Мария-Антуанетта: рок и рококо
Как София Коппола показала Францию XVIII века глазами тинейджеров.
КУЛЬТУРА • КИНО
Мария-Антуанетта:
рок и рококо
Автор:
Лёля Нордик
Как София Коппола показала
Францию XVIII века глазами тинейджеров.
Традиционно в исторических фильмах большинство режиссеров стремятся к достоверности и соревнуются в академической точности воссоздания малейших деталей, присущих той или иной эпохе. Франция XVIII века в кино при всей пышности стиля рококо наполнена бежевыми, желтыми и глухими коричневыми оттенками, так привычно обуславливающими свет от свечей. Эта перманентная желтизна и мрачность исторических фильмов создает своеобразный эффект сепии.
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/91f85bab6e628498dc6ee3bd72fa6257.jpg)
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/2890216b94710a83373cb55771aafd92.jpg)
В
2006 году София Коппола выпускает фильм «Мария-Антуанетта», в котором применяет абсолютно противоположный подход к работе с исторической эпохой. Коппола не хотела делать строгий академический фильм, она решила показать Францию XVIII века глазами тинейджеров, для большинства из которых в 16 лет (неважно, в каком им повезло родиться веке) веселье и юношеские переживания — дела гораздо более важные, чем финансы, политика и прочие государственные заботы.
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/2890216b94710a83373cb55771aafd92.jpg)
В «Марии-Антуанетте» София Коппола устроила свой маленький бунт на поле исторического кино. Революция началась с цвета и музыки. Для такой рискованной задачи режиссеру нужны были лучшие профессионалы и в первую очередь выдающийся художник по костюмам. София пригласила на площадку Милену Канонеро, а в качестве референса преподнесла ей коробку макарон Ladurée, цветовая палитра которых затем отразится во всех костюмах и мизансценах фильма. От пастельного мятного и нежно-голубого, до совсем нетипичных эпохе фуксии, мадженты и канареечно-желтого — костюмы героев буквально напоминают пирожные из старейшей французской кондитерской.
![](/upload/2014/November/24_Monday/97d85c7cfb7bc75b2d6cd10a2f2ef0b1.png)
|
София пригласила на площадку Милену Канонеро, а в качестве референса преподнесла ей коробку макарон Ladurée
|
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/2890216b94710a83373cb55771aafd92.jpg)
Милена Канонеро, прославившаяся своей работой над фильмом Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» и получившая к тому времени уже две премии «Оскар» (за костюмы к кубриковскому «Барри Линдону» и за фильм «Огненные колесницы» Хью Хадсона) говорила:
"
Для каждой конкретной ткани и цвета в фильме есть своя причина.
"
Коппола и Канонеро выстроили четкую логику деталей. Через цветовую гамму платьев можно легко проследить внутреннюю трансформацию Марии-Антуанетты. От светлых голубых оттенков детского периода к провокационным ярко-розовым платьям разгульной версальской юности и до романтического натурализма, нежных цветочных венков на светло-розовых волосах и простоты легких белых платьев, определяющих период умиротворения Марии-Антуанетты в кругу своих маленьких детей.
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/2890216b94710a83373cb55771aafd92.jpg)
Специально, чтобы создать уникальную обувь для сцены покупки новых нарядов, Канонеро пригласила легендарного Маноло Бланика. Несколько десятков пар обуви были созданы вручную под чутким руководством мастера с использованием натуральных тканей, меха и драгоценных камней. В свою очередь, Канонеро и Коппола решили столкнуть в лоб рококо и панк-культуру: в сцене королевского шоппинга, в которой так удачно смонтированы драгоценности, сладости и туфли Manolo Blahnik, появляется кадр с лиловыми кедами Converse.
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/011cf0390e84d184a21fc35fcf7723df.jpg)
![](/upload/2014/November/24_Monday/97d85c7cfb7bc75b2d6cd10a2f2ef0b1.png)
|
Через цветовую гамму платьев можно легко проследить внутреннюю трансформацию Марии-Антуанетты
|
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/2890216b94710a83373cb55771aafd92.jpg)
Еще до начала съемок София Коппола послушала огромное количество музыки в поисках вдохновения. Идея наполнить саундтрек постпанком и нью-вейвом дополнила и определила некоторые визуальные составляющие картины. Настоящим оммажем андеграундной культуре Лондона середины 1970-х стала сцена маскарада: во время бала, на котором под Hong-Kong Garden группы Siouxie and the Banshees танцует весь французский двор, Мария-Антуанетта впервые встречает графа Акселя фон Ферзена, своего будущего любовника. А вдохновением для создания образа шведского графа в исполнении Джейми Дорнана послужил главный красавчик ранней панк-сцены Адам Ант из группы Adam and the Ants. Наряд Марии-Антуанетты в этой сцене заметно отличается от всех остальных, это также не случайность. В 1970-е годы произошла столь же судьбоносная встреча Адама Анта и Памелы Рук — главной модницы лондонской панк-тусовки, известной под псевдонимом Джордан. Памелу Рук знали все, она долгое время работала в магазине Sex Вивьен Вествуд и Малькольмк Макларена, а также участвовала в концертах Sex Pistols. Ее фирменный стиль — черная одежда, высокая копна платиновых волос и черная полоса теней на глазах — был ее константой и, очевидно, стал основой для костюма Кирстен Данст в этой сцене.
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/2890216b94710a83373cb55771aafd92.jpg)
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/cec12ad9b55b0ffa39fec1ee2053c891.jpg)
Главным достоинством «Марии-Антуанетты» является то, что при заданной свободе и отрицании канонов исторического фильма ничто в картине не случайно. Каждое цветовое решение, каждый элемент саундтрека и каждый предмет продуманы и символичны. Через них мы видим атмосферу глазами юных героев, «золотых» мальчиков и девочек, для которых XVIII век, укутанный в шелк, бриллианты и пирожные, был настоящим и будущим. Свежесть цветов, яркое освещение, громкая музыка и современный подход к деталям преобразили сценарий, впервые сделав историю XVIII века созвучной самоощущению подростков XXI века с их безразличным отношениям к традициям, беззаботной страстью к материальным вещам, романтическим приключениям и бесконечным вечеринкам.
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/bf1b1a0124979e245f895b0438542db9.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/2d1d9a268bbbe9f4c612e655c9c746f4.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/e40a7e2d17d6b8c4bfe84057a3d80787.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/c43ce439547dbbca6c613054bcac1e7c.png)
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/1ba122422babedf727a7de5d3286569a.jpg)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/d3c1414320d98fd2cf0d00c30b2a2de3.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/b618d7ef126a1cfa227c23696e4158bc.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/9f7e9e5b6fa7b7a6979847431e4138b0.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/dccbf4996dd56c9cfbc854657b7673f4.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/38037a04516ef6b3948a0e2598736d5d.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/52497fff999b09f97ea5e7ae12d99e44.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/3707cf466ecba74c1761ccdfc933359b.jpg)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/4abc1ca8c04258a6d7cca83c36db6f6f.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/7679b2640cdd210fa9b9b4f5405e058a.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/f407042fd368f592de1e82dd8af31449.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/c8e99b28208e6c52f21a1d7265c378d3.png)
![](/upload/2015/March/17_Tuesday/735708249eec13941414cb7021188df2.jpeg)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/1bb9f02cf588f70722c271e7edc760ca.png)
![](/upload/2015/March/18_Wednesday/0247ce6a45e9587c0c1e8a0f2dc2c0a0.png)