Blueprint
T

«Красивая ночь всех людей» в Музее современного искусства «Гараж»

Беспроигрышный способ провести вечер в Москве — отправиться в «Гараж», где последнюю неделю проходит вторая Триеннале российского современного искусства. В своей небольшой экскурсии для The Blueprint куратор Анастасия Митюшина рассказывает о том, что же такое Триеннале и как устроен этот ее выпуск.

Вид экспозиции 2-й Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» в Музее современного искусства «Гараж», Москва. 2020
Фото: Иван Ерофеев, Юрий Пальмин


© Музей современного искусства «Гараж»


Что такое Триеннале «Гаража»?

Триеннале российского современного искусства — это регулярный смотр, представляющий ситуацию в российском искусстве, своего рода сводка за три года. Одновременно это структурообразующая затея: такая крупная групповая выставка мотивирует и пересобирает художественную среду. Похожие опыты исследования и стимулирования локальной ситуации на базе крупных музейных мощностей есть, например, в Музее американского искусства Уитни. Его организаторы осознали ценность регулярных обзорных выставок еще в 1932 году, запустив регулярные обзорные смотры созданного за два года. Сначала они фокусировались на живописи, скульптуре и графике; с 1937 года этот формат стал ежегодным. Задачей первой Триеннале «Гаража» в 2017 году было картографирование — максимально рассказать о всех «живых зонах» современного искусства на карте России. У меня и моего напарника Валентина Дьяконова был принципиально иной подход: нас интересовало, какими отношениями эта экосистема движется и развивается.

Отбор художников: коррупция и любовь

Чтобы показать отношения в мире искусства, мы рискнули и полностью положились на художников, они стали «методом-сборкой» (термин философа и социолога Джона Ло, вдохновившего нас своей книгой «После метода. Беспорядок и социальная наука») для второй Триеннале. Мы отказались от главной прерогативы куратора — выбирать авторов. Художники — участники прошлого года рекомендовали героев для нынешнего. Было два условия — рекомендатель должен открыто рассказать о своем отношении, определив его (это моя жена, это мой соратник, это мой товарищ, это мой земляк и так далее). И второе — он обязательно должен принять участие в подготовке своего номинанта к выставке (взять интервью, написать текст к работе, просто вдохновлять и стимулировать рекомендованного на продолжение работы или даже просто посидеть с детьми, как это сделал Роман Мокров, который рекомендовал свою жену Машу Обухову). Для кого-то сама передача места, делегирование другому права высказывания стали предметом для осмысления, иногда скрупулезно серьезного, иногда ироничного и игрового. Например, Маяна Насыбуллова сделала «полевое исследование» на тему ценности Триеннале для карьеры художника, организовав аукцион на фейсбуке, на котором кто угодно мог приобрести участие в выставке. Победил бид поклонника Ивана Горшкова.


Что дает такой формат отбора? Он делает неоднородную сеть взаимодействий в мире искусства, построенных на личных связях, объемной и осязаемой. И одновременно подкупающе человечной. Кроме того, создание выставки из выбранных кем-то другим авторов — процесс чрезвычайно азартный.

Маша Обухова

Иван Горшков

Все на карту

Помимо азарта мы отчетливо осознавали наш риск: перевести удовольствие от экспериментального процесса в статичную экспозицию совсем не просто. Потому мы выбрали проверенных напарников, архитектурное бюро Grace — у них родилась идея воплотить отношения, благодаря которым участники выбраны, в образную карту. Выставочное пространство музея было поделено на 11 зон по типу отношений с причудливыми названиями: «полуостров менторов», «остров соперников», «мыс удачи», «косу друзей» и другие. Их названия парят пенопластовыми облаками над головами посетителей. Как нам кажется, это ненавязчивое зонирование должно помочь зрителю увидеть главную тему Триеннале, художественные отношения, которая связывает все воедино — но при этом и оставить для себя другие возможности трактования выставки. «Плато предков» — это единственное пространство, в котором все-таки наша кураторская воля действует традиционно.


Произведения здесь собраны по общей для представленных работ теме — диалог с феноменами прошлого либо буквально с предками.

Андрей Кузькин

Художники и не только

На выставке представлены не только художники. Например, Владимир Архипов номинировал к участию добровольческое движение «Даниловцы», которое часто работает с психоневрологическими интернатами и другими организациями, постояльцы которых порой нуждаются прежде всего в человеческом общении. «Даниловцы» были сильно заняты запуском учебной программы для города и одновременно были в недоумении от необходимости высказываться на поле современного искусства, потому отдали нам на откуп поиск формы для высказывания. А мы, в свою очередь, обратились к отделу инклюзивных программ музея. Так на выставке появилось графическое резюме беседы о волонтерстве «Портрет волонтера», прошедшей накануне. Возможно, так удастся привлечь новых участников в ряды «Даниловцев».


Еще один пример «нехудожника» среди участников — социальный историк культуры Анна Котомина. Ее выбрала ее невестка Александра Паперно. Ее инсталляция-исследование «Председатель Маточкиного шара» представляет захватывающую историю двух художников первой половины ХХ века, ученика Архипа Куинджи Александра Борисова и самоучки Тыко Вылки.

Анна Котомина

Игорь Мухин

Александр Данилов

Выбор куратора: проект «Платформа Хайдеггер»

Проект «Платформа Хайдеггер»

Многие работы мне отчаянно симпатичны. Выделить любимчиков сложно. Есть те, которыми я прямо-таки горожусь, так как «Гараж» их сопродюсировал. Есть те, работа над которыми принесла восхищение личностью автора и открыла совсем иное человеческое измерение в общении. Потому сделаю акцент, самый полезный для читателя. Обращу внимание на развивающиеся на протяжении выставки проекты. Это «Штаб городского самовыражения» — лаборатория арт-активизма от Катрин Ненашевой. Сейчас мы с Катрин решаем, с какой периодичностью и в каком формате представлять документацию акций в рамках учебы. Пока мы думаем, можно наблюдать за «Штабом» в инстаграме. Второй меняющийся проект — платформа «Хайдеггер». Это четыре мини-выставки выпускников Института современного искусства Иосифа Бакштейна (бывшего ИПСИ): участие в крупной выставке — лучший дар, который учителя (Анна Титова, Стас Шурипа) могут сделать для студентов. Вторая итерация под названием «Другие времена» пройдет с 11 октября по 9 ноября. Ширма с неопримитивистскими росписями Натальи Гончаровой, остроумные интерактивные скульптуры Эдуарда Сагинашвили, напольная скульптура Татьяны Сухаревой об автоматизации рекламного контента и видео, снятое под Пермью в городе Чусовом, от Алексея Щигалева создадут хитросплетенный ландшафт настоящего.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}