Blueprint
T

Сезонное обострение

Мы уже привыкли возвращаться в 90-е на практике — научились рисовать френч и купили стайлер специально для прядей-завлекалок, тренд не обошел стороной никого. Еще один привет из прошлого — цветотипирование. Его промоутируют в тиктоке и практикуют в корейских магазинах. Нужно ли оно вам? Разбирается визажистка Ирен Шимшилашвили.

Если вы подрастали в России в конце девяностых или начале нулевых, вам запросто могла попасть в руки популярная в те времена книжка «Макияж для девочек». Внутри среди всего прочего доступным языком объяснялось, как без термометра определить, «зима» вы или «лето», — другими словами, узнать собственный цветотип. Такой полезной книжки у австралийского блогера и соосновательницы бьюти-бренда CheekyGlo Ксикси, разумеется, не было, поэтому она отправилась через океан — в Корею, для того чтобы узнать, какие цвета подходят именно ей. В специальном салоне после небольшого вводного урока про цвета на девушку надели белую накидку и начали прикладывать куски ткани разных цветов, чтобы посмотреть, с какими лицо выглядит бледным, а с какими — более «живым». В процессе Ксикси узнает, что она «лето» и что ей (очевидно рукотворной блондинке) все же не стоит осветлять волосы, чтобы не выглядеть бледной. Девушке явно не нравятся эти ограничения — она несколько раз говорит, что она не против того, чтобы выглядеть бледной. А мнения о том, какой из оттенков розового ей больше идет, явно отличается у нее и специалиста по цветотипированию. Видео посмотрели 15 миллионов зрителей, многие из которых даже собрались в Корею и просили поделиться контактом специалиста. На самом деле ехать на другой конец света вовсе не обязательно — в принципе, такую же процедуру девушка могла бы провести и в родной Австралии. А, например, в России ей бы помогли определиться с цветотипом в любом крупном магазине косметики.


Хотя еще проще Ксикси было бы воспользоваться тиктоком — соцсеть, которая намотала уже почти 700 миллионов просмотров на хештеге #coloranalysis, придумала специальный фильтр, позволяющий примерить разные палитры цветов и определить свой цветотип. Осталось понять — зачем вообще это нужно делать?

Не забытое старое 

Сравнивать людей с временами года начали, разумеется, не в тиктоке и не в 2023 году — подобные цветотипы известны нам как минимум с конца восьмидесятых. Тогда — в 1987 году — вышла книга Color Me Beautiful, в которой, вероятно, впервые была сформулирована и записана на бумаге концепция цветотипов и были зафиксированы описания каждого из них. Кэрол Джексон, написавшая книгу, на авторство концепции не претендует — но активно ее монетизирует и по сей день: на сайте Кэрол можно приобрести набор с палитрой цветов, подходящей определенному цветотипу.

«ЗИМА»



«ВЕСНА»




Контрастный тип внешности со светлой фарфорово-белой, бледной, без румянца или оливковой кожей. Волосы — темные, каштановые или черные, а глаза имеют яркий насыщенный цвет: серый, голубой или карий. Яркий пример — Энн Хэтэуэй.



Кожа светлая или полупрозрачная, с оттенком слоновой кости или бронзовым отливом. У этого цветотипа обычно светлые, ближе к пшеничному цвету, волосы, а глаза — синие, зеленые или светло-карие. Пример — Люси Бойнтон.

«ЛЕТО»



«ОСЕНЬ»




Самый распространенный в России цветотип. Волосы — от светло-русого до каштанового, в детстве часто светло-русые, с годами темнеют, приобретая пепельный оттенок. Глаза — серо- или зелено-голубые, но иногда встречаются светло-карие. Пример — Оливия Уайлд.



Здесь все просто: люди с волосами рыжих, медных и других теплых осенних оттенков. Пример — Эмма Стоун.


Джексон обозначила самую минималистичную классификацию, где цветотипов всего четыре: лето, осень, зима, весна. Но на просторах интернета можно встретить и «оливковое лето» или «каштановую осень» (тут придется читать описания к названиям, чтобы понять, о чем идет речь в каждой из конкретных классификаций). Параметры оценки могут меняться в зависимости от системы цветотипирования — а их целая куча, ведь придумать необычные названия и затем презентовать их как что-то новое — очень привлекательная идея для тех, кто продает свои курсы макияжа или стиля.


Насколько актуально цветотипирование, существующее уже около 40 лет? В России ему обучают стилистов, визажистов и парикмахеров в классических и коммерческих школах. Но специалистам знать данную теорию необязательно, уверены многие работающие в индустрии моды профессионалы. Талант и способность хорошо одеть, подстричь или покрасить человека либо есть, либо их нет, и теория здесь не спасет, считает фэшн-стилист Паата Поцхвериа. С ним согласны и визажисты: многие из успешных российских визажистов вообще самоучки. Яркий пример — Геворг, создатель бренда Neblednaya. Геворг преподает и обучает визажистов, но не использует цветотипирование в своей программе обучения. Он считает, что цветотипы можно использовать начинающим мастерам и всем тем, для кого пока ориентироваться в многообразии цветов сложно — но только как начальную отправную точку и какие-то условные рамки.


В целом цветотипы — это попытка понять классическую теорию цвета и колористику. Информацию на эту тему структурировал Йоханнесс Иттен еще в 1961 году в книге «Искусство цвета», только там Иттен пишет о взаимодействии цветов безотносительно человеческой внешности. Однако теория едина для всей колористики: какие-то цвета лучше сочетаются между собой, какие-то хуже, а вариантов гармоничных сочетаний при этом великое множество — знание этих азов поможет не только в выборе косметики, но и в подборе интерьера дома или для большего погружения в визуальное искусство.

Профессионалы и любители

Получается, что цветотипирование — это пересказ теории цвета, который может помочь вам, если вы ничего не понимаете в цветовых сочетаниях. Поэтому теория живет и процветает из поколения в поколение — ведь с сочетаниями цветов мучаются и бумеры, и, как мы убедились на примере из тиктока, зумеры.


Визажистка Ольга Фокс, которая давно преподает курс «макияж для себя», отмечает, что такая система координат может быть полезна рядовому пользователю — как отправная точка к пониманию своей внешности, своих образов. Но если из юзера вы захотите превратиться в профессионала, лучше будет бросить эти «костыли» — по словам Фокс, система цветотипов непригодна для визажистов ввиду сильного упрощения основ колористики.


Евгений Зубов, парикмахер, колорист и стилист по волосам, тоже в своей работе опирается на цветотипирование, но лишь для учета яркости цвета в окрашивании и его температуры: нежную «весну», как показывает его опыт, не нужно красить в черный цвет, а контрастная «зима» «погаснет» с пепельным оттенком волос.


По похожей схеме все работает и в макияже. Например, классический голливудский мейк подойдет всем. Просто при применении теории цветотипов цвет помады подбирают согласно внешности клиента: теплой внешности — теплый оттенок помады, холодной — холодный. Работает безотказно, но в Голливуде все на самом деле немного сложнее.


Звезды чаще всего накрашены в соответствии с теорией цвета (не цветотипов!) — стилист учитывает оттенок одежды, нынешний цвет волос, наличие загара — и выбирает нужные тона и контрасты. Самый простой пример — Билли Айлиш. Она — натуральное «лето», но успела побывать и «зимой» с черными волосами, и немного «Весной» со светлым теплым блондом — и в любом из своих образов она выглядела гармонично.


Самый простой способ определить, какие макияжи подойдут вашей внешности, — понять, с какой селебрити вы «похожи» по цветам: глаз, волос и кожи. Далее — изучить их макияжи и образы, посмотреть, что вам нравится или нет. Попробовать на себе, свериться со своими ощущениями и сделать выводы.

Типаж — личное дело

Другой вопрос — хотите ли вы быть на кого-то похожим в век, когда больше всего ценится индивидуальность? Вирусившийся пару лет назад тренд на окрашивание носа в розовый и синий явно не был срисован с красных дорожек, тонкие цветные брови и яркие тени на кутюрном Haider Ackermann x Jean Paul Gaultier не стремились «сделать взгляд более распахнутым», а дрейпинг цвета газона, популярный на показах сезона весна—лето 2023, не укладывается в привычное понимание того, какие румяна подойдут «весне» или «лету». Чтобы начать свой путь в макияже в 2023 году, вам не нужна ни теория цветотипирования, ни идеальная техника растушевки (вспомните Сhristian Dior Resort 2023, выполняя которые Питер Филипс словно забыл все правила выполнения идеального градиента): можно приклеить стразы куда угодно, нарисовать яркие загогулины и отправляться поражать мир своим мейком.


Между тем опыт работы визажистом автора текста все же подсказывает, что люди очень хорошо сами понимают и видят те цвета, которые им «идут», — большинство женщин с ходу могут сообщить, какой оттенок румян или помады они любят, и чаще всего эти они вписываются в концепцию цветотипов потому, что цветотипы диктуют нам определенный набор гармоничных сочетаний цветов. Проблема в том, что гармоничных сочетаний намного больше тех, что предлагает нам система «осень, зима, весна, лето». А еще она ограничивает людей в экспериментах и самовыражении — тут и кроется главная опасность этой системы. Согласен с этим и Геворг: «Самые популярные макияжи в моих соцсетях противоречат тому, чему нас учат цветотипы, — и на них больше всего лайков. Для формирования вкуса и насмотренности важно пробовать все и не ограничивать себя». Так поступает даже Кэрол Джексон, написавшая Color Me Beautiful: прямо на странице, на которой она продает палитры холодных и теплых цветов по временам года, гордо красуется портрет, где она лихо совмещает холодные румяна и теплую помаду в одном макияже и улыбается во все 32.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}