Мужское —женское
В последние годы, когда все лучше видны границы, которые пролегают между богатыми и бедными, белыми и не-белыми, привилегированными и нет, лишь различия между мужским и женским, казавшиеся когда-то непреодолимыми, продолжают сглаживаться. И макияж играет в этом благотворном процессе не последнюю роль.
От Тутанхамона до Боуи
Древний Египет, 4000 до н.э.
Фаюмские портреты, Древний Рим, I—III вв. н.э.
Отношения мужчин с миром косметики и тем, что принято называть обобщающим понятием «красота», всегда были запутанными и драматичными. Древние египтяне, судя по всему, без всякой лишней скромности красили глаза, а древнегреческие мужчины предпочитали просто избегать солнца и заниматься спортом. В европейском Средневековье мужской макияж был такой же диковинкой, как регулярная гигиена, а в новом времени аристократы, наоборот, стали пудриться и носить парики. В XIX же веке законодательницей мужской моды стала Англия, и царившие в ней викторианские нравы решительно отвадили джентльменов от пудреницы.
Розальба Каррьера, Gentleman in a Gold Patterned Coat and Violet-Brown Cape
Мужская косметика вернулась в обиход уже в 1920-е. Сперва все — от голливудских актеров до обычных городских модников — стали активно укладывать прически специальными жирными средствами, придававшими волосам глянцевый блеск. А голливудские звезды вроде Рудольфа Валентино могли появиться на экране с подведенными глазами. Ходили слухи, что последний и вне съемочной площадки пользовался средствами для макияжа. Например, в Chicago Tribune однажды появилась статья, утверждавшая, что актер велел установить в одном из общественных мужских туалетов Чикаго розовый (!) автомат, распыляющий пудру. Будь дело в 2020-е, это стало бы прекрасным пиаром, но столетие назад нравы были другими: Валентино был в ярости оттого, что журналисты поставили под сомнение его «маскулинность», и вызвал автора статьи на дуэль — вернее, на боксерский поединок, из которого обиженный актер, кстати, вышел победителем.
Рудольф Валентино
Полвека спустя границы «дозволенного» стали в разы шире. Дэвид Боуи на сцене и в клипах красился так же ярко, как Леди Гага или Рианна сегодня. У него были любимые косметические магазины и бренды. Например, Elizabeth Arden — знаменитый Eight Hour Cream он намазывал на веки и губы, чтобы создать эффект стробинга.
Дэвид Боуи
Дэвид Боуи
Пьер Ларош, визажист, работавший с Боуи в 1970-е (кстати, это именно он придумал ту самую молнию для фотосессии к альбому Aladdin Sane), говорил о своем клиенте: «У него идеальное лицо для мейкапа. Аккуратные черты, высокие скулы, красиво очерченный рот. Правда, я стараюсь быть осторожным, потому что пудры, которые я использую, могут навредить его тонкой коже». Боуи не был единственным подопечным Лароша. Он красил также Мика Джаггера и музыкантов Дэрила Холла и Джона Оутса, выступавших в дуэте. На обложке альбома Daryl Hall & John Oates 1975 стараниями Лароша оба появились с тенями, румянами и помадой.
Музыкальный дуэт Daryl Hall & John Oates
Группа Kiss
Участники группы Kiss предпочли макияжу густой грим, а вот фронтмена The Cure Роберта Смита трудно представить без густо подведенных глаз и алых губ. В 1980-е традицию переняли Принц, Майкл Джексон и Бой Джордж, а в 1990-е и нулевые — Мэрилин Мэнсон, лидер Placebo Брайан Молко. Но наиболее мощным оказалось влияние музыкантов, исполняющих эмо-рок, — тот же Билл Каулитц из Tokio Hotel не выходил на сцену без драматичных smoky eyes, и миллионы поклонников по всему миру смело брали с него пример.
Лак, блеск для губ и мужской консилер
Для рок-звезд и актеров прошлого ярко накрашенные глаза, помада и черные ногти были частью образа, с их помощью эпатировали и «взрывали мозг» публике. Тот же Боуи признавался, что использует макияж, чтобы почувствовать себя неземным существом, сверхчеловеком.
Любители эпатажного и «театрального» мужского макияжа есть и сегодня — например, Эзра Миллер, всегда готовый прийти на красную дорожку с нарисованными на лице тремя парами глаз или с алой помадой и надписью SLUT на щеке — большинство тех, кто красится, с помощью косметики тестируют на прочность границы гендера и борются со стереотипами. А иногда — как и женщины в течение тысячелетий — просто хотят стать красивее. В меру своих представлений о прекрасном.
Эзра Миллер
У мужчин начала XXI века в арсенале есть не только черная подводка и яркая помада — спектр цветов и оттенков стал куда шире: блогер Брайанбой обожает перламутровые тени; актер Томми Дорфман (идентифицирует себя как небинарный человек) выкладывает в Instagram фото с ярко-красным лаком на ногтях и в праздничном макияже в стиле 1980-х; музыкант Конан Грей заплетает хвостики и украшает прическу розовыми заколками. Признанный бьютиголик Марк Джейкобс пользуется не только помадой и цветным лаком, но и консилером, бронзером, бальзамом для губ и муссом для бровей. Часть средств для макияжа Marc Jacobs Beauty позиционируются как агендерные. «Я верю, что все что угодно может быть как мужским, так и женским. Я и кружевные платья ношу, — говорит дизайнер. — Мы живем в мире, где парни ходят накрашенными, а девушки носят мужскую одежду. Главное, чтобы люди были счастливы». В недавней беседе с Interview Джейкобс развил тему: «Многие гетеросексуальные мужчины сегодня делают микроблейдинг бровей и используют косметику, чтобы скрыть недостатки и улучшить цвет лица. При этом они даже не считают это макияжем, потому что все это без цвета и без блесток... Но лично я считаю это лицемерием... Макияж есть макияж. Я, например, обожаю и краситься тоже. Я не выйду из дома, пока не уложу брови и все такое. А иногда я просто лежу в кровати и крашу веки синими тенями. Такими ярко-ярко-синими».
Марк Джейкобс
Конан Грей
Появилась целая категория YouTube-блогеров, продвигающих мужской макияж в массы. Все они невероятно популярны. На канал визажиста Джеймса Чарльза (несколько лет назад он стал первым мужчиной — лицом бренда Cover Girl) подписаны почти 20 млн фолловеров. Недавнее видео, где он учит ухаживать за длинными накладными ногтями, подкручивать ресницы и наносить искусственные веснушки (его фирменная фишка!), собрало больше 3,5 млн просмотров. Чарльз утверждает, что не испытывает дискомфорта. Наоборот, гендер помогает ему привлечь к себе внимание: «Каждый день я получаю сотни имейлов, и у меня появляется множество новых возможностей, — говорит он. — Я бы никогда в жизни и представить такого не мог! Замечательно, что эта индустрия становится агендерной и что каждый человек теперь может чувствовать себя причастным».
Индустрия и правда вовсю реагирует на новый тренд. Косметические марки все чаще назначают амбассадорами мужчин. Кроме Cover Girl это в числе прочих делали L’Oréal, NYX, Maybelline, Essie, Benefit, Rimmel и Black Opal. Все они сотрудничали и сотрудничают с блогерами и телеведущими-мужчинами, которые носят мейкап и не боятся «женских» причесок. Essie, например, подписали контракт с Джонатаном ван Нессом, парикмахером, стендапером и звездой реалити-шоу Queer Eye. Ван Несс носит прозрачные платья и обожает яркий лак для ногтей.
Джеймс Чарльз
Некоторые бренды объявляют свою косметику полностью агендерной — так, например, сделали Jecca, ASOS Face + Beauty и молодая американская марка Fluide — другие выпускают специальные «мужские» линейки (несколько лет назад тональные кремы «для него» стали, например, делать Chanel) или вообще ориентируются исключительно на мужчин. Последнюю стратегию выбрал основатель английского бренда Warpaint Дэнни Грей. Его марка не выпускает тени с глиттером или перламутровую помаду — все минималистично и довольно утилитарно, в рамках представлений о «традиционной» маскулинности: в линейке есть тональные кремы, консилеры, пудра, средство для снятия макияжа, спонжи и щетки. Предполагается, что косметика должна помочь мужчинам скрыть недостатки вроде акне, шрамов, розацеа или просто крупных пор. Сам Грей признается, что с детства страдает дисморфофобией — хроническим неприятием собственной внешности. «Я все еще каждый день мучаюсь от того, как выгляжу, — говорит он. — Но я учусь справляться со своими демонами, и я бы никогда не продвинулся так далеко, если бы не макияж. Конечно, я не утверждаю, что макияж может защитить вас от издевательств или что он будет волшебным лекарством для поднятия самооценки. Но косметика действительно помогает мне справиться с расстройством, и, создавая Warpaint, я надеюсь, что эти двери [в мир макияжа] откроются для всех мужчин».
Тени помогут выйти из тени
Если верить всему вышенаписанному — а также социологам, — двери в мир косметики для мужчин открыты уже относительно давно. В 2019 году свое исследование провела американская консалтинговая компания Morning Consult. Результаты оказались довольно впечатляющими: 33% американцев от 18 до 29 лет заявили, что готовы попробовать макияж. Среди тех, кому от 30 до 44, эта доля оказалась почти такой же высокой — 30%. А каждый пятый респондент в возрасте до 29 лет ответил, что категорически не согласен с утверждением «Для мужчин социально неприемлемо наносить макияж».
Эксперты, которых Morning Consult попросили прокомментировать данные (среди них СЕО марок мужского макияжа вроде Formen и Stryx), связывают рост популярности мужской косметики с ростом влияния соцсетей и блогеров (шестеро из 25 главных beauty-инфлюенсеров 2019 года — мужчины), а также с увеличением количества онлайн-магазинов и покупок в интернете (особенно в период пандемии): те, кто стеснялся покупать помаду и тени с глиттером, теперь могут делать это анонимно.
Не стоит списывать со счетов и культуру дрэга, чье влияние на массы в 2010-е годы выросло как никогда — не в последнюю очередь благодаря сериалу Pose и шоу Ru Paul’s Drag Race. И вообще социальный климат, который во второе десятилетие XXI века сменился так резко, как, пожалуй, не менялся с 1960-х. Чем популярнее становится феминизм, тем быстрее лишается стигмы все, что до этого считалось сугубо женским, — в том числе макияж.
«Париж горит», 1990
Эксперт моды Тим Ильясов связывает популярность мужского макияжа с ростом видимости квир-сообщества: «Если раньше бренды как бы не замечали сообщество, потому что его принято было игнорировать или даже порицать, то теперь, с началом эры diversity, все изменилось, и с этой темой можно — и нужно — „играть“. Те, кто всегда отличался от других, теперь встали в авангард общества, начали задавать тенденции. К тому же есть в нашу эпоху тренд на некоторую „фестивализацию“ образа: чтобы все было ярко, заметно, празднично. Скорее всего, в первое время после пандемии и нескольких месяцев самоизоляции желание людей обоих полов выглядеть ярко и необычно только усилится».
«Не крась ногти, а то разлюблю!»
Жак-Клод Сейдер
Впрочем, выглядеть ярко, необычно и «женственно» даже в 2020 году могут — и хотят — себе позволить далеко не все мужчины. У основной массы людей по-прежнему есть множество предубеждений, связанных с мужским макияжем, — причем даже в, казалось бы, прогрессивных странах условного Запада. Так, в 2018 году австралийский парикмахер и визажист Жак-Клод Сейдер получил тысячи гомофобных и просто оскорбительных комментариев после того, как представители NYX выложили его фото со стрелками и яркими тенями в официальный Instagram бренда. Возмущенные «недопустимым» внешним видом Сейдера фолловеры в числе прочего называли снимок «отвратительным» и клялись, что «больше никогда и ничего не купят у этой марки». NYX пришлось встать на защиту героя публикации и в свою очередь в комментариях напомнить хейтерам, что «искусство макияжа должно быть доступно каждому, независимо от расы, гендера и религии».
По результатам все того же опроса Morning Consulting, 56% совершеннолетних мужчин согласны с утверждением «Люди вроде меня не пользуются декоративной косметикой».
В России, где гендерные предрассудки до сих пор живее всех живых, ситуация, скорее всего, еще плачевнее. Статистики, которая подтверждала бы, мягко говоря, скептическое отношение российских мужчин к косметике, нет, но многие до сих пор помнят неприятную историю, связанную с рекламными постерами все той же марки NYX: с их версии, рассчитанной на Россию, убрали фото накрашенного парня, визажиста и блогера Уэсли Бенджамена Картера. От комментариев представители бренда тогда отказались.
К бьюти-экспериментам звезд российская публика тоже часто относится прохладно. В Instagram Егора Крида, который в мае выложил фото с нейл-артом, были как восторженные, так и неодобрительные и даже оскорбительные комментарии. «Не крась ногти, а то разлюблю!» — такая реплика фанатки была одной из самых мягких. Похожим образом отреагировали фолловеры Сергея Лазарева, когда летом 2018 года он выложил свой снимок в макияже и шляпке — в образе звезды немого кино Веры Холодной.
Блогеры, пытающиеся популяризировать мужской макияж, есть и у нас, но живется им в разы тяжелее, чем западным коллегам. У самого известного российского beauty-блогера Андрея Петрова 1,2 млн подписчиков в Instagram и чуть больше миллиона на YouTube, где он выкладывает обучающие видео по мейкапу и тестирует декоративную косметику — а еще постит клипы на собственные песни, в которых высмеивает агрессивных хейтеров. Петров не скрывает, что регулярно сталкивается с жесткой травлей за то, что выглядит не «концвенционально мужественно» — а также за то, что не скрывает своей гомосексуальности и открыто поддерживает ЛГБТ+. Как признается сам блогер, из-за внешнего вида на него нападали больше сорока раз. В прошлом году Петров попал в черный список экстремистской гомофобной организации «Пила против ЛГБТ» — из-за чего, по собственному признанию, какое-то время боялся выходить из дома. " (...) среди моих комментаторов есть двинутые персонажи, которые пишут: «Мы уже подали жалобу в Роскомнадзор», — рассказал Петров в интервью Meduza в декабре. — (...) по факту ничего такого не было — и надеюсь, что не случится. Если что, адвокаты есть, будем работать".
В провинции ситуация еще тяжелее, чем в Москве. За пределами двух столиц «не поймут» не то что мужчину с перламутровыми тенями — даже того, кто просто красит волосы в необычные цвета, скорее всего, будут как минимум оскорблять на улице. ЛГБТ-активист Андрей Петров (полный тезка beauty-блогера Андрея Петрова) обожает эксперименты с прической. Он носит длинные волосы, которые красит то в блонд, то в серый, то в зеленый, то в синий, то в фиолетовый. Близкие реагируют хорошо — чего не скажешь о прохожих на улицах его родной Кандалакши: «Стабильно летом слышу выкрики из проезжающих машин: „П*****с!“, „Тебя пора побрить!“, „Будь мужиком!“ — и так далее. Наслушался и много идиотских комментариев в приложении Hornet для геев. Многие геи очень негативно относятся к парням с более-менее „женственным“ внешним видом, длинными, а тем более окрашенными волосами. Хотя в Москве и Питере все, конечно, обстоит немного лучше».
Главный визажист M.A.C. в России Антон Зимин признался The Blueprint, что спрос на мужской макияж в нашей стране не выходит за пределы определенной среды. «Чаще всего мужской мейк нужен представителям шоу-бизнеса; тем, кто работает на ТВ, и некоторым инстаблогерам. Еще я часто делаю такой макияж на неделях моды — на показах парням чаще всего нужно сделать мейк, но абсолютно незаметный. Мужской макияж для повседневной жизни я делаю редко, спроса на него практически нет». При этом Зимин не скрывает, что в обычной жизни сам регулярно пользуется косметикой — консилером и матирующей пудрой, «чтобы придать ухоженный и свежий вид лицу», а также тонирующим гелем для бровей и щетины. Несколько раз он делал себе и яркий макияж для вечеринок: «Люди в клубе реагировали классно, а вот вне клуба — не очень. Агрессивно».
Андрей Петров
Коллега Зимина, независимая визажистка Катя Горелова рассказывает, что яркий мужской макияж — одно из любимых развлечений ее друзей на домашних вечеринках. А вот по работе делать заметный мейк парням ей приходится не так часто, как хотелось бы: «Чаще это съемки для брендов или журналов. Иногда съемки сотрудников разных компаний. И обычно я, конечно, делаю мужчинам так называемый nude makeup. Мне кажется, многие боятся агрессивной реакции окружающих. И это очень грустно. Думаю, мир был бы намного лучше, если бы каждый мог самовыражаться так, как ему хочется, и быть свободным».