Blueprint
T

Русско-американские горки

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

«Золотая пальмовая ветвь» 77-го Каннского кинофестиваля досталась 53-летнему канадцу Шону Бэйкеру, который снял фильм о внезапно вспыхнувшей любви сына русского олигарха к бедной стриптизерше — с актерами из России. Журналисты уже назвали случившееся очередной «отменой отмены», и этот итог фестиваля оставил Инну Денисову в смешанных чувствах.

С первых же дней фестиваля очевидным претендентом на награду казался иранец Мохаммад Расулоф, чей побег без паспорта, отобранного властями, в Европу стал одной из горячих новостей Канн. Расулоф, уже неоднократно осужденный за критику правящего режима, в 2024 году был приговорен к 8-летнему тюремному сроку, конфискации имущества и побиванию плетьми, но сумел нелегально перейти границу. В Каннах иранского режиссера, конечно, ждали — чтобы устроить длительную овацию и дать его картине награды. Но не главные — он получил спецприз жюри и приз международной прессы FIPRESCI. Действие фильма «Семя священного инжира» происходит в Иране в 2022 году. Юриста Имана (актер Миссах Зарех) повышают по службе, теперь он следователь с перспективой стать судьей, и ему предстоит ставить подписи на смертных приговорах — зато дом станет «полной чашей». В протестах тем временем участвуют его дочери Сане и Резван. Трехчасовой политический экшн тайно снимали в Иране и еще более тайно переправляли материалы в Европу, чтобы смонтировать и сделать постпродакшн. В фильме использованы снятые на мобильный кадры протестов 2022 года, вспыхнувших из-за убийства 22-летней Махсы Амени, которая якобы неправильно надела хиджаб. Смерть Амини положила начало глобальному движению «Женщина, жизнь, свобода» .



Мохаммед Расулоф

«Семя священного инжира»

спецприз жюри

Комедийному боди-хоррору «Вещество» француженки Корали Фаржа с Деми Мур и Маргарет Куэлли дали приз за лучший сценарий — очевидно, только для того, чтобы отметить картину, потому что сильные стороны там другие — режиссура и актерская игра. О «Веществе» мы уже писали подробно, искренне жаль, что у него не главный приз. Два года назад «Пальму» получил гораздо менее интересный, спекулятивный и вторичный «Титан» француженки Жюли Дюкорно; в Каннах, очевидно, решили не частить с награждениями француженок за боди-хорроры.



Корали Фаржа и Деми Мур

«Вещество»

лучший сценарий

«Эмилия Перес» французского режиссера Жака Одиара, снятая при участии Saint Laurent Productions, была фаворитом критиков наравне с «Веществом» — и тоже не стала главным призером: наградили только «лучшую работу актрисы», разделив приз аж между четырьмя — звездой «Аватара» Зои Салданой, певицей Селеной Гомес, мексиканской актрисой и танцовщицей Адрианой Пас (которая играет меньше других, но ее не могли обидеть) и трансгендерной испанкой Карлой Софией Гаскон. Это история дружбы адвоката Риты (Салдана в красном брючном костюме, впрочем, наряды она меняет в каждой сцене) с мексиканским наркобароном Манитасом (Гаскон), который делает транспереход, становясь Эмилией Перес. Перерожденная героиня занимается благотворительностью и преуспела бы в добродетелях, не разбуди в ней задремавшего абьюзера жена Джессика (Гомес в черном с красными розами платье). Все актрисы поют по-испански, очень энергично танцуют на манер «Вестсайдской истории», и вообще экран все три часа искрит. Одиар сначала хотел, чтобы Манитаса сыграл мужчина, а Эмилию — женщина, но знакомство с Карлосом, тогда еще мужчиной, поменяло планы, и они договорились на съемки после его трансперехода. Карла София сказала после съемок, что роль Эмилии Перес — «подарок, который дается раз в жизни», а теперь к нему еще и прилагается каннский приз.



«Эмилия Перес» 

лучшая работа актрисы

Награду за лучшую мужскую роль получил Джесси Племонс, сыгравший сразу трех персонажей в «Видах доброты» Йоргоса Лантимоса. Фильм состоит из трех не связанных между собой новелл, где играют одни и те же актеры (кроме Племонса это Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Маргарет Куэлли). Во всех историях мягкий герой Племонса оказывается в подчиненном и абсурдном положении: Лантимос продолжает исследование природы насилия, которым занимается от фильма к фильму с завидной частотой и скоростью.



Джесси Племонс

«Виды доброты» 

лучшая мужская роль

Приз за лучшую режиссуру заслуженно вручили португальцу Мигелю Гомешу за одобренный даже самыми суровыми критиками медитативный «Гранд тур» — черно-белое путешествие по Юго-Восточной Азии: в фильме показаны Бангкок, Сайгон, Манила, Осака, Шанхай и горы Тибета. Первая часть снята с точки зрения героя, который убегает от невесты, вторая — с точки зрения преследующей его героини.



Мигель Гомеш

«Гранд тур» 

лучшая режиссура

Гран-при жюри отдали индийскому фильму «Все, что мы представляем себе как свет» — камерной картине о двух медсестрах в Мумбае, которые работают в госпитале для пожилых, вместе снимают квартиру и делятся друг с другом личными проблемами. Фильм стал дебютом 38-летней индианки Паял Кападиа в игровом кино, до этого она работала в документалистике. Новая картина, впрочем, тоже снята в документальной манере и показывает повседневность, но при этом подкупает интимной и поэтической интонацией. 



Главную награду критики прочили любому из вышеперечисленных фильмов, но только не «Аноре» Шона Бэйкера, однако жюри сумело всех удивить. Анора — полное имя 25-летней стриптизерши и секс-работницы узбекского происхождения, называющей себя Ани (Майки Мэдисон). В бруклинском клубе, где она работает, Ани знакомится с русским мажором, 21-летним Ваней (Марк Эйдельштейн). У них находится общий язык (буквально — бабушка, родившаяся в СССР, научила Ани русскому), Ваня приводит девушку в роскошный дом, где пьет водку и играет в плейстейшн, а затем внезапно предлагает Ани лететь в Лас-Вегас и пожениться, подкрепляя намерение весомым подарком в виде кольца с четырехкаратным бриллиантом — сначала мы будто смотрим «Красотку», но затем картина меняет жанр. Ани совсем не против подъема на социальном лифте. Против московские родители Вани (их играют Дарья Екамасова и Алексей Серебряков), которые присылают русских и армянских гангстеров разобраться с влюбленной парочкой (Карен Карагулян, Ваче Товмасян и Юра Борисов в роли гопника Игоря). Тут романтическая комедия заканчивается, и начинается бодрый комедийный экшн с бешеной беготней по Бруклину, Манхэттену и Кони-Айленду. Ани отчаянно борется за любовь, а Иван, как настоящий мужчина в трудной ситуации, — валяется пьяным.


«Анора»

Золотая пальмовая ветвь

Шон Бэйкер, защитник аутсайдеров, всегда снимает об одном: как и в предыдущих фильмах, побывавших в Каннах («Проект “Флорида”», «Красная ракета»), в «Аноре» он рассказывает сказку о маленьком человеке, мечтающем сбежать из бесперспективного мира в лучший. Сказка эта без морали и выводов (если не считать таковым непотопляемый «выпьем за любовь»). Русское и армянское происхождение ее героев нагружает историю не смыслами, а только стереотипной карикатурностью: это американский фильм о неравенстве, снятый в первую очередь для американского зрителя и, вероятно, приглянувшийся жюри и лично его американской президентке Грете Гервиг в первую очередь своей простотой и трогательностью. В «Аноре», особенно ближе к финалу, есть несколько очень эффектных сцен, где режиссер усиливает реализм формализмом, ускоряя действие монтажом. Но Бэйкера сложно назвать великим фантазером или экспериментатором. «Анора» — кино смешное и немного грустное, а главное — разнузданное, катающее зрителя как на американских горках (которые на других языках, например французском и испанском, называются «русскими»). Пока по-прежнему неясно, покажут ли фильм в России и как к нему отнесутся. Но очевидно одно — никакого враждебного отношения к России в мировом кино нет, а некоторые русские актеры вроде Марка Эйдельштейна и особенно Юрия Борисова (это второй фильм с его участием, награжденный в Каннах) делают успешную мировую карьеру.


Шон Бэйкер

В этом году на фестивале было много очень масштабных и разножанровых проектов — почти все фильмы конкурса были трехчасовыми. Было несколько мюзиклов (Одиар, Лелуш), несколько путешествий через пространство и время (не только Гомеша, но Цзя Джанке, фильм которого охватывает период в 20 лет). Было так называемое кино прямого действия, снятое активистом Расулофом. Были очень помпезные фильмы вроде «Парфенопы» Соррентино и шокирующие вроде «Вещества». И будто наперекор всему этому жюри присудило «Пальму» зрительской комедии. Видимо, в попытке хоть как-то снизить градус напряжения в пылающем мире.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}