Документ: Ольга Хохлова в объективе Ман Рэя
Текст: Ольга Страховская
20 ноября в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась масштабная выставка «Хохлова & Пикассо», посвященная первой жене художника и его музе — русской балерине Ольге Хохловой. Ее премьера состоялась год назад в Национальном музее Пикассо в Париже, но в Москве экспозицию дополнили собственными архивами — работами художника и фотографиями, которые Ольга Хохлова пересылала своим родственникам в Россию в 1920-е годы. Рассказываем историю одного из снимков Хохловой, представленного на выставке.
Танцовщица и одна из звезд дягилевской труппы Ольга Хохлова познакомилась с Пабло Пикассо в 1917 году в Риме — художник оформлял балет «Парад», в котором участвовала и Хохлова. Знакомство переросло в бурный роман. Сергей Дягилев предупреждал Пикассо, что к отношениям с русскими женщинами надо относиться серьезно — и действительно спустя год 37-летний художник и 27-летняя балерина поженились. Их брак (первый для Пикассо — и первый и последний для Хохловой) официально закончился лишь со смертью танцовщицы в 1955 году, но фактически они не были вместе с 1935-го. Эти отношения долго и мучительно умирали — и все это время Пикассо постоянно писал Хохлову, чей образ на его полотнах с каждым годом становился все болезненнее и драматичнее.
На этом снимке 1924 года их отношения формально еще в расцвете. За три года до этого у Хохловой и Пикассо родился сын Пауло, которого оба обожали — и это изменило не только их жизнь, но и манеру художника. Пикассо с неизменной мягкостью писал жену и ребенка, а Хохлова погрузилась в роль матери и музы художника. Несмотря на это они оставались яркой светской парой Парижа (рядом с аристократкой Хохловой Пикассо превратился из бунтаря в модного и востребованного автора) и никогда не пропускали одно из главных событий года — экстравагантный костюмированный бал у графа Этьена де Бомона в его особняке на улице Массеран. Меценат и поклонник авангарда, де Бомон познакомился с Пикассо в 1916 году (их представил друг другу Жан Кокто) — и оставался близким другом художника и его жены вплоть до Второй мировой.
Именно на очередном таком балу Ольгу Хохлову сфотографировал один из столпов сюрреализма — фотограф, художник и режиссер Ман Рэй. На Ольге — наряд, навеянный испанским происхождением мужа (сопровождавший супругу Пикассо в том году надел на бал костюм тореадора). Слегка склонившаяся в реверансе Хохлова — олицетворение успеха и благополучия; однако за этой светской маской скрывается драма женщины, чьи близкие страдают в послереволюционной России, а отношения с мужем постепенно становятся все сложнее.