Чудовищное удовольствие
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В этом году The Blueprint попросил писательницу и главного редактора журнала «Носорог» Катю Морозову ненадолго переключиться с литературы на кино и рассказать о главных премьерах Венецианского кинофестиваля. Одним из первых фильмов конкурсной программы стал «Феррари» Майкла Манна о создателе великой компании и автогоночной команды Энцо Феррари, которого сыграл Адам Драйвер. Байопик о знаменитом конструкторе, который Манн мечтал сделать последние двадцать лет, снят как трагедия с хорошо известным сюжетом — возомнивший себя всесильным будет наказан, потому что по-настоящему высокие скорости существам из плоти и крови недоступны.
![](/upload/28728/vms/db6a8371ad0af9fbdbcf730dec7d6a84.gif)
![](/upload/28728/vms/c3bc40cbec83468a617188536c1ab233.gif)
![](/upload/28728/vms/b6a3d79b4a53de13056e2abab2c1d249.gif)
Послевоенная Италия, время «экономического чуда». Город Модена и область Эмилия-Романья живут на высоких скоростях, здесь расположены знаменитые автоконструкторские бюро и фабрики Ferrari и Maserati. Их создатели — местные божества: дают работу, кормят семьи, конструируют механизмы, рассекающие пространства; наконец, под их суровым взглядом люди расстаются с жизнью — пилоты, не справившиеся с управлением, гибнут на тренировочной трассе.
Конструктор Энцо Феррари (седовласый и статный Адам Драйвер с чуть комичным накладным животом) в фильме Майкла Манна — герой древнегреческой трагедии (как подсказывает зрителям один из газетчиков, «Кронос, пожирающий своих сыновей»), правда, в итальянских декорациях. Продолжая дело итальянских футуристов, Энцо подчинил время, укротил металл и увлек немало юношей обещанием «чудовищного наслаждения» (скорость, движение механизмов и пространств в кадре действительно вызывают напряжение, граничащее с экстазом). За наслаждение зачастую приходится платить жизнью. Чем же платит сам Феррари?
![](/upload/28728/vms/7e254ab5a7edb61819e2573964b8c63a_small.jpg)
![](/upload/28728/vms/07a5b6a312e7d129a0acd12eee8addc1_small.jpg)
![](/upload/28728/vms/d34bac974c2da84dd17fada21b3fce71_small.jpg)
Энцо Феррари
Франсиско Гойя. «Сатурн, пожирающий своего сына», 1819-1823
Греческая трагедия немыслима без рока. Мы встречаемся с Феррари, когда его настигла главная беда: он похоронил любимого сына и каждый день навещает его могилу, разговаривая с ней. Кажется, эта смерть лишила его возможности «замечать» другие смерти, он познал ее природу, и теперь она его не интересует. Страшная авария во время главного автомобильного соревнования Mille Miglia, когда пилот команды Ferrari врезается в толпу в деревне Гуидиццоло и убивает девять человек (пять из них дети), оставляет Феррари невозмутимым. Его слезы мы видим только один раз — на могиле сына. Герой Драйвера часто носит черные очки, раз за разом показательно надевает их, и камера безуспешно разглядывает его лицо с недоступным для нас взглядом. Вообще, камере не просто разобраться с этим персонажем — он в первую очередь литературен (фильм снят по беллетризированной биографии Enzo Ferrari: The Man and the Machine, не переведенной, кстати, ни на русский, ни на итальянский), но Манну и Драйверу удается главное — вылепить уязвимость и слабость из непроницаемости, которую часто принимают за силу.
![](/upload/28728/vms/3d6ae5f8cb52178e925cfa622cad2dc1_small.jpg)
![](/upload/28728/vms/9a95ae8b72c4b89780110522972fad7a.gif)
![](/upload/28728/vms/f851ffd2d8c2ae14cd481bfcad50c814.gif)
![](/upload/28728/vms/a4ba89d0cdef62db26f7084811b4f40b.gif)
Вообще в фильмографию Манна «Феррари» ложится как влитой. Его герои — немногословные мужчины с интересными профессиями, в которые всегда зашит вызов судьбе, стремление хоть ненадолго, но обмануть рок: возьмем хоть уставшего гангстера из «Схватки» в исполнении Де Ниро, хоть Мухаммеда Али в байопике с Уиллом Смитом, хоть «врага общества номер один», грабителя Джона Диллинджера, которого у Манна играл Джонни Депп. Все они существуют на предельных скоростях — кто знает, за каким поворотом окажется последнее дело, схватка, пуля, которая наконец достигнет цели.
![](/upload/28728/vms/6795852ce0b1d88e7f976214f1f12fdc_small.jpg)
![](/upload/28728/vms/a63e41449e6952dcafaf1b45e190e878_small.jpg)
Майкл Манн
От Феррари до определенного момента тоже раз за разом отскакивают все обвинения, его броня сильна, но в конце концов его настигает единственное и по-настоящему страшное — от жены, божественно равной, в исполнении Пенелопы Круз. Он не смог спасти сына, несмотря на обещание. Меж тем обвинение говорит лишь о боли матери, а не о реальной вине отца. Сын Энцо и Лоры Феррари, Дино, умер в 24 года от миодистрофии Дюшенна. Но верит ли в это Феррари, не с бессилием ли он борется, добиваясь новых рекордов от своих пилотов и машин? Гонка Mille Miglia в существовавшем с 1927 года формате была закрыта именно после катастрофы в Гуидиццоло.
![](/upload/28728/vms/0f83f027442bdb83515cf08dce120f11.gif)
![](/upload/28728/vms/f54a0e276cf6f114ea3e0017fcf88c0c_small.jpg)
![](/upload/28728/vms/59320cb6f6b0e7c2ac0245ff7a5a5d23.gif)
Сцена аварии — ключевая, к ней ведут дороги и напряжение фильма, после — ослабевает ритм, герои так или иначе находят свое успокоение, разрешается любовный треугольник Феррари — жена — любовница с сыном. Прощение себе (по крайней мере, в сюжетной рамке фильма) и возможность снова выстраивать отношения не только с моторами Феррари заслужит тем, что однажды признает своего второго сына Пьеро и даст ему имя, которое таит в себе столько страсти, скорости и смерти.