КУЛЬТУРА • SHELFIE
Shelfie: Алена Исаева
Текст: ТАТЬЯНА ЯКИМОВА Фото: АЛЕНА КУЗЬМИНА
![](/upload/2016/March/31_Thursday/6743534d5c14da15e104aef7d8427568.jpg)
Если бы существовал шкаф для комплиментов от звезд индустрии моды, у главного редактора Aizel.ru Алены Исаевой он был бы переполнен. Бывший главред Numéro Russia, а еще раньше директор моды Harper’s Bazaar и Marie Claire, Исаева за 20 лет взяла десятки интервью и поставила сотни съемок.
В своих письмах Андре Леон Телли оценивал ее съемки для Numéro кратко: или «amazing»,
или «fabulous». Но Алена не собирает комплименты. Она просто окружает себя памятными вещами, которым хорошо живется в дореволюционной квартире с высокими потолками.
Я искала квартиру на Сухаревке по очень простой причине: это наш семейный район исторически.
На Мясницкой жила вся мамина семья до войны, а потом семья бабушкиной сестры и моя прабабушка. Мы с мамой
с 1968 года жили в Большом Сухаревском переулке — там когда-то в булочной работала моя бабушка... Мне хотелось жить не очень далеко от мамы. И обязательно в доме, построенном до революции. Я убеждена: после 1917 года дома строили не для жизни, а для того, чтобы расселить рабочий и нерабочий класс. Даже сталинские дома
с их помпезной архитектурой почти все очень неудобные внутри: потолки низкие, кухни малюсенькие, подсобных помещений не предусмотрено... В общем, я хотела квартиру дореволюционную плюс 4 требования: газ, ванная с окном (или возможность это устроить), отдельная гардеробная
(или возможность ее устроить) и оригинальный паркет.
Нашла я свое жилье в Колокольниковом переулке
довольно быстро. Этот дом был построен в 1908 году
в псевдороманском стиле, и многое в квартире удалось сохранить в первозданном виде: окна, двери, паркет, лепнину на потолках… Эта квартира не очень большая — мне предлагали и побольше, и пороскошнее, но…
или с электроплитой, или с темной ванной, где невозможно сделать окно. А ванная должна быть именно комната,
чтобы солнце светило в окно по утрам!
А еще этот район — один из немногих в Москве,
где сохранилась городская среда (не считая «Легенду Цветного»). Чувствуешь, что не просто живешь в хорошем доме, но живешь именно в той Москве, по которой можно ходить пешком, гулять... Очень у меня узкий ареал обитания.
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
Наведите на , чтобы увидеть информацию
![](/upload/2016/March/31_Thursday/3fdf9d9d6617a3f71a95ba222dda3d5e.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/d251dd7b116f18e35f088419fe8629f6.jpg)
![](/upload/2016/March/22_Tuesday/48e4767e657fabad27401935b43d48d4.jpg)
— Роспись на стене —
За этой стеной — моя гардеробная. А расписывал стену мой близкий человек: художник Михаил Дорохов.
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/2333a39c267bb8d248859d08ecb35489.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/06ff329bc8ef242a5a313a3796767c03.jpg)
— Платье McQueen —
Это платье я буду хранить всю жизнь, потому что оно из последней коллекции Александра Маккуина «Атлантида». А Маккуин для меня — высочайший гений моды.
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
![](/upload/2016/March/22_Tuesday/cac33566d79750f3c43c9bec3eb2c286.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/737a63c30e8da3cdfaa970d21b7b4996.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/52e0a40feb35141c5f5e8c2cc588fb1c.jpg)
— Репродукция «Портрет мальчика» Пинтуриккио —
Сколько себя помню, столько у меня этот мальчик. Став постарше, я увидела эту репродукцию в «Зеркале» Тарковского и вдруг поняла, что в 60-е это была знаковая вещь, общая для многих шестидесятников: так они видели своих детей. Вообще, мне кажется, что существовал такой «набор 60-х» в квартирах того времени: Хемингуэй, Есенин — и мальчик Пинтуриккио.
![](/upload/2016/March/31_Thursday/5c3e54cf5387454b299ad941df572650.jpg)
— Автопортрет отца —
Мой папа, художник Станислав Авенирович Исаев, написал свой автопортрет в 18 лет. И здесь уже виден его характер. Виден весь отец.
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/73e8ca518f15d842954571e95334e2e8.jpg)
— Лавровая ветка —
Ветка лаврового дерева — из сада Оскара де ла Ренты в Доминикане. Это была чудесная поездка и чудесное интервью. Я спросила: «Можно мне ветку на память?» Он ответил: «Конечно!» — и сам сорвал и подарил мне. Он был необыкновенно красивый человек — и внешне, и внутренне. Настоящий аристократ, Король-Солнце, который не жалел своего света ни для кого. А еще он вместе с Хулио Иглесиасом очень много сделал для Доминиканы: финансировал аэропорт, школы, больницы.
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/13e3c8ef3a4780f6e3c53ee53c9fc453.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/dad23cd72ecfed24ecec83bcf4aedf60.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/4f936706a46f7092f8e00a88adf0cd23.jpg)
— Книга —
Сборник Корнея Чуковского «Чудо-дерево» 1965 года с рисунками известных художников, среди которых Юрий Васнецов, Евгений Чарушин и мой любимый с детства Владимир Конашевич. Все книжки с иллюстрациями Конашевича я бережно храню до сих пор, но эта мне особенно дорога, потому что я долго искала «Доктора Айболита» именно с его рисунками.
— Сундук —
Это трофейный сундук моего дедушки. Он много лет стоял в доме у бабушки в Риге, а в 2002 году переехал ко мне. Это не просто мебель, а настоящий багаж для перевозки вещей, внутри сложно устроенный. Конечно, сейчас таких уже не делают и с такими не путешествуют.
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
— Серьги —
Я очень люблю крупные серьги, потому что в них чувствую себя Женщиной. Нашла их в Узбекистане, где до сих пор можно купить настоящие старинные вещи. Такая уж страна: там даже бани XV века сохранились и работают!
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/ed3302a59fb9b36501ab343dd965742d.jpg)
— Ковры из Бухары —
Я очень люблю Узбекистан вообще и узбекские ковры ручной работы
в частности. Несколько лет назад устроила для друзей восточный день рождения: мы сидели на полу на подушках и ели плов. В этот день фотограф Егор Заика подарил мне этот красный ковер, которым я очень дорожу!
![](/upload/2016/March/31_Thursday/5e64a96799c2c03f02260a3c15d87c32.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/ef8a465a2ae59d2aed2cdcb6fb0b993e.jpg)
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
— Буфет в гостиной —
Буфет из дуба в готическом стиле, сделанный в конце XIX века, мой отец купил в середине 1960-х за тридцать рублей. Тогда этот буфет казался безнадежно устаревшим, да еще и не влезал в хрущевку. Поэтому стоял
в коридоре, где потолки были повыше. Когда я впервые пришла в эту квартиру и увидела три окна, сразу подумала: вот где встанет мой «готический собор»! Так буфет выбрал мне квартиру.
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
![](/upload/2016/March/22_Tuesday/7cd3567ec7f7fbd8d7ec7465e8608a40.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/30be72832cdca1da32a6de9edf32c0f3.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/e9e352717ce662615eadd13393d48a17.jpg)
— Пудель —
Я купила его в галерее «Роза Азора» в начале 90-х, когда она только открылась. Этот пудель все время смотрит в окно и ждет. Меня, конечно.
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
— Люстра —
Эту люстру с хрустальными подвесками я везла из Парижа: она была такая огромная, что заняла отдельное пассажирское место в самолете. Я вообще признаю только китайские фонарики и такие вот аутентичные европейские люстры: чтобы железяки были старые и хрусталь настоящий…
Она французская, XVIII века, изначально была сделана для свечей,
а потом ее аккуратно переделали под электричество.
![](/upload/2016/March/22_Tuesday/61b64d7860dcbc955c520f7452b70be4.jpg)
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
— Фото Зингаро —
Французский аристократ Клеман Марти, известный всему миру как Бартабас, в 80-е годы основал конный цирк-театр «Зингаро» в честь лошади Зингаро, которая была очень умной и артистичной и даже умела сидеть как собака.
Эта фотография была сделана Питером Линдбергом для американского Harper’s Bazaar во время нью-йоркских гастролей «Зингаро». К сожалению, через несколько дней легендарный конь заболел и умер.
![](/upload/2016/March/31_Thursday/1ec7a1e9101b60db3f84bb9deaa8f85c.jpg)
![](/upload/2016/March/31_Thursday/89f6c010a50b2ff06ae0f1d746e512b0.jpg)
— Открытка —
Эту открытку мне нарисовал великий Серж Лютенс. В 2014 году я брала
у него интервью для Numéro Russia, а потом он прислал мне новогоднюю открытку, где зашифровал имя Алена. Приятно.
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)
![](/upload/2016/March/17_Thursday/947af9cd2f8f22a0eccf8eb3b9f0a7d8.png)