T

КЛЕОПАТРА И МЫ

В Пушкинском музее, который один из немногих решил продолжать работу в нынешних обстоятельствах, открылась выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Экспозиция включает в себя более 400 экспонатов, большая часть из которых прежде не была показана публике. К мумиям Пушкинского, которых в течение года вместе с работниками музея «готовили» к выставке работники национального исследовательского центра «Курчатовский институт», собрали небольшую коллекцию произведений искусства, появлением которых мы обязаны нескольким волнам египтомании. В ней — сервизы, сделанные после египетских походов Наполеона, голливудские пеплумы и даже мавзолей Ленина.


Египетский
сервиз
Наполеона


1807

Влияние египтомании на прикладное искусство, как говорится, переоценить невозможно. Но один сервиз в египетском стиле представляет особую ценность — в первую очередь символическую, потому что, как известно, по назначению он никогда не использовался. Это сервиз, посвященный Египетской экспедиции Наполеона и созданный по гравюрам личного советника Наполеона по культуре барона Доминика Виван-Денона. Роскошный сервиз, изготовленный на Севрской фарфоровой мануфактуре, в 1807 году был обещан Наполеоном российскому императору Александру I во время их встречи в Тильзите, когда Россия признала все завоевания Наполеона в Европе. Тогда император Франции развлекал Александра рассказами о Египетском походе. Сервиз, копию которого, кстати, в качестве прощального подарка при расторжении брака захотела первая жена Наполеона Жозефина Богарне, Александру, впрочем, уже скоро был не мил. Известно, что он напоминал императору об ужасах кампании 1812 года и лежал без дела в Петербурге.

1818

«Озимандий» 

Литературные памятники международной одержимости Древним Египтом возводили в основном романтики. Сонет кумира Пушкина и товарища Байрона Перси Шелли «Озимандий» — ярчайший представитель жанра. Сонет был написан после того, как Британский музей заявил о покупке обломков гигантской статуи фараона Рамзеса II (которого как раз иногда называют Озимандий). Описание великих руин произвело на Шелли большое впечатление, и поверженный в веках фараон (поговаривали, что в сонете Шелли описывал Байрона) с тех пор стал символом современного городского жителя, которого достало примерно все. Тут помог Вуди Аллен, в фильмах которого Шелли цитируют регулярно, а одна из серий «Во все тяжкие» и вовсе названа по строчке из сонета.



1870

«аида»

Опера Джузеппе Верди по либретто египтолога Франсуа Огюста Мариета, основателя Египетского музея в Каире, и писателя Антонио Гисланцони, заказанная правителем Египта Исмаилом-пашой для Каирского оперного театра в честь открытия Суэцкого канала. Бессмертный символ европейской колониальной политики и главное музыкальное сочинение, сделанное в египетском стиле. Хотя от культуры Египта там было, прямо скажем, немного. Опера об обреченной любви египетского военачальника и рабыни — это, конечно, продукт классического европейского романтизма с некоторыми «восточными» деталями (при этом не всегда точными, Аида, например, — это арабское имя). О музыкальной части и говорить не приходится — о музыке Древнего Египта практически ничего не известно (и вряд ли станет — нотной записи, по-видимому, в Египте не было). Тем не менее опера входит в классический канон, в Метрополитен-опере она, например, с 1886 года исполнялась больше тысячи раз.

1924-1930

Мавзолей Ленина 


В 1930 году на Красной площади вполне могла оказаться египетская пирамида. В конкурсе проектов для гробницы вождя пролетариата Владимира Ленина в центре Москвы было много великолепных идей. Например, участники конкурса предлагали создать корабль «Октябрь» с фигурой Ленина на борту, круглый мавзолей в виде земного шара, аналог египетской пирамиды (ее предлагал Федор Шехтель), а также усыпальницу в форме пятиконечной звезды. Победивший проект Алексея Щусева, впрочем, тоже недалеко ушел от варианта Шехтеля. Мавзолей Ленина — это классический пример египтизирующего стиля в архитектуре, который использует классические формы древнеегипетских сооружений. Таким образом Ленин после смерти из вождя пролетариата превратился в первого советского фараона.


Украшения 

Cartier

середина
1920-х

Массово египетские мотивы пришли в ювелирное искусство в 1920-х — как раз после обнаружения гробницы Тутанхамона. Пионером тогда выступили Cartier. Первые изделия в египетском стиле, созданные основателем компании Луи-Франсуа Картье, по сути, новаторскими не были (конкуренты Cartier в то время делали то же самое). Только когда Луи Картье, внуку Луи-Франсуа, пришла в голову идея включить в дизайн элементы подлинных египетских украшений, Cartier сорвали банк. Луи Картье изучал египетское искусство по «Описанию Египта» Эдварда Уильяма Лейна, «Грамматике орнамента» Оуэна Джонса и по собственной коллекции антиквариата. Одной из вершин «египетской коллекции» Cartier считаются броши-веера, одна из которых посвящена чиновнику из Фив Ментуемхату.



Крайслер-билдинг

1930

Стиль ар-деко сформировался во время, когда весь мир был в очередной раз одержим историей Древнего Египта. В 1922 году археолог Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона — единственную неразграбленную усыпальницу египетского фараона, в которой находилось около трех тысяч произведений искусства (и в том числе знаменитая золотая посмертная маска весом 11 кг). После сенсационной находки египетский стиль оказался буквально повсюду. В том числе и на одном из символов США и Нью-Йорка в частности — небоскребе корпорации Chrysler, построенном в 1930 году. Даже двери лифтов в вестибюле небоскреба по проекту Уильяма ван Аллена отсылали к недавним археологическим находкам: они были сделаны с явной отсылкой к египетским папирусам.


«Мумия» 

1932

Фильм Карла Фройнда 1932 года — первый «египетский» фильм в линейке классических ужастиков Universal, предок всех современных фильмов о мумиях и просто режиссерский дебют оператора Фрица Ланга. Фильм, в котором, разумеется, одну из главных ролей играл лучший актер фильмов ужасов Борис Карлофф, ругали за сентиментальность, но успеху в прокате это не помешало. При этом «Мумия» уже при выходе получила порцию вполне адекватной критики — некоторым зрителям не понравилось, что египтяне в фильме о приключениях археологов показаны в общем-то дикарями. Эта проблема в большинстве фильмов о веселых раскопках и отважных ученых, кстати, не решена до сих пор.

«Клеопатра»  

1963

Классический пеплум Джозефа Манкевича с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях, один из самых дорогих фильмов в истории и один из самых громких провалов, стал последней ласточкой студийной голливудской системы и эталонным образцом кэмпа, благодаря которому египетский стиль прочно обосновался в популярной культуре. C оглядкой на декорации «Клеопатры» MGM строила свои китчевые казино в египетском стиле в Лас-Вегасе, а наряды Тейлор тут же ушли в народ. До ХХI века фильм дожил, но не без потерь: вокруг провалившегося в прокате фильма сформировался вполне себе культ, но выбор актрисы на главную роль до сих пор остается предметом споров. Тейлор в роли египетской царицы из македонского рода современный зритель расценивает как очередной случай вайтвошинга — когда героев, являющихся представителями этнического меньшинства, играют представители этнического большинства.


Christian Dior
Haute Couture spring/summer 2004


2004

Одна из самых знаменитых коллекций Джона Гальяно для Dior, появление которой сейчас, конечно, уже совершенно невозможно. Она, разумеется, — гимн всему тому, что называется культурной апроприацией, но выполненный при этом живым гением. В 2003 году Гальяно отправился в египетский поход — изучать местную культуру (в расписание входил полет на воздушном шаре над Долиной царей) — и по его результатам представил свою интерпретацию египетских сокровищ. Костюмы, подогнанные как саркофаги, женщины-сфинксы, огромные головные уборы, украшения, выполненные в виде скарабеев, и вечерние платья, как будто собранные из бинтов мумий. Не забыт был и классический силуэт Кристиана Диора New Look — в общем, все то, что превращает живого человека в ходячее произведение искусства.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}