Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
На этой неделе предлагаем попрощаться с программой «Бах. Гендель» в Московской филармонии, порассуждать о сложных отношениях человека и природы, показанных в фильме Рюсуке Хамагути, и посмотреть на «стильный, сильный и злободневный» космос в петербургском независимом театре.
ВЫСТАВКИ
«1966–1988: Ленинград—Москва»
19.04
09.06
Галерея Didi,
Санкт-Петербург
Творческая интеллигенция в советскую эпоху довольно четко делилась на системную и не системную: первым полагались мастерские, дачи, путевки и персональные экспозиции и государственные премии, а вторым приходилось рассчитывать только на цеховую взаимовыручку, сарафанное радио и гостеприимство друзей, дома у которых и проходили неформальные выставки. Питерская Didi Gallery в новой выставке «1966-1988: Ленинград-Москва» обращает внимание именно на художников, не признанных советским официозом, так что представлены здесь неочевидные живописные и графические работы Леонида Борисова, Игоря Вулоха, Евгения Михнова-Войтенко, Тимура Новикова, Леонида Пурыгина, Василия Ситникова, Владимира Стерлигова, Олега Целкова и Михаила Шварцмана. И пусть формально они делятся на ленинградскую и московскую школу нонконформистского искусства в совершенно контрастной стилистике, но все же формируют вполне цельный пласт советского искусства, свободного от цензуры.
Олег Целков, «Портрет с кошкой», 1976
«Уроки радости и боли»
25.04
14.07
«ГЭС-2», Москва
Динара Асанова, кадр из фильма «Пацаны», 1983
25 апреля в «ГЭС-2» стартует выставка «Уроки радости и боли», посвященная уникальному творческому методу режиссера Динары Асановой. Авторы выставки уходят от привычной структуры подобных экспозиций о кино и режиссерах и выбирают самую эффективную по воздействию на зрителя форму — буквально открывают кинотеатр в стенах творческого пространства. В первой части выставки зрители увидят дебют Асановой «Рудольфио» о школьнице, которая влюбилась во взрослого мужчину, — из-за этого фильма режиссеру не разрешили снимать в течение пяти лет. Вторая часть выставки знакомит с фильмами «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Жена ушла» и «Пацаны» — все они исследуют тему взросления, первой любви и трудного детства. Третья часть посвящена уже самой Динаре Асановой — «Дети раздоров» о трагедии распада семьи, главными жертвами которой становятся дети, отсылают к биографии режиссера. Дополнением к картинам Асановой станут ее дневниковые записи, статьи, посвященные ее работам, и архивные материалы со съемок: фотографии и отрывки интервью с режиссером и ее героями.
«Переверну-тое сафари. Современное искусство Африки»
23.04
04.08
«Арсенал», Нижний Новгород
Галерея «Триумф» и Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенал) представят в Нижнем Новгороде выставку «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки», в которую вошло более 250 работ африканских и российских современных художников. Важный мотив этой выставки — поиск собственной творческой идентичности, который напомнит, как на самом деле вариативно и разнообразно искусство континента после обретения независимости. Работы российских художников, вошедшие в экспозицию, по-своему интерпретируют культурное наследие материка и показывают то, как меняется восприятие Африки в современной России. «Перевернутое сафари» хоть и рассказывает об Африке в целом, но дает понять, что ни о каком едином культурном ландшафте континента говорить не следует.
Выставка «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки»
«ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. ВЛАДИМИР БАШЛЫКОВ»
04.04
26.05
Площадь Мира, Красноярск
В 2023 году, в год своего 80-летия, живописец, график, поэт и эссеист Владимир Башлыков одарил музей «Площадь Мира» в Красноярске своими работами. Теперь они увидят свет в рамках выставки «Пространство человеческого. Владимир Башлыков», которая идет в музее до 26 мая. На картинах Башлыкова в подсвеченной густоте сумерек — росчерки плывущих в воздухе фигур с короткими узловатыми телами и большими круглыми головами. Они существуют в пространстве, которое, в свою очередь, пронизывает их насквозь. Так художник видит внешнюю оболочку «молодых стариков», застрявших навечно в своих страхах и грезах. Называется графический цикл крайне злободневно — «Дети войны».
Выставка «Пространство человеческого. Владимир Башлыков»
«ЗЕРКАЛО ДАЛЬНЕГО ВИДА»
«Хроника цветущих событий»
26.04
23.06
23.02
12.05
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, Калининград
«Смена», Казань
Выставка нижегородских художников «Хроника цветущих событий» студии «Тихая» и галереи «Триумф» после дебюта в Москве отправилась гастролировать по России — 17 художников и три арт-команды представляют свои работы в Центре современного искусства «Смена» в Казани до 12 мая. Команда «ТОЙ» приглашает прогуляться по барахолке, Bomse и Lovermaket отправят вдохновляться грубой уличной эстетикой, как и художники Андрей Оленев и Никита Н., которые активно работают с городским контекстом в своем творчестве. Даня Пирогов, Алексей Старков, Лена Лисица, Ваца и Никита Пирумов в разной форме переосмыслили тему времени и коллективной памяти, а Иван Белов, Владимир Чернышев, Артем Филатов и Яков Хорев взялись за «реконструкцию» произведений искусства — их эксперименты выливаются в новые формы искусства и создают особую модель взаимоотношений художника и зрителя, к которым присоединяются и другие авторы выставки.
В Балтийском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 26 апреля откроется выставка «Зеркало дальнего вида» — и по названию нетрудно догадаться, что обращаются ее создатели к феномену памяти. Живопись, графика, видео-арт, перформанс, фотография, бук-арт, скульптура и керамика представлены в экспозиции 14 художников — Александры Митлянской, Ивана Говоркова и Елены Губановой, Валерия Корчагина, Алены Кирцовой, Маргариты Росчерк, Евгения Малышева, Олега Костюка, Натальи Степанюк, Дениса Тихомирова, Валерия Орлова и арт-группы «Нежные бабы». Каждый в своей авторской форме соприкоснулся со временем и памятью, чтобы найти ответы на вечные вопросы: можно ли вернуть людям давно забытое прошлое и как услышать себя в настоящем?
«Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х»
24.04
25.08
Музей Москвы, Москва
Главная выставка Музея Москвы в 2024 году «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» покажет, как изменились жизнь и образ московской горожанки в первые десятилетия советской власти — все это через призму художественных произведений первой половины XX века. Среди 2000 экспонатов — работы Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной и других художников прошлого столетия, которые сейчас позволяют переосмыслить образ столичной женщины. Какая она? Работница, революционерка, нэпманша, (комсомолка и просто красавица — конечно, не забудем!) — у советской москвички многогранный образ, который представлен живописью, скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно, такими же разнообразными и яркими работами, как и сама главная героиня Музея Москвы.
Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х»
К 150-летию Первой выставки импрес-сионистов
28.04
21.07
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Камиль Пассарро, «Городской парк в Понтуазе», 1874
В этом году исполняется 150 лет со дня открытия первой выставки «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов», подарившей нам термин «импрессионизм» и открывшей само течение широкой публике. По этому случаю в Государственном Эрмитаже откроется камерная совместная экспозиция с ГМИИ им. Пушкина: целых три месяца в Зале Клода Моне будут выставлены две картины: «Городской парк в Понтуазе» Камиля Писсарро и «Бульвар Капуцинок в Париже» самого Моне. Полотно Писсарро отсылает к искусству рококо — на нем изображен отдых французских аристократов в парке, как раз в городке Понтуазе, и хотя картина создана в истинной импрессионистской манере, художник не писал с натуры в естественном освещении, а работал по наброскам. А Моне трудился над «Бульваром Капуцинок в Париже» в мастерской фотографа Надара (там же год спустя и состоялась первая выставка импрессионистов). Неудивительно, что именно это полотно художника, будто фиксирующее широкими мазками скоротечность времени, стало для импрессионизма программным заявлением.
Фестивали
«Четыре точки отсчета»
23–24.04
Центр «Зотов», Москва
Context. Diana Vishneva и архитектурное бюро Saga — напомним, что темой двенадцатого сезона фестиваля стали «Танец и архитектура» — создали специально для центра «Зотов» танцевальный перформанс «Четыре точки отсчета». Вдохновившись архивами архитекторов Александра Веснина, Константина Мельникова, Николая Ладовского и Моисея Гинзбурга, танцгруппа Context под руководством Павла Глухова размышляет о связи современной музыки (композитор — Олег Рогачев) и архитектуры конструктивизма — двух видов искусства, динамичного и статичного, на первый взгляд, совсем не похожих друг на друга. Перформанс представляет собой четыре высказывания о концепции движения в архитектуре, разработанной советскими архитекторами-авангардистами.
Фестиваль «Четыре точки отсчета»
Intervals
01.05
27.04
Нижний Новгород
Intervals — самый крупный на территории России международный фестиваль медиа-арта начнет свою работу в Нижнем Новгороде уже 27 апреля. На время мероприятия главные городские достопримечательности, образующие архитектурное наследие города, станут площадкой для взаимодействия зрителей и работ более 20 медиахудожников и молодых авторов из России, Турции, Кореи, Испании, Азербайджана и Франции. Помимо основной выставки Intervals в программу фестиваля вошли концерт-открытие, на котором выступят фолк-группа POLE и электронный музыкант Howie Lee из Китая, а также аудиовизуальные перформансы, публичные лекции — образовательную программу организаторы мероприятия, кстати, разрабатывали в сотрудничестве с Британской высшей школой дизайна, и даже вечеринка.
Фестиваль Intervals
Концерты
SOUND UP
23.04
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла, Москва
Новый сезон фестиваля неординарных музыкальных событий SOUND UP 23 апреля откроется сочинением Филипа Гласса Another Look at Harmony. Part IV для хора и органа — российской премьерой произведения, в котором на первый план выходит ритм, создающий гармонию, и только потом — мелодия. Его в рамках фестиваля исполнят вокальный ансамбль INTRADA и органистка Ксения Свириденко. Премьеру организаторы соединили с сеансом групповой медитации в стенах Кафедрального собора Святых апостолов Петра и Павла — предполагается, что это поможет слушателям умиротворенно погрузиться в музыку и проникнуться концертом.
Фестиваль Sound up
«Бах — “Страсти по Матфею”»
24.04
Московская филармония, Москва
«Бах — “Страсти по Матфею”»
Программа «Бах. Гендель» в Московской филармонии завершается концертом «Бах — “Страсти по Матфею”» 24 апреля. Пассиону Иоганна Себастьяна Баха под руководством дирижера Филиппа Чижевского представят ансамбль Questa Musica, Хор мальчиков хорового училища и восемь солистов — Елене Гвритишвили, Лилия Гайсина, Андрей Немзер, Демьян Онуфрак, Михаил Нор, Илья Татаков, Сергей Годин и Игорь Подоплелов. «Страсти по Матфею» сочетают в себе сразу две истории о человеческой жертве — невесте, теряющей своего жениха и отправляющейся на его поиски, и праведнике, несправедливо приговоренном к смертной казни. Оратория считается одной из признанных вершин в творчестве композитора и одним из важных произведений эпохи барокко.
Кино
«Наследник»
???
25.04
В кинотеатрах страны
На этой неделе до российского проката доберется «Наследник», новая работа номинанта на премию «Оскар» Ксавье Лаграна, в 2023 году показанная на фестивале в испанском Сан-Себастьяне. Драматический триллер, основанный на романе Александра Постеля, расскажет историю Элиаса Барнеса, нового директора французского модного дома, который с головой ныряет в новые обязанности, проводит съемки рекламной кампании и последние прогоны перед показом первой коллекции, но неожиданно узнает, что в родном Монреале умер его отец. Несмотря на то что с родителем у главного героя контакта не было очень давно, он отправляется на родину с целью разобраться с наследством, которое, кажется, грозится разрушить его карьеру, и с собственными чувствами в отношении отца.
Кадр из фильма «Наследник», 2023
«Зло не существует»
25.04
???
В кинотеатрах страны
Кадр из фильма «Зло не существует»
Долгожданный новый фильм режиссера «Сядь за руль моей машины» — с этой недели в кинотеатрах страны. Премьера драмы «Зло не существует» «любимца всех кинокритиков» Рюсуке Хамагути состоялась на Венецианском кинофестивале в 2023 году, где картина забрала сразу две награды — «Особый приз жюри» и, собственно, «Премию международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)». На этот раз японский постановщик рассказал историю живущих в пригороде Токио маленькой Ханны и ее отца, узнающих, что рядом с их местом жительства планируют построить большой туристический комплекс. Это очень беспокоит главного героя, наслаждающегося жизнью в лоне природы и имеющего с ней тонкую связь. В попытке убедить недовольных жителей представители строительной компании проводят с ними целый день, в ходе которого маленькая Ханна исчезает. В «Зло не существует» Рюсуке Хамагути, кажется, максимально сближается со своей итальянской коллегой Аличе Рорвахер, которая уже несколько раз высказывалась в своих фильмах («Чудеса» и «Счастливый Лазарь») на тему агрессивной урбанизации.
Театр
«Уснувший в Армагеддоне»
25–26.04
Театр ненормативной пластики,
Санкт-Петербург
В петербургском независимом Театре ненормативной пластики на этой неделе состоится премьера — «Уснувший в Армагеддоне» Ильи Деля, поставленный на основе одноименного антивоенного рассказа фантаста Рэя Брэдбери. Главный герой, очутившийся на затерянном посреди галактики астероиде, пытается не только выжить, но и сохранить рассудок, ставший настоящим полем битвы. В своих социальных сетях театр, кстати, обещает, что космос в спектакле получился не только классически загадочным и далеким, но и таким стильным, сильным и злободневным, каким не был (внимание!) со времен Илона Маска.
«Риф»
23–24.04
«Такой Театр», Санкт-Петербург
Спектакль «Риф»
Роман «Риф» российского писателя Алексея Поляринова, посвященный манипуляциям сознанием и работе сект, нашел свое театральное воплощение в петербургском «Таком Театре» в руках у режиссера Бориса Павловича. Он по-своему интерпретировал нелинейный роман Поляринова, сохранив при этом его фирменную «полифонию». Главной темой сценической версии произведения создатели единогласно называют проблему памяти, стерев которую можно получить власть над человеком, — и, кажется, это опасность, грозящая не только участникам тоталитарных сект.
Книга
«Орнамент массы. Веймарские эссе» (второе издание)
Зигфрид Кракауэр, Ad Marginem
Издательство Ad Marginem выпускает сборник эссе немецкого социолога массовой культуры и публициста Зигфрида Кракауэра «Орнамент массы. Веймарские эссе». Он посвящен массовому искусству и его симбиозу с технологическими новинками прошлого века. Кракауэра волнует, как на искусство повлиял воцарившийся капитализм и может ли он превратить творчество — то единственное, чем современный ему человек обычно занимается не только ради выгоды, — в бездушную торговлю. Теоретик культуры размышляет и о роли самих технологических новшеств — в сборнике, к примеру, есть несколько эссе, посвященных пишущей машинке и фотокамере.
Зигфрид Кракауэр, «Орнамент массы. Веймарские эссе»