Как менялась селебрити-культура
На днях Ким Кардашьян и Канье Уэст сделали лукбук для марки Уэста Yeezy из снимков папарацци и тем самым отметили новый виток в отношениях «звезда–фотограф–медиа». Мы решили отмотать время назад и проследить, как менялась селебрити-культура. От журналов, статьи в которые писали работники киностудий, до сегодняшнего дня, когда звезды стали сами контролировать свой имидж с помощью социальных сетей, — проводим экскурсию в историю публичной жизни знаменитостей.
Текст:
татьяна королева
Корни английского слова celebrity можно найти в латыни: celeber — значит «повторяемый», «популярный». Сначала слово означало качество человека, а не собственно персону; в значении именно знаменитости оно стало использоваться в середине XIX века. Американская исследовательница-социлог Карен Штернхаймер в своей книге Сelebrity Culture and the American Dream определяет их так: «Знаменитости — это те люди, о которых знает и за которыми следит некая критическая масса людей. В зависимости от того, какого типа эта звезда — актриса, спортсмен, политик или телеведущий — количество людей может быть разным, так же, как и их восприятие этой знаменитости. Но золотой стандарт селебрити предоставила нам Америка и развитая культура Голливуда».
1900-е — 1920-е
1900-e—1920-e
В начале XX века кино только набирало популярность. В Америке оно считалось низкосортным развлечением для бедных и маргинализированных слоев общества. В титрах после фильма имена актеров не указывали, и исполнители были только рады: участие в таких съемках могло плохо отразиться на их репутации актеров театра. Киностудиям нужно было зарабатывать и поднимать престиж своей работы — на этой волне и появились первые селебрити-журналы, положившие начало огромной индустрии.
первый журнал о знаменитостях the motion picture story magazine, октябрь 1911
Первый журнал о знаменитостях в Голливуде Motion Picture Story Magazine появился в 1911 году. Издания того времени были совершенно не похожи на сегодняшние. Скорее, это были отношения, построенные между студиями и журналами на взаимном доверии и необходимости. В журналах не было сплетен; это была реклама фильмов и их актеров, а все истории были написаны пиарщиками студий или по меньшей мере при активном участии этих самых студий. Уже тогда, судя по письмам в редакцию, читателей интересовало то же, что и сейчас: замужем ли она? Есть ли у нее дети? Откуда он? Что они делают в свободное время? С тех пор изменилось многое: скорость потребления информации, каналы ее доставки и, разумеется, способы обретения славы. И каждый период истории вносил свои коррективы в подачу знаменитостей в прессе.
ПЕРВЫЙ ЖУРНАЛ О ЗНАМЕНИТОСТЯХ THE MOTION PICTURE STORY MAGAZINE
1930-е
1930-е
фред астер в фильме «цилиндр», 1935
мэй уэст в фильме«я не ангел»,1933
В первые два десятилетия XX века в США истории о знаменитостях символизировали обещание экономической стабильности. Люди мечтали о другой жизни — не той, что была полна тяжелого низкоквалифицированного труда. Отчасти это обещание не было пустым: в стране была запущена новая индустрия кино, которая в том числе дала новые рабочие места. Это была настоящая американская мечта — работай и добивайся своих целей. Все изменилось во время Великой депрессии. Чтобы в это время продолжать верить в то, что каждый может добиться своего на американской земле, нужно было хорошенько постараться — экономика страны свидетельствовала об обратном. Журналы о звездах тут же приняли этот курс и стали фокусироваться на ошибках и неудачах тех, о ком рассказывали, и особенно отмечать, что их неудачи зависели только от них и их личных качеств, а не от проблем в стране.
марлен дитрих в фильме «белокурая венера», 1932
1940-е и 1950-е
Сладкая жизнь, 1959
Когда страна вступила во Вторую мировую, стремление к индивидуалистской американской мечте сменилось патриотизмом. В журнальных статьях подчеркивалось, как страдают сами знаменитости. Богатство стало означать возможность пожертвовать деньги на нужды страны. А те, кто не соответствовал этому образу, высмеивались и осуждались. Все снова поменялось после победы над Гитлером. Тогда появляется еще одна версия американской мечты — жизнь в пригородах со счастливой семьей. Звезды рассказывали, как они аккуратно тратят свои деньги, заботятся о своих семьях, а женщины подчеркивали, что их карьера гораздо менее важна, чем семья.
1940-е и 1950-е
Рон Галелла преследует джеки Онассис,1981
В это же время в Европе начал обретать популярность феномен папарацци. Свое название назойливые фотографы получили благодаря «Сладкой жизни» Феллини, вышедшей в 1959 году. В фильме главного героя сопровождает фотограф Папараццо. Сам Феллини описывал его так: «Папараццо представляется мне жужжащим надоедливым насекомым». Но в то время, чтобы получить сенсацию, у этого сорта фотографов не оставалось выбора. Все дело было во вспышке фотоаппарата: она была тяжелой и очень долго перезаряжалась, и у фотографа был только один шанс. А чем скандальнее выходил снимок, тем больше денег они получали. Выбора не оставалось — только провоцировать. Одним из известных папарацци был Рон Галелла, фотограф, преследовавший Джеки Онассис: в конечном итоге суд выдал ему запретительный ордер. Он не мог приближаться к ней ближе чем на 50 метров. Марлон Брандо сломал ему челюсть. Остановило ли это его? Нет, он просто стал надевать шлем, когда снимал актера.
марлон брандо и рон галелла, 1974
РОН ГАЛЕЛЛА ПРЕСЛЕДУЕТ ДЖЕКИ ОНАССИС, 1971
фотограф преследует мию фэрроу, 1989
1960-е и 1970-е
В 1960-е и 1970-е годы произошел мощный сдвиг в восприятии селебрити. В годы социальной нестабильности журналы рассказывали о звездах-бунтарях, которые не были согласны с существующим порядком. Еще одно важное событие поменяло ход вещей: главы киностудий, основанных в начале века, умерли или были смещены, и многие студии должны были продать сети кинотеатров. Актеры больше не были связаны многолетними контрактами и, таким образом, получили независимость и большую свободу выражения. В то же время студии больше не пользовались своим авторитетом, чтобы убрать неприятную новость из газет. Это была эпоха новой откровенности: пока знаменитые люди рассказывали больше о своих чувствах и часто — об одиночестве, люди обычные начали задумываться, действительно ли стоит стремиться к славе.
1960-е и 1970-е
«джэйн и Серж наконец женятся», журнал miss, 1972
Шер в Нью-йорке, 1978
Джэйн биркин и серж генсбур в париже, 1969
шер и грегг оллман, 1975
«Почему ни один мужчина не может жениться на джеки и быть счастливым», журнал movie mirror
1990-е — 2000-е
В 1990-х годах появилось то, что мы видим сейчас: звезды, которые известны только тем, что известны. Развитие телевидения и интернета сделало роль проводников в мир селебрити куда менее важной. Теперь, чтобы стать знаменитым, не нужен продюсер или менеджер. Достаточно одного видео, которое за ночь становится вирусным, или красивого инстаграма. Селебрити теперь представляют собой вершину индивидуализма: даже необязательно обладать каким-то талантом, чтобы стать знаменитым, можно просто быть собой, и чем откровеннее, тем лучше. В 1990-е же появляется формат реалити-шоу, благодаря которым десятилетие спустя стали известны Пэрис Хилтон, Николь Ричи (реалити-шоу The Simple Life) и, конечно, семья Кардашьян (реалити-шоу Keeping Up With the Kardashians). Но все-таки до недавнего времени оставалась небольшая граница между нами и селебрити, будь то экран телевизора или статья в газете.
1990-е — 2000-е
Пэрис хилтон, бритни спирс и линдси лохан, 2006
Пэрис Хилтон и Николь Ричи в шоу «простая жизнь»
кейт мосс выходит из своего дома
кейт мосс и пит доэрти
бритни спирс убегает от фотографов
кейт мосс и пит доэрти
бритни спирс на обложке daily news
2010-е
2010-е
С развитием соцсетей расстановка сил поменялась. Знаменитости поняли, что могут контролировать то, как их жизнь транслируется в медиа. Если уж открывать тайны и рассказывать новости все равно будут, почему не делать это самим? Существование соцсетей у большого числа селебрити поставило под вопрос необходимость папарацци. Большая или маленькая армия фотографов всегда входила в celebrity starter pack. Но если раньше они подлавливали неудобные моменты и неприятные ситуации, то теперь и здесь практически наступил мир. Многие снимки запланированы заранее: фотографу присылают информацию, где и когда будет селебрити, а потом уже появляются аккуратные снимки красиво одетой (возможно, в одежду бренда-спонсора) звезды со стаканчиком кофе. Так возникает контролируемая версия реальности — ведь не все готовы выкладывать нерезкие фотографии в домашней одежде.
Один из лучших примеров такого контроля — Бейонсе. Например, свое последнее большое интервью прессе певица дала в 2013 году. Из этого материала в журнале GQ мы в том числе узнали, что в офисе певицы в Нью-Йорке есть отдельное помещение-архив, где хранятся все ее фотографии, видеозаписи и интервью со времен Destiny’s Child. Потом была знаменитая обложка cентябрьского Vogue в 2015 году, где в материале были фотографии и текст о Бейонсе — для которого она не произнесла ни слова. Певица освоила инстаграм, сделав его своей второй визуальной платформой — первой была iam.beyonce.com в годы популярности тамблр-блогов. Ее фотография с объявлением о второй беременности стала самой популярной в инстаграме за этот год, собрав 11 миллионов лайков.
бейонсе и джей зи в лувре, 2014
По-другому относится к славе Ким Кардашьян. Ее известность — ее работа, и «закрытая» стратегия ей не подходит, ведь нужно каждый раз производить новые инфоповоды. Последний они создали вместе с Канье Уэстом. Пока фанаты ждали, как и когда Канье представит свою новую коллекцию Yeezy Season 6, Ким уже показывала новую одежду мужа в своем инстаграме. Снимки выглядят как работа папарацци, и изданиям остается только гадать, действительно ли это незапланированная съемка — ведь известно, что за стиль отвечала экс-главред Vogue Paris Карин Ройтфельд. Но сочетание стиля фотографий и известности Ким, за которой всюду следуют фотографы, сработало. Из фотографий затем получился лукбук, а во время ярмарки Art Basel Miami Beach по городу были расклеены скриншоты из инстаграма Ким с вещами из коллекции.
Знаменитости стали к нам гораздо ближе, чем были раньше: теперь они есть у каждого в телефоне на расстоянии пары кликов. Но прошла ли от этого наша одержимость, стало ли нам менее интересно? Нет. Нас волнуют те же вопросы, что и читателей самых первых селебрити-журналов. Жажда информации осталась прежней — просто теперь звезды рассказывают свои истории сами.