Морозова. Я долго слежу за его работами, и с каждым годом они мне открываются с новой стороны. Выставка в ГЦСИ показала мне его как очень поэтического, а не только технократического художника, в работах которого можно найти и эхо авангарда. Я снимаю шляпу перед проектом Насти Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» — очень люблю лоу-тековскую историю в русском искусстве. Тема изучения природы в городе у Насти приобретает очень особенное звучание: гравюры с городскими сорняками, зачарованный лес выстроили русскую поэтическую заумь вокруг экологической повестки, к которой обращается множество художников во всем мире — но со своей спецификой.


Не думаю, что стоит выделять кого-то из художников, но выставка Павла Отдельнова для меня приоткрыла новый ракурс для живописи в целом. Я редко встречаю художников, которые в живописи работают так, как мне хотелось бы, чтобы работал в этом направлении живописец XXI века. А он находит правильные ракурсы и создает на пересечении различных медиа то, что и нужно сейчас создавать. Артем Филатов и Алексей Корси для меня лидеры в номинации «Новая генерация»: я видела их тонкую, красивую звуковую инсталляцию во дворе Нижегородского крематория, она поразила меня своей глубиной, юмором и тонкостью. Хочется отметить и проект Данини — с тонко соединяемыми цифровыми и аналоговыми медиа, забытыми и испорченными сценариями, системами сбоя — в ручной вышивке. Это выглядит очень свежо и очень по-русски.


Не хочу никого обидеть, все конкурсные проекты были на самом деле прекрасные: и выставка Комара и Меламида, и междисциплинарная работа Ксении Перетрухиной памяти Дмитрия Брусникина. Но самый любимый проект — Иры Актугановой, пространство, которое соединяется с лабораторией Ивана Павлова в Институте экспериментальной медицины, где советские художники должны были работать и делать эксперименты над животными. В этом проекте участвует и Дима Морозов, и «Куда бегут собаки», и мы можем увидеть, какими новыми методами работают сегодня художники, но сопереживаем и опыту самого Павлова, которому мучительно было создавать эсперименты над природой.


Мне было очень приятно работать с членами жюри — с Инке Арнс мы знакомы с 1994 года. Еще в 2000 году она в рамках нашего проекта Pro & Contra объясняла Белому дому, что нельзя перекрывать интернет — и вдруг вместе со мной оказалась в Нижнем Новгороде, членом жюри! У Агнии Миргородской сегодня проходит тур по Рижской биеннале, которая открылась совсем недавно. Мне она очень симпатична: Агния чутко реагирует и на русское искусство, и на международное. Наш любимый Жан-Юбер Мартен очень внимательно отнесся к проектам художников — и просил больше материалов о проектах, так они ему понравились. А я была рада новому знакомству с Марией Линдт и серьезному интересу западного жюри к нашим художникам».

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}