вопрос недели
кому подходит удаленная работа?
?
фото:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
спрашивает:
милана палей
Еще три года назад, когда начали отменять ограничения, связанные с пандемией, многие решили оставить сотрудникам возможность работать удаленно или гибридно. С тех пор интерес к таким вакансиям только растет. Аналитики hh.ru и IT-компании «Точка» утверждают, что за последний год спрос россиян на позиции с удаленным форматом работы вырос почти в два раза. И в наибольшей степени тренд затронул сферы финансов, медицины и продажи. Нам же стало интересно, что по этому поводу думает креативная индустрия. Обсудили с работодателями и сотрудниками, как удаленный формат работы влияет на бизнес и жизнь.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Юлия Варшавская, Forbes Woman и Forbes Life
Мы очень редко ходим в офис. Из десятка офисных рабочих мест у нас осталось только два — на всякий случай. Это не связано с тем, где находятся люди. Нам просто так удобно. И в целом за четыре года после начала пандемии мы, как и весь рынок, особенно медийный, полностью перестроились на удаленный формат.
Но есть другая важнейшая вещь, которая напрямую связана с гендерным равенством (а это поле моей профессиональной экспертизы). Гибридный график и нормализация удаленки — это, мне кажется, единственное хорошее последствие пандемии. На протяжении ста лет, что женщины выходят на рынок труда, им приходилось существовать в жестком офисном графике. Это разрушало возможность женщины адекватно совмещать свои материнские, семейные и другие обязательства и желания с работой. Конечно, мне очень хотелось бы сказать, что все семейные обязанности, в том числе воспитание детей, должны быть в равной степени разделены между партнерами. Но, к сожалению, мы живем в мире, где эта двойная нагрузка — официальный термин гендерных исследований — все еще лежит на женщинах.
В подразделении, где я работаю, много женщин с детьми. И удаленка — то, что сделало их и меня счастливыми. А еще гораздо более мобильными и эффективными, потому что за эти четыре года мы научились распределять свое время так, как нам удобно, а не как нам диктует придуманная кем-то офисная система. Нам хватает общения в чатах, летучек и редких офлайн-встреч, на которых мы в основном просто разговариваем о жизни. Поэтому я фанат удаленки и считаю, что это — лучшее, что могло случиться в жизни.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Татьяна Потапова, главный редактор в диджитал-агентстве «Палиндром»
Последние пару лет я живу между Москвой и Кашем/Стамбулом/Тбилиси/Барселоной, поэтому удаленный формат — единственный, который мне подходит.
Мне кажется, ковидные времена хорошо показали, что работать дистанционно можно не менее эффективно. Я, как мне кажется, на удаленке даже более продуктивна. Приходя в офис, я обычно трачу куда больше времени на обеды, походы за кофе и простое общение с коллегами у кулера. А дома только в течение дня перекусываю какими-нибудь орешками, зато успеваю переделать больше дел за те же часы. Первый вариант приятнее для меня, второй — для бизнеса.
Я главред, но в бренд-медиа, так что моя главная функция не представительская, а, скорее, менеджерская. То есть не походы на презентации и мероприятия, а редакционная стратегия, бюджет, организация процесса производства и своевременного выпуска качественного контента, отслеживание показателей в метрике. Со всем этим можно справляться не выходя из дома.
Остается лишь не выпадать из московской бьюти-повестки, но я в бьюти-журналистике без малого 15 лет, и меня связывают довольно крепкие дружеские и рабочие отношения с пиарщиками, косметологами, визажистами и другими экспертами из индустрии. Мы видимся, если оказываемся в одном городе, подписаны друг на друга в соцсетях. Например, о новых инъекционных техниках или системах доставки компонентов я часто узнаю из блогов врачей. А за международной повесткой я даже из офиса чаще следила через экран компьютера.
Держать связь с командой помогают регулярные звонки, а еще голосовые и кружочки (строго по взаимному согласию). Это создает эффект присутствия в одном пространстве, даже если вы находитесь за сотни километров друг от друга. Когда приезжаю в Москву, я переношу часть встреч в офлайн. Так, мы обязательно ходим на завтрак-летучку с командой бьюти-редакции, а встречи один на один трансформируются в обеды и ужины.
Большая часть команды «Палиндрома» работает на удаленке, далеко не все живут в Москве. Поэтому внутри агентства тоже есть практики, которые работают на сплочение команды. Моя любимая — наличие местной «валюты» — палиндрамов. То есть в начале недели тебе начисляется 10 палиндрамов, и ты можешь подарить их коллегам, сказав таким образом спасибо. Отправить себе монетки, даже если ты был молодцом на этой неделе, нельзя. Зато можно преумножать то, что отправили тебе. Накопленный капитал меняют на пиццу, обучение, дей-оф, мерч и другие приятные штуки. А если ты не подарил палиндрамы, они сгорают в конце недели, что стимулирует благодарить коллег регулярно.
Скучаю ли я по офису? И да, и нет. Да — потому что обожаю людей и получаю огромное удовольствие от общения. Половина моих близких друзей сегодня — это бывшие коллеги. Нет — потому что на удаленке я эффективнее. А от быстрого ритмичного выполнения задач я тоже очень кайфую.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Дарья Белякова, архитектор, основатель бюро Arch(e)type, проекта A-House, брендов Archipélago и Joser
В нашей группе компаний совсем низкий процент удаленных сотрудников. Считаю, что работа из офиса всегда эффективнее, поэтому такой формат работы для нас — исключение из правил и возможен лишь в трех случаях. Первый — если ценный для нас специалист живет не в Москве или даже не в России. Второй — проектная временная работа, где мы не единственный работодатель сотрудника. И третий — когда специфика задач специалиста требует особого графика. Например, если это SMM.
Экономически, конечно, гораздо проще перевести всех на удаленку. Содержать офис невыгодно: расходы на аренду, рабочее оборудование, коммуникации, офис-менеджеров и поддержание комфортной атмосферы. Но все наши проекты связаны с творчеством, поэтому находиться в правильной среде, взаимодействовать и обсуждать идеи с коллегами напрямую, иметь возможность поспорить — это гарант качественного результата.
В случае с удаленными сотрудниками, на мой взгляд, главное — закрепить правила работы и соблюдать их. То есть быть на связи в рабочее время, выполнять задачи в срок, вести отчетность. По нашим правилам, мы ежедневно фиксируем результаты выполненной работы. Так сотруднику проще сохранять фокус и планировать свое время, а руководитель может быстро среагировать на проблему, при необходимости связать команду внутри или скорректировать трек работы.
Каких-то особых KPI, которые бы оценивали эффективность именно удаленных сотрудников, мы пока для себя не нашли. Да и не думаю, что есть смысл принципиально разделять онлайн- и офлайн-сотрудников внутри команды.
Мы стараемся приложить все усилия, чтобы специалисты, которые работают дистанционно, чувствовали свою причастность к команде, проектам и были в одном информационном поле с офисом. Например, более года назад мы создали корпоративное приложение, в котором есть история группы компаний, календарь важных событий, контактная информация всех сотрудников — их уже больше ста человек — и электронная библиотека. Там же мы делимся новостями, фотографиями и записями лекций. А каждую пятницу компания проводит завтраки, во время которых разные департаменты рассказывают о текущих проектах, делятся опытом и актуальной информацией. Удаленных сотрудников подключаем по Zoom. Самое ценное, конечно, когда коллегам из других городов и стран удается приехать к нам на корпоративные праздники. Обычно это Новый год и наш день рождения.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Елена Хренова, HR-директор «Золотого Яблока»
«Сегодня на рынке условия диктуют кандидаты. Людей мало, а вакансий — много. Поэтому я считаю, что гибкость — залог привлекательности не только соискателя, но и работодателя. Сегодня есть много программ, чтобы отслеживать эффективность удаленного сотрудника. Например, наш IT-отдел пользуется Jira. В остальных подразделениях мы внедрили похожий софт. Но решение о том, может ли человек справляться со своими обязанностями дистанционно, в итоге всегда должно оставаться за руководителем. Это его зона ответственности.
«Золотое Яблоко» всегда предлагает гибридный формат работы, потому что в первую очередь мы ориентируемся не на время, проведенное в офисе, а на результативность. Часто оказывается, что нужный человек проживает в другом городе или даже другой стране. Мы, конечно, предлагаем переехать в Екатеринбург (офис компании входит в Топ-10 региональных штаб-квартир по версии Forbes). Но если у человека нет такой возможности, мы обсуждаем варианты работы из других наших офисов.
Поскольку у нас международная компания, мы и сами иногда предлагаем сотрудникам куда-то переехать. Например, в Казахстан или на Ближний Восток. Но здесь решение, конечно, зависит от семейной ситуации: есть ли семья, дети, родители и другие обязательства. Кроме того, не всем подходит климат. Бывали случаи, когда люди меняли страну, а потом отказывались от этой идеи из-за здоровья. Поэтому теперь мы предлагаем сначала съездить в длительную командировку, а уже потом оформлять рабочую визу.
Мы не сторонники авторитаризма и не ждем, чтобы человек проводил пять дней в офисе. Но когда кандидат настаивает строго на удаленной работе без особой на то причины, это сигнал о его негибкости. Более того, есть задачи, с которыми невозможно справляться дистанционно. Если большая часть людей, с которыми вы взаимодействуете, работает из офиса, логично, что и вы основное время будете проводить в нем. Но во всех остальных случаях, мне кажется, можно без проблем работать онлайн.
Несмотря на все плюсы удаленного формата, иногда сотрудники сетуют, что им не хватает информации о жизни в офисе и неформального общения с коллегами. И мы проводим для них онлайн-квизы, викторины, розыгрыши подарков, ведем корпоративный портал и телеграм-канал. У нас есть свои киберспортивные команды, которые участвовали в чемпионате с другими компаниями.
Гибридная работа — это не только отличная опция для линейных сотрудников, но и вызов для руководителей. Контролировать несложно, важно еще понимать, как дать обратную связь и обеспечить позитивную мотивацию. Например, в офисе ты видишь, что сотрудник чем-то расстроен, подходишь и поддерживаешь. На удаленке это сделать в разы сложнее.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Софья Троценко, основательница ЦСИ «Винзавод»
В период пандемии мы все были вынуждены перейти на удаленный формат работы, который до этого особо не практиковали. И оказалось, что он тоже может быть продуктивным.
Но для многих специалистов нашей сферы первостепенное значение все-таки имеет личное общение. Как минимум множество задач и вопросов проще и быстрее решается на офлайн-встречах. Кроме того, сам ЦСИ «Винзавод» — не просто офисное помещение, а центр культурной жизни. Здесь есть живое общение с коллегами-единомышленниками, художниками, галеристами. Тебя окружают выставки, постоянно проходят мероприятия, появляются новые проекты. Например, совсем недавно мы открыли выставку «НИИ Архив. Ремонтаж» и параллельно запустили новое направление деятельности НИИ Архив (Наука, исследование, искусство, архив). Цель направления — систематизация и исследование накопленных за время работы ЦСИ «Винзавод» материалов и знаний по истории российского современного искусства, введение их в общекультурный и исторический контексты.
Конечно, есть, например дизайнеры, которым для работы иногда требуется тишина и уединение. Но даже в этих случаях сотрудники приезжают в офис несколько раз в неделю или раз в пару недель, чтобы обсудить и синхронизировать свои задачи с остальными членами команды. Да и само пространство ЦСИ «Винзавод» пропитано искусством и энергией. Оно и создает атмосферу, ради которой хочется возвращаться.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Арсений Бродач, основатель Delo
"Большая часть наших сотрудников работает на производстве, в шоуруме или в отделе с корпоративными клиентами, где удаленные позиции невозможны по определению. Чтобы эффективно справляться с задачами, команде важно быть рядом друг с другом и недалеко от продукта. Удаленно в Delo работаю только я и еще несколько человек. Они занимаются управлением, учетом, сайтом и другими креативными задачами, у которых нет привязки к офису. Эффективность на этих позициях также не зависит от дистанционного формата. Я научился работать в любых условиях: на ходу, в самолете, на пляже или в ресторане.
Все, кто работает в Delo удаленно, переехали из России. Это и я — CEO и главный дизайнер — и наш технический директор, руководитель направления предметов быта и одежды, бухгалтер, менеджер сайтов и менеджер по закупкам на производстве. Но и до эмиграции мы уже работали в гибридном формате. Ничего фундаментально не изменилось — просто видимся реже.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Мария Командная, основательница Superbanka
В нашем бренде вопрос «удаленка или офис» уже давно решен: почти все работают удаленно. Исключение — те, кто занимается упаковкой или производством. Совещания мы обычно проводим в Zoom. Если и встречаемся, то где-то в центре, в кафе.
Небольшим брендам я не вижу смысла тратиться на шикарный офис. Возможно, для кого-то это вопрос престижа или способ повысить продуктивность команды — но нужно всегда делать выбор. Даже самое простое офисное помещение стоит в Москве в районе 60–70 тысяч рублей — как интеграция у хорошего продающего блогера. Мы сняли офисное помещение только тогда, когда перестали помещаться на производстве Кати Карповой, нашей соосновательницы. Что-то мы перевезли в офис на хранение — но все равно большая часть тары, например, у нас хранится удаленно.
Да, офис нужен еще и для того, чтобы люди могли общаться, разговаривать, чувствовать друг друга. Иногда тет-а-тет можно решить вопрос, который в чатах не решается неделями. Но если сейчас я вдруг скажу всем: «Ребята, с завтрашнего дня начинаем ходить в офис!» — думаю, в меня полетят камни. Состояние и эмоциональная стабильность команды — это очень важно, это вообще залог здоровых рабочих отношений. И сейчас, мне кажется, очень мало сотрудников, кто хотел бы работать целиком в офисе. Удаленка — это свобода. В этом плане мне нравится идея гибридного графика, но, думаю, он подходит для компаний побольше. В любом случае, я всегда за то, чтобы сотрудник сам говорил, как ему комфортно. Для меня важнее всего результат и эффективность. А результативен и эффективен сотрудник может быть только тогда, когда он счастлив и имеет выбор.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Анастасия Володина, старший PR-специалист «VK Музыки»
Удаленная работа — это прекрасно, если позволяют рабочие процессы. Но думаю, что в PR-индустрии целиком перейти на такой формат не получится. Человеческий фактор срабатывает гораздо лучше при личном взаимодействии: как с коллегами, так и с партнерами. Думаю, поэтому говорят, что одна встреча заменяет десятки разговоров онлайн, а живое общение никогда не выйдет из моды. Кроме того, PR — это не только переговоры, но и спецпроекты, мероприятия. Здесь хочешь или не хочешь, а будешь среди людей.
В нашей компании все ходят в офис, берут максимум один-два дня удаленно. Но дистанционная работа никак не влияет на продуктивность. Нам не надо использовать специальный софт, потому что никто не хочет сделать плохо, все трудятся ради одной цели и стремятся к высоким результатам. У нас очень высокая активность в чатах, на ежедневных встречах или созвонах. Сотрудников, которые не могут присутствовать офлайн, подключаем по видеосвязи.
Но иногда становится тяжело от бесконечного общения и потока людей. Например, после больших мероприятий, на которых активно работаешь со СМИ и артистами. После такого лично я чувствую острую необходимость отдохнуть и набраться сил в родных стенах. Так что меня спасает гибридный формат. Грамотное сочетание дистанционной и офисной работы помогает жить и работать в балансе.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Мария Плескач, руководитель отдела креативного маркетинга Shik Cosmetics
Изначально мы брали удаленных сотрудников только в исключительных случаях. Например, копирайтеров, которым необязательно быть каждый день строго по графику. А сейчас у нас офисы в пяти городах России и Казахстане, десять удаленных сотрудников, и сами мы, получается, работаем гибридно.
Самое сложное — синхронизировать время. Наш главный офис — в Новосибирске, а это плюс четыре часа к Москве. Первую половину дня общаемся с коллегами оттуда, вторую — выполняем задачи персонально. Поэтому в первую очередь проверяем, будет ли у человека возможность «застать» рабочий день в Новосибирске. Это просто значительно облегчит процесс.
Для нас удаленный сотрудник ничем не отличается от офисного. Система бонусов действует одинаково: от ДМС до корпоративных подарков и онлайн-лекций по прикладным темам. Также каждый триместр мы проводим квартальную встречу, где делимся успехами и планами. Это помогает оставаться в одном информационном поле.
Думаю, эффективность сотрудника, который работает дистанционно, зависит исключительно от его самодисциплины. Невозможно поставить метрики на все виды работы. У вас или есть желание и навык работать самостоятельно, или нет. Я, например, люблю иногда посидеть над задачей дома, чтобы целиком отдаться делу. И у всех сотрудников моего отдела есть возможность каждый месяц брать до шести удаленных дней.
Мы всегда стараемся сохранить кадры, несмотря на обстоятельства. Бывали случаи, когда специалисты уезжали из России, но это никогда не было поводом для увольнения. Не все переезды бывают желанными. Мне и самой однажды пришлось на несколько месяцев сменить страну. Но речи о том, чтобы попрощаться со мной в связи с этим, не было.
Надо понимать, что работа в офисе — не прихоть руководства, а реальная необходимость, которая помогает обеспечить комфорт сотрудников. Отказываться от такой позиции или нет — выбор каждого. В нашем случае даже самые заядлые удаленщики в итоге все-таки переходили в офлайн. Мне кажется, это зависит от того, какого роста вы хотите достичь в компании. Если вы планируете руководить, важно все-таки присутствовать в офисе лично или работать хотя бы в гибридном формате.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Любовь Унятович, HR-директор рекламного агентства Setters
С 2020 года мы работаем гибридно. А год назад, когда сотрудников начали возвращать в офисы, мы зафиксировали правила такого формата. Например, прописали, что команда, которая привязана к Москве или Санкт-Петербургу, должна ходить в офис минимум два раза в неделю.
Нам было важно прозрачно объяснить, почему было принято такое решение. Мы даже собрали исследования, которые доказывают, что работа из офиса продуктивнее, привели примеры того, насколько быстрее решается тот или иной вопрос в офлайне, а также показали, как сейчас меняется рынок труда. Но несмотря на новые правила, Setters остается компанией с гибким и индивидуальным подходом к команде. Поэтому, конечно, все исключения и конкретные ситуации можно обсудить с руководителем.
Мы понимаем, что эффективность работы как в офисе, так и на удаленке зависит только от уровня личной ответственности каждого сотрудника. В нашей команде каждый четко понимает свою роль и то, как его вклад влияет на общий результат. Поэтому в общем масштабе удаленный формат никак не сказывается на нашей продуктивности.
Общее чувство причастности должно быть у всех сотрудников. И в работе с распределенной командой мы понимаем, что надо соблюдать баланс между корпоративными мероприятиями и HR-поддержкой. Так, для ребят, которые работают в других странах и не могут воспользоваться опцией ДМС, мы выделяем дополнительный блок поддержки в виде сессий с психологами. А еще вместо привычных смол-токов на кухне проводим регулярные пульс-коллы с HR-командой. Когда мы организовываем общие собрания и развлекательные мероприятия, то стараемся не только создавать точки притяжения в офисах, но и обеспечивать качественную онлайн-трансляцию. А если событие проходит офлайн, мы дополнительно готовим отдельные активности для онлайн-участников.
Однако у нас остается несколько важных точек именно личного контакта. Например, день рождения агентства — время, когда мы привозим всю-всю команду в один из городов, чтобы несколько дней провести бок о бок, познакомиться лично и вдохновиться на следующие месяцы работы.
Еще четыре года назад мы выстроили достаточно устойчивую и эффективную систему дистанционного взаимодействия. Поэтому, когда кто-то из ребят хочет на время уехать в родной город, пожить у моря или просто переехать, мы не видим в этом проблему и повод прекращать сотрудничество. Это может быть и линейный сотрудник, и руководитель, и финансовый менеджер, и дизайнер. Но, конечно, остаются позиции, где важна конкретная локация. Например, офис-менеджер должен быть в офисе ежедневно. Или когда локацию диктует конкретная задача. Например, регулярная организация съемок или частые встречи с клиентами подразумевают, что сотрудник также должен быть в Москве. Но даже в таком случае ежедневное присутствие в офисе для ребят не обязательно.
кому подходит удаленная работа?
вопрос недели:
отвечает:
Юлия Гудкова, HRD HiFi-стриминга «Звук»
«Формат работы зависит от специалиста, его привычек и особенностей роли: кто-то лучше концентрируется на удаленке, кто-то выбирает гибрид. А кому-то комфортнее быть в рабочей обстановке офиса на «Кутузовской», чтобы встретиться c командой лично. И конечно, мы очень это ценим.
Помимо создания продукта, в котором задействованы разработчики и другие IT-специалисты, «Звук» много работает в рамках стратегии по поддержке музыкальной индустрии и творчества, взаимодействует с креаторами. Наши сотрудники проводят образовательные мероприятия для начинающих артистов и их команд, придумывают и запускают промокампании к релизам альбомов самых разных артистов. Например, недавно мы сотрудничали с FEDUK в рамках выхода EP «Принцесса и Робот». Также мы ежемесячно проводим презентацию новых треков — «Вечерний Звук». Такие масштабные и эмоциональные офлайн-мероприятия — особенный формат, который сложно реализовать на удаленке.
Мы понимаем, что работа и с кодом, и с артистом требует творческого подхода, поэтому в «Звуке» нет микроменеджмента, мы выступаем за гибкость и доверие. Чаще всего наши сотрудники выбирают гибридный график. И мы видим, что это никак не мешает эффективной коммуникации.
Для удобства команды мы используем платформы и решения, где прозрачно виден процесс работы над задачами. Когда создается большой проект и команды делают отдельные его части, важно, чтобы люди видели не только свой участок работы, но и картинку целиком. Например, на какие показатели компании влияет в итоге вклад конкретного сотрудника.
Скажем, любой проект с артистом состоит из переговоров с ним и его командой, создания визуалов и текстовых материалов, контента для соцсетей, концептуальных декораций, поиска интересной площадки и так далее.
На удаленных сотрудников распространяются все корпоративные бенефиты. Например, мы компенсируем затраты на аренду места в коворкингах и на совместные тимбилдинги. Также предоставляем всем сотрудникам ДМС, доступ к платформе профессиональной психологической помощи, компенсацию спортивных занятий и другую поддержку. А поскольку мы музыкальный стриминг, то наши сотрудники могут посетить концерт любимого артиста в своем городе. Для этого нужно лишь следить за каналом с проходками в корпоративном мессенджере.