Большая выставка Сальвадора Дали в Манеже глазами куратора Монсе Агер
28 января и потом еще пару месяцев в ЦВЗ «Манеж» будет работать большая выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» — надежная гарантия аншлага. Беспроигрышная комбинация для бессмертной славы — гений, который научился быть суперзвездой. Его, как Элвиса Пресли, знает каждый: благодаря завораживающим картинам, острым как рапиры усам или непринужденной прогулке с муравьедом. Живописец, график, модельер, скульптор, перформер и мультипликатор, он равно талантливо ставил балет «Безумный Тристан» и рисовал логотип ChupaChups, не изменяя себе и никогда не выходя из образа.
«Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры. Стереоскопическое произведение», 1978
Лучше разобраться в цветущей сложности творца накануне московской выставки нам помогла Монсе Агер, директор Музея Дали и Центра изучения наследия Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали». Она встретилась с Ариной Романцевич (журнал «Диалог искусств»), чтобы расшифровать самые многозначные произведения художника.
Сальвадор Дали в «телепатических очках» в своей студии в Порт-Льигате, 1968
«Максимальная скорость Мадонны Рафаэля», 1954
«Пейзаж с загадочными элементами», 1934
В поисках бессмертия
Я бы назвала Дали настоящим универсальным творцом: художником, графиком, скульптором, тем, кто может перевести в любом своем произведении реальность в совершенно иную плоскость. Но в первую очередь он все-таки живописец. Интересуясь классицизмом, эпохой Возрождения, наукой, мистицизмом, он смог достигнуть триумфа в сюрреализме, но не остановился на этом. Работал с известными модными домами, рисовал обложки глянцевых изданий и создавал ювелирные украшения.
Он был скромным человеком, который понимал, что создание эпатажного образа просто необходимо для его искусства. Всю жизнь он чувствовал, что его жизнь — это борьба за то, чтобы стать таким же хорошим человеком, каким мог бы стать его брат — тоже Сальвадор (он умер за девять месяцев до рождения будущего художника). В своей автобиографии Сальвадор Дали писал, что он был в поисках настоящей веры всю свою жизнь, но так и не нашел подходящей ему — наука давала куда больше ответов, тем более учитывая то, что художник стремился к бессмертию. И искусством он это бессмертие заработал.
Секрет Дали в умении очень реалистично отражать тревоги людей, их сны, страхи. Когда рассматриваешь работы Сальвадора, то всегда видишь элементы, которые вызывают дискомфорт, на них невозможно смотреть спокойно. Так художник провоцирует зрителя сыграть с ним в игру, пробуждает любопытство. Это можно считать вариантом иммерсивности. С первого взгляда кажется, что на картине все понятно, но потом мы все глубже и глубже погружаемся в эту хитрую игру, замечая все новые элементы, детали, символы. В итоге художник заводит нас в этот сложный лабиринт и оставляет наедине с самим собой и своими мыслями. И выпутаетесь вы из этого лабиринта или нет — вопрос уже к вам.
символы
Часы. Это излюбленный символ в работах Сальвадора Дали. Художника увлекала теория относительности и восприятие времени человеком. Ну а форма часов в его работах — текучая, нестабильная — показывает интерес мастера к контрасту между мягким и твердым состоянием объекта.
«Постоянство памяти», 1931
Очень важную роль во всех работах Дали играет перспектива — она одновременно показатель и времени, и глубины подсознания человека.
Двойные образы постоянно прячутся на его полотнах. Едва ли не чаще всего это автопортрет художника. Это, возможно, разновидность нарциссизма: Дали в детстве постоянно болел, поэтому ему уделяли очень много внимания — семья, врачи, близкие — потребность в постоянной заботе сохранилась у него до самой смерти.
Ну а персонажи в углу — обнаженные фигуры с розами, очертаниями паховых областей, грудью символизируют влечение, сексуальный акт.
«Незримый человек», 1929–1932
Лицо с самолетом — образ только что сброшенной атомной бомбы, которая мгновенно взрывается в правом углу, прямо рядом со скрученными в трубочку часами и фигурой человека. Она мгновенно влияет на мир, течение времени, жизнь человека. Другие часы прислонены к голове — они стекают по ней, намекая, что представление о длительности времени после появления атомной бомбы изменилось.
Слезы, грустное голубое лицо, тени — попытка художника найти место для своего искусства в новом мире. Потрескавшиеся элементы — вазы, часы, колонны — изображение невыносимой человеческой боли.
«Атомная меланхолия», 1945
Цвет, поворот головы — оммаж Диего Веласкесу, к работам которого Дали обращался довольно часто в последнем периоде своего творчества.
Вертикальные фигуры на втором плане — кипарисы, которые герой картины (предположительно сам Сальвадор Дали) воспроизводит по своим детским воспоминаниям — их он видел из окна еще в школе.
Мужская фигура слева — он сам, молодой, двадцатилетний — вся жизнь у него еще впереди. Светлые полосы символизируют добрые воспоминания из жизни, темные — осознание неизбежности конца.
Без названия, 1981
Узнаваемые черты Галы тоже можно считать определенным символом — неиссякаемой любви, страсти, вдохновения, секса — она появляется в его работах на протяжении практически всей жизни — то голым торсом, то портретом, то лишь вообще разобранная на элементы — но при этом всегда узнаваемая.
«Портрет Галы с носорогическими признаками», 1954