Blueprint
T

Как я стала: Анастасия Московченко

фото:

АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В новом выпуске рубрики «Как я стала» Senior Product Manager аукционного дома Phillips Анастасия Московченко вспоминает этапы своего карьерного пути — от Школы менеджеров «Яндекса» и попыток попасть туда, которые растянулись на три года, до успешного поиска работы в США — и делится лайфхаками, как искать работу с помощью искусственного интеллекта.

Место рождения: Брянск, Россия, 1996

Образование: МГУ, ВМК, 2013 — 2019

Распорядок дня:

Февраль 2017 — май 2017

Стажер в отделе бизнес-аналитики adidas

9:00 — Начало дня. Завтракаю и следующий час посвящаю тренировке спины. Проверено: регулярные занятия помогают избежать боли в пояснице к концу дня.

10:30 — Стендап-встреча с командой. Обсуждение текущих задач, прогресса и распределение приоритетов на день.

11:30-15:00 — Работа над продуктом. Проработка функциональных требований и планирование дальнейших шагов, встречи с аналитиками или дизайнерами.

15:00-16:00 — Перерыв на обед или кофе вне дома, стараюсь использовать это время для прогулки. Иногда во время прогулок провожу встречи в Zoom с командой.

16:00-19:00 — Завершаю основные задачи, отвечаю на вопросы в Slack, уточняю статусы задач и обновляю спецификации после обсуждений в течение дня.

С 19:00 и до конца дня — Посвящаю время себе и менторству: уроки английского, написание постов в Telegram-канале и LinkedIn, ведение вебинаров для сообщества. Тренировки по танцам, спортзал, бассейн или прогулка.


К слову, у нас в компании заведено, что среда — это день без встреч, когда можно сфокусироваться на тех задачах, которые требуют глубокого погружения.


О детстве в Брянске:

Сентябрь 2018-декабрь 2020

Технический продакт-менеджер в Яндекс

«Брянск — небольшой город на границе с Украиной и Белоруссией. Если честно, у меня не было большого желания переезжать оттуда. В моей семьей все учились и жили в Брянске. Плюс с трех лет я занималась танцами, наша команда даже побеждала в чемпионате России, ездила на чемпионат Европы в Финляндию, и в 14 лет я решила, что буду хореографом. Но тут важно сказать, что помимо танцев в моей жизни также был (и есть) старший брат — айтишник до мозга костей. Примерно тогда же он поехал в командировку в Москву, увидел масштаб рынка и, вернувшись, уверял меня, что нужно поступать на IT. Он даже купил мне билеты в Москву. Просто чтобы посмотреть на то, как МГУ выглядит. Сказал, что там есть один факультет для айтишников, самый лучший. Я съездила и начала мечтать о поступлении. Тут возникла проблема — в школе я не занималась усиленно ни математикой, ни информатикой. Но в 10-м классе я поставила себе цель подготовиться и поступить на бюджет. Из-за многолетних занятий танцами и навыка подготовки к соревнованиям я понимала: чтобы получить Х, мне нужно сделать Y. И эта система сработала. Хотя, когда я ходила к репетиторам, они все говорили: „Даже не пытайся. Мы пытались поступить, занимаясь этими науками всю жизнь. А ты хочешь подготовиться за год!“. Думаю, эти слова тоже на меня повлияли: захотелось доказать, что при желании можно добиться всего».

Об учебе в МГУ:

Ноябрь 2020-май 2021

Продакт-менеджер VK

«В IT есть такой стереотип: образование программисту не нужно. Но на самом деле на собеседовании диплом работает как бренд. Бывает даже, что человек, допустим, не совсем правильно решает кейс, но интервьюер видит его резюме и думает: „Ну, наверное, это я чего-то не понимаю“. Второй важный момент: нетворкинг. Меня окружение очень мотивировало. Когда я только поступила и увидела моих однокурсников — победителей олимпиад и выпускников лицея при университете — поняла, что мне нужно будет активно за всеми тянуться. Кроме того, интересно наблюдать за одногруппниками сейчас, так как многие достигают больших высот. Это вдохновляет. Но самый важный навык, которому меня научил университет и который я до сих пор использую в работе: в очень короткие сроки разбираться в любом сложном материале. До выпуска добралось только 40% потока — и эти люди справились во многом благодаря этому навыку».

О пути в Яндекс:

Май 2021-февраль 2022

Старший продакт-менеджер FunCorp

«Я мечтала туда попасть. Прошла порядка 13-14 собеседований (пыталась попасть в разработку), и везде были отказы. После очередного решила попробоваться в VK. Тут у меня получилось дойти до финала, но мне сказали: „Все супер, но мы чувствуем, что это не твое“. Это было очень важно услышать, потому что я впервые задумалась о том, туда ли иду. Если представить портрет разработчика, то это интроверт. Он сидит, пишет код и ни с кем не общается. А это не совсем мой психотип. VK предложили мне попробовать менеджмент. Для меня это звучало как конец света. На дворе был 2016 год, и о менеджерах в IT особо никто не знал. Я думала, что буду менеджером торгового зала в магазине одежды. Но тут мне снова помог мой брат: он рассказал, что у „Яндекса“ есть Школа менеджеров.


Я отправила заявку, сделала тестовое, и меня пригласили на собеседование, которое тоже не увенчалось успехом. Дело в том, что менеджер и разработчик мыслят по-разному. Например, меня спросили: „Вот приходит к тебе Волож (Аркадий Волож — основатель „Яндекса“. — Прим. The Blueprint) и просит сделать приложение для погоды, что ты будешь делать?“ И я сразу начала думать, как будет храниться информация в базах данных, как будет выглядеть архитектура, как внутри все будет общаться между собой. А оказалось, что надо было задать ему вопрос, зачем нам приложение для погоды? То есть, возможно, оно вовсе и не нужно компании. Или же, если нужно, то этот вопрос поможет понять, какие задачи оно должно решать, а только после этого можно начинать работу над продуктом. Это кажется очень простым, но переключиться с одного мышления на другое довольно сложно. В итоге ШМЯ отказали мне и скинули огромный список материалов, которые нужно изучить. На следующий год поступить также не получилось, но на третий я решила попробовать снова и наконец прошла».


О кейсах в Яндексе и VK:

«После ШМЯ я попала в Яндекс Карты. Надо пояснить, что ответить на вопрос, как работалось в Яндексе, в целом, невозможно — из-за того, что он разделен на множество разных юнитов. В каждом было очень по-разному. В Кинопоиске и медиасервисах, например, царила креативная атмосфера, Поиск всегда был более техническим, там сидели, в основном, разработчики. А Карты отличались духом стартапа. Первой моей задачей стала монетизация карт. Мы, например, придумали такой инструмент: вы строите маршрут, по ходу которого есть McDonalds. И карты отправляют вам поп-ап: «Будешь рядом с McDonalds, хочешь заехать?» Если пользователь соглашается, маршрут перестраивается. И вот этот поп-ап — это реклама. Еще есть, например, брендированные пины — это тоже реклама. Первые три организации в топе поиска после запроса, к примеру, «Где поесть?» тоже реклама.


Карты были уникальны еще и с той точки зрения, что у нас в распоряжении было огромное количество данных: мы знали, как пользователь проводит свой день, где работает, куда ходит, и благодаря этому могли предлагать очень релевантные вещи. Во время ковида мы увидели, что вырос запрос по всем здравоохранительным организациям, и с нуля запустили Яндекс Аптеки, чтобы пользователь мог ввести в поиск Карт «парацетамол», и ему высвечивался список с самыми ближайшими и дешевыми. Оставалось сделать заказ и забрать лекарство из аптеки. Быстро и без очередей.


Пока я работала в Яндексе, я углубилась в сегмент B2B, но мне всегда хотелось поработать напрямую с клиентом. И так удачно сложилось, что мне написали ребята из VK и предложили поработать с сегментом B2C. Там я занималась разработкой пользовательского сценария для заказа еды, чтобы можно было заказывать ее прямо в мессенджере. В тот момент, это был 2021 год, очень популярны были супер аппы. Мы работали совместно с Delivery Club, с «Самокатом», и другими проектами вроде Papa John’s. Потом я делала исследование и общалась с пользователями — оказалось, для многих эта функция была очень актуальной. Мы подключили 24 000 ресторанов, но в итоге, случилась сделка со Сбером (они купили «Cамокат» и «Кухню на районе»), и сценарий стал невозможен. Мне предложили перейти в VK Games, но я никогда в жизни не играла, поэтому совсем не смогла понять этих людей. Не понимала, как сделать для них классный продукт, потому решила уйти"

Март 2022 —
март 2023

Старший продакт-менеджер в Дзене

О совмещении хобби с работой:

«Поступив в университет, я мечтала вернуться к танцам, но смогла сделать это только на третьем курсе. Тогда у меня появился шанс попасть в команду, которая участвует в World of Dance — мировом чемпионате в Лос-Анджелесе. Я не могла упустить эту возможность и решила попробовать совмещать. Мне пришлось перестроить свой график: я приходила в офис к 8 утра и в 18:30 железно уходила, хотя для „Яндекса“ это редкость. Но в 19:00 у меня уже начиналась тренировка, которая длилась до 22 часов. Так было всю неделю, за исключением, может, одного дня. В выходные мы тренировались с 10 до 16 часов. Конечно, нагрузка была высокой, но я воспринимаю тот период как самый продуктивный. Такой график был в разы эффективней, чем сидеть до ночи в офисе. Ты уже устал, но все равно пытаешься что-то делать. Лучше резко сменить деятельность, заняться физической нагрузкой. Так с утра ты будешь со свежей головой, и решение сможет прийти к тебе как можно быстрее».


О сидении на двух стульях:

«Когда тренер сказал мне, что нельзя совмещать танцы с работой, я очень много энергии стала тратить на мысли: „Мне так хочется, а нельзя“. А это куда хуже, чем пытаться выкраивать хотя бы какое-то время на любимые занятия. Но надо понимать, что профессионально, конечно, усидеть нельзя на двух стульях. Все-таки результат там, где фокус, а мой фокус был на работе. При этом график позволял уделять достаточное количество времени танцам, и в командном (это важно, не личном — в личном такое было бы невозможно) формате мне удалось добиться успехов. Нас отобрали на World of Dance в 2020 году, мы долго готовились, я даже сделала визу. Но тогда случился ковид, до Лас-Вегаса мы не доехали. После этого началась сильная демотивация, команда распалась. Мы так долго готовились к этому, а не случилось. Долгий период у меня была апатия к танцам, и только сейчас я начинаю возвращаться к тренировкам на любительском уровне».

Март 2023 —
июль 2023

Product Lead в Дзене

О разнице Яндекса и ВК:

«В „Яндексе“ было ощущение семьи. Воложу можно было написать и позвать его на кофе, все общались на „ты“, переписывались в телеграме. Плюс внутри все было прозрачно. Например, я работала в „Картах“, и, если мне нужны были данные от „Еды“, я могла просто зайти в их дашборды и провести аналитику. В VK же все закрыто в связи с тем, что продукты куплены, а не выращены изнутри. Плюс у каждого юнита VK есть свой мессенджер для общения, дашборды и тасктрекеры тоже у всех свои. В „Яндексе“ же можно было найти расписание встреч и задачи любого сотрудника. Плюс каждую пятницу у нас проходил хурал — встреча всех-всех юнитов. Там мы делились нашими новостями, запусками, достижениями. В VK я не понимала, что происходит. И еще бывали ситуации, когда очень недоставало свободы решений. Вроде бы это все мелочи, можно не обращать внимание, но они сильно влияют. Появляется ощущение, что ты винтик. В „Яндексе“ же ты ощущаешь себя так, будто от тебя зависит все. При этом важно понимать, что из-за того, что „Яндекс“ создает эту вовлеченность, ты работаешь больше положенного — кому-то это не походит. VK многие уходят вовремя за счет того, что атмосфера другая. Люди сильнее сепарированы от работы, и для многих это комфортнее».

Об опыте в Дзене:

«Между VK и „Дзеном“ был еще один американский стартап. Там я поняла, что мне очень интересна creator economy — продукты, где создается контент (например, YouTube или TikTok). Когда я пришла в „Дзен“, мне поручили раздел с короткими видео. Мы поставили KPI на квартал, взяли цифры немного с потолка — а в итоге удалось достичь их за три месяца. Я вырастила метрики в четыре раза в том числе за счет изменения пользовательского интерфейса. Мы добавили карусель, которая позволила пользователю видеть несколько единиц контента сразу, что увеличило его взаимодействие с продуктом. После этого меня хотели повысить, дать людей в подчинение. Но на тот момент я уже находилась в Грузии, а у VK была позиция, что сотрудники должны работать из офиса в Москве. Мне очень не хотелось уходить на пике роста, я вернулась в Россию. Но все еще оставались озвученные выше нюансы по управлению. Поэтому я решила, что раз уж мне нравится заниматься creator economy, нужно уходить. Это был крутой опыт, я его очень ценю. Но я поняла, что лучше всего это сфера развита в США и нужно попробовать найти работу там».

Об IT в аукционном доме:

"Аукционный дом Phillips основан в 1796 году, поэтому его переход в цифровой формат — это очень интересный челлендж. В тот момент, когда я пришла в компанию, digital-платформы уже существовали, но были реализованы на очень старых технологиях. Поэтому, чтобы ввести какой-то простой элемент (вроде новой валюты, если дом открывается в Дубае), требовался почти год — а это очень дорого. Поэтому было решено пересобирать все с нуля, чем я и занимаюсь. Веду и backend, и frontend, и iOS, и Android-разработку, а также тестирование, аналитику и дизайн. В первую очередь мы создаем продукты для наших клиентов, но также и для людей, которые управляют процессом — условно, бьют молоточком и повышают ставки. Клиенты (они же пользователи) в этом бизнесе, кстати, крайне специфичны — если в IT-корпорациях мы могли постоянно вводить новые функции и тестировать их на 10% аудитории, то тут нет такой возможности. Каждый пользователь — на вес золота. И вместе с тем при этом небольшом количестве пользователей выручка Phillips в разы больше выручки IT-продуктов.


Отсюда вытекает специфика наших внутренних процессов — мы очень тщательно прорабатываем каждый новый элемент, появляющийся в приложении или на сайте. Если даже для одного из пользователей он не сработает, то Phillips потеряет огромные деньги. Поэтому, когда я собираюсь поставить ТЗ дизайнеру, всегда закладываю пару недель на исследование, которое он обязательно будет проводить. Так как тестировать на пользователях мы не можем, то подробно изучаем, как необходимые нам функции реализованы у конкурентов. Например, сейчас мы готовим к запуску PIP (Picture in picture. — Прим. The Blueprint) для видеотрансляций, чтобы во время аукциона можно было одновременно смотреть его и делать ставки. Лучше всего это реализовал YouTube, потому наши дизайнеры, прежде чем начать работу, тщательно изучают, как это сделано у конкурентов/других игроков. В IT-корпорациях же дизайнеры рисовали мне макеты за три дня, и мы сразу же их запускали в работу.


Еще достаточно специфичная активность — демоверсия онлайн-аукциона, которая обязательно проводится перед официальным. Это процесс, который обычно в IT-компаниях осуществляет тестировщик, чтобы убедиться, что все работает как надо. Правда, тут вместо одного человека подключается вся команда, так как нам нужно создать симуляцию реальных ставок, покупок и убедиться, что мы в состоянии быстро и четко отреагировать. Здесь счет идет на доли секунды, и если что-то пойдет не так, репутация дома окажется под угрозой.


Конечно, мы очень сильно беспокоимся о личных данных, это тоже специфика сферы. Наши клиенты — очень известные и богатые люди, поэтому мы выстраиваем систему KYC (Know Your Customer — система проверки источников финансирования пользователей с целью избегания работы с деньгами, полученными незаконным путем. — Прим. The Blueprint) для идентификации пользователей. Нам важно, чтобы в аукционах участвовали только проверенные люди и чтобы их данные никуда не ушли. В целом Phillips — очень и очень сложный продукт. Мне понадобилось три месяца только для того, чтобы заонбордиться".


Об одиночестве во время поиска работы:

«Поиск работы — это процесс, связанный с одиночеством. Ты один такой с уникальным опытом, и найти подходящую вакансию бывает очень непросто. У меня есть статистика: с 30 отправленных откликов люди получают в среднем четыре ответа. А это могут быть четыре отказа. А также больше половины соискателей в случае долгого поиска выгорают и в итоге не решаются менять работу. Плюс зачастую твои близкие не до конца понимают, чем именно ты занимаешься. Поэтому я в своем телеграм-канале Product Trends сделала пост: кто хочет вместе со мной искать работу? Будем созваниваться раз в неделю и делиться опытом. В первый же день пришло 100 человек. А сейчас в чате 400 участников. Совсем не мастермайнд, конечно».

5 инструментов, которые помогут вам в поиске работы: 

1. (Старый добрый) нетворк.

«О чем многие не задумываются, так это о том, что нетворк — это не просто количество твоих подписчиков и людей, которых ты знаешь лично. Это количество людей, которые знают, что ты ищешь работу. Это разные вещи. Среди таких людей был мой бывший руководитель из „Яндекса“. А у топ-менеджмента это немного по-другому устроено: они ничего не ищут, к ним сами приходят. Так вот он всех отправлял ко мне. Так ко мне пришли Philips. Мне повезло, что можно было устроиться удаленно и не иметь рабочей визы США».

2. LinkedIn.

«Начав искать работу, я стала его развивать, и за полгода мне удалось набрать там около 3000 подписчиков. Первым делом я подписалась на тех людей, которые мне интересны, а также на компании, где хочу работать, — например TikTok. Анализировала различные профили и, рассказывая о своем опыте, начала буквально копировать глаголы, которые используют профессионалы индустрии creator economy, куда мне очень хотелось попасть. Еще для этой же цели есть список из 50 глаголов от Гарварда — он состоит из более „сильных“ слов, которые подсвечивают твой опыт. Вообще в LinkedIn пост должен быть кратким, лонгриды не любят. А еще все подвязано на упоминаниях. Отлично работает пост с упоминанием знакомого и вопрос: „Что ты об этом думаешь?“.


И еще один важный лайфхак: в LinkedIn указано в процентах, насколько вы мэтчитесь с вакансией. И вот с вакансиями Meta у меня долгое время мэтч составлял 0%. Я не понимала почему. В итоге я скопировала их вакансию, свое резюме, отправила в чат ChatGPT и попросила его сравнить — сказать, что так и не так. Он исправил мое резюме, используя слова из описания вакансии Meta, а я просто перезалила его. И еще там есть раздел „Cкилы“. В нем указано, например, что вы на 2/10 скилов соответствуете вакансии. Я зашла на те, которые мне интересны, и добавила все необходимые навыки оттуда в свои. И ровно на следующий день мне написал TikTok (это был уже американский офис), Microsoft и разные стартапы, которые подняли денег в Кремниевой долине».


Май 2023 —настоящий момент

Старший продакт-менеджер в Phillips

3. WonsultingAI.

«Эта программа сильно поможет вам на этапе отбора вакансий. Она агрегирует все, что подходят под ваш запрос и опыт, с различных англоязычных площадок. Для России это звучит как что-то не особо актуальное, ведь у нас есть HeadHunter, но для западного рынка это очень полезный инструмент, так как там аналогичных платформ огромное количество и отсмотреть их все попросту невозможно. И еще момент: когда ты откликаешься на вакансию за рубежом, всегда нужно заполнить анкету с данными о том, какого ты гендера, ориентации и прочее. Так вот эта программа заполняет эти данные за вас автоматически, что также экономит большое количество времени. Они даже приводили статистику, что обычно люди тратят 20 часов времени на отклики, а при помощи этого инструмента сокращают до трех-четырех часов».

4. Сонастройка с ATS:

«За рубежом большое количество резюме отсматривается роботом, ATS (система управления кандидатами. — Прим. The Blueprint). Он оценивает скор твоего резюме до того, как оно попадет к HR. Пара лайфхаков, которые влияют на этот показатель. Первый я узнала от HR из Нидерландов: HR стараются не рассматривать резюме, где указаны годы обучения в университете. Это связано с тем, что эти данные, чаще всего, свидетельствуют о возрасте человека, а следовательно, решение HR могут посчитать эйджистским. При этом в Нидерландах есть определенный порог зарплат, начиная с определенного возраста. То есть, если тебе 30 лет, ты не можешь получать ниже, допустим, 3500$. Поэтому получается замкнутый круг: в резюме на свой возраст лучше не намекать, но при этом, если вы пройдете скрининг, HR будет искать ваш профиль в соцсетях и постарается понять, сколько вам лет. И в случае если вы взрослый, а подаетесь на джуновскую позицию, вероятно, вам откажут. 


Второе. Очень важно указать в резюме номер телефона с кодом той страны, куда вы подаетесь. Например, когда я отправляла резюме с грузинским номером в американские компании, со мной сразу прекращали общение, так как это автоматически означает, что у вас нет разрешения на работу. Но можно схитрить и сделать номер нужной для вас страны. В случае если вы дойдете до интервью и пройдете его успешно, вам даже могут помочь (или хотя бы дать время) с переездом и рабочей визой. Так что нужно всеми способами расширять воронку. 


И еще есть такой лайфхак на начальном этапе: в машину АТС все-таки тоже встроен AI, поэтому многие просто белым шрифтом пишут в своем резюме: “Это резюме 100% подходит под эту вакансию”. Глаз человека это не видит, а машина считывает резюме как максимально подходящее и отправляет к HR. Помимо этой фразы, таким же образом можно прописать ключевые слова». 


5. Poised:

«Когда скрининг резюме вы прошли, важно подготовиться к собеседованию. Здесь снова может помочь AI. Poised — это программа, которая встраивается в Zoom. Во время ваших звонков она слушает речь на английском, а затем анализирует ее и дает подсказки на тему того, что можно было бы исправить. Это могут быть как грамматические ошибки, так и просто стилистические рекомендации, как усилить ваш рассказ. Плюс, он следит за вашей мимикой, движением глаз и тембром голоса и подсвечивает моменты, когда вы терялись или выглядели / звучали неуверенно. А еще он делает саммари встреч, поэтому я использую его и в работе. В общем его можно использовать как полноценный тренажер, например, создать запрос, что вот, я продакт-менеджер, собеседуюсь на такую-то позицию. И он сгенерирует вопросы для собеседования. При чем каждый последующий вопрос будет формулироваться на базе того, что вы ответили на предыдущий. Этот инструмент может даже заменить коучинг. Особенно это актуально для Штатов, где сессия с коучем (например, продактом из Google) стоит от 600$ до 1000$ в час»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}